Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта------------12
Приложение (материалы по оцениванию проектной деятельности)------13
Тема проекта: «Рисуем музыку»
Проблема
Ограниченные знания выразительных средств художественной деятельности не дают возможности в полной мере развитию творческой самореализации личности.
Актуализация проблемы
Значимость обращения к этой теме вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни детей занимает искусство. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Безусловно, искусство должно являться стержневым компонентом современного образовательного процесса, так как именно оно наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.
В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности. Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения обучающихся к эстетическим ценностям, является руководство преподавателя. Оценив значимость данной проблемы, мы разработали проект «Рисуем музыку».
Цель проекта
Выполнение работ для выставки «Рисуем музыку», создание презентации отчетного концерта по итогам года «Необыкновенный сон» в котором с помощью ИКТ будут демонстрироваться творческие работы обучающихся художественной школы совместно с итоговой информацией о творческой работе за год музыкальной школы.
- выявить способности и умения учащихся работатьсамостоятельно и в команде,
- умение работать с дополнительной литературой, вести поиск информации, выделять главную мысль;
- учить слушать и понимать музыку, определять характер музыки, ее настроение;
- знакомство с творчеством композиторов (П.И.Чайковский, С. Прокофьев, А Вивальди).
Воспитательные
- приобщение обучающихся младшего и среднего школьного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через синтез искусств при организации совместной художественно-творческой деятельности детей.
- формирование интереса у обучающихся к классической музыке, изобразительному искусству;
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
активизировать творческие способности для создания работы.
Развивающие:
- развитие проектно-исследовательских навыков учащихся;
- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- развитие музыкальной памяти через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Тип проекта: долгосрочный, творческий.
Сроки проведения проекта: с марта 2017г. по май 2017 г.
Участники проекта:
- обучающиеся младшего и среднего школьного возраста МУДО «Сланцевская детская художественная школа» (группа общего художественного развития «Д» (8-10 лет) - преподаватель Прокофьева С. Г., четвертый класс «А» обучающихся по предпрофессиональной программе «Живопись» (14-15) - преподаватель - Коновалова И. Б.)
Личностные результаты:
Становление личностных характеристик:
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед одноклассниками и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- способный анализировать музыкальное произведение и средства выразительности, используемые композиторами, для создания художественного образа;
- умеющий отражать впечатления о музыкальном произведении в рисунке.
Итоги обучения
накопление обучающимися музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями композиторов (П.И.Чайковский, С. Прокофьев, А Вивальди);
умение обучающихся через рисунок понять и представить музыкальный образ и содержание музыкального произведения;
умение выполнять многослойную композицию в различных техниках как станковой композиции так и в стилизации предметов;
формирование навыков работы в команде;
приобретение опыта планирования собственной деятельности,
формирование умений работы с ресурсами Интернета.
развитие творческих способностей детей; выполнение работ для выставки «Рисуем музыку», создание презентации отчетного концерта по итогам года «Необыкновенный сон» в котором с помощью ИКТ будут демонстрироваться творческие работы обучающихся художественной школы совместно с итоговой информацией о творческой работе за год музыкальной школы.
Триада вопросов, направляющих проект
Основополагающий вопрос
Может ли «музыка» быть средством выражения?
Проблемный вопрос
Какие чувства передаёт музыка?
О чём рассказывает музыка?
Как рассказывает музыка?
Учебные вопросы
Какие средства выражения есть в изобразительном искусстве?
Какие методы стилизации вам знакомы?
Что такое центр композиции?
Этапы практического взаимодействия с обучающимися:
Установка на знакомство с музыкальными инструментами - посещение музыкальной школы;
Установка на слушание и восприятие музыкального произведения – посещение музыкальной школы (беседа о музыкальном произведении, знакомство с автором, названием);
Исполнение музыкального произведения преподавателями или обучающимися музыкальной школы;
Определение эмоционально-образного содержания музыки («Какие чувства передаёт музыка?»).
Выделение черт программности и изобразительности при их наличии («О чём рассказывает музыка?»)
Определение выразительных средств, с помощью которых создан музыкальный образ («Как рассказывает музыка?»)
Синтез восприятия музыки с практическими и творческими действиями, помогающими обучающемуся выразить во внешних проявлениях свои переживания, глубже прочувствовать характер музыки, активно переживать свои впечатления;
Раскрытие характеров и образов в изобразительной деятельности. В итоге – создание выставки «Рисуем музыку» и презентации «Необыкновенный сон», в котором с помощью ИКТ будут соединены в единое целое рисунки обучающихся художественной школы и итоги годового отчетного концерта деятельности музыкальной школы.
Этапы проекта
Подготовительный этап Продумывание преподавателем темы проекта, выбор возрастной категории учащихся, формулирование основополагающего вопроса и содержательных вопросов для проектной деятельности учащихся, формулирование дидактических целей проекта и методических задач.
Проектный этап Практическая работа учащихся, где преподаватель не учит, а помогает ученикам в поиске источников и сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную связь с детьми и организует представление результатов работы в различных формах.
Этапы проекта
Учащиеся
Учитель
1.
Подготовка
1.Установка на знакомство с музыкальными инструментами - посещение музыкальной школы;
2. Установка на слушание и восприятие музыкального произведения – посещение музыкальной школы (беседа о музыкальном произведении, знакомство с автором, названием);
3. Исполнение музыкального произведение преподавателями или обучающимися музыкальной школы.
Предварительная работа: слушание музыки, обсуждение настроения музыки, обсуждение музыкальных образов, поиск ассоциаций с художественными образами.
Посещение музыкальной школы и знакомство с музыкальными произведениями
позволит преподавателю выяснить начальные знания учащихся в области музыкального искусства, отношение к нему, узнать, какие вопросы интересны детям;
- знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся;
-. постановка главных вопросов проекта:
Основополагающий вопрос
Может ли «музыка» быть средством выражения?
Проблемный вопрос
Какие чувства передаёт музыка?
О чём рассказывает музыка?
Как рассказывает музыка?
2.
Погружение в проект
- формулирование проблемы;
- выдвижение гипотез решения проблем;
- определение цели и творческого названия проекта
- выбирают тему индивидуальных и групповых работ;
- предлагают способы решения проблемы;
- определение цели и творческого названия проекта
- помогает в постановке темы и целей, предлагает идеи, высказывает предположения, направляет и корректирует работу на всем этапе;
3.
Организация деятельности и
обсуждение плана работы
- делятся на 2 группы - 1) обучающиеся младшего и среднего школьного возраста» (группа общего художественного развития «Д» (8-10 лет) - преподаватель Прокофьева С. Г.;
2) четвертый класс «А» обучающихся по предпрофессиональной программе «Живопись» (14-15 лет) - преподаватель - Коновалова И. Б.)
- в группе обсуждают план работы, формируют задачи:
- определение источников информации (интернет, литература, интервью, опросы), сбор информации;
- определение способов деятельности (последовательность технологии изготовление композиции –
4 «А» класс – выполнение стилизованной композиции – «Музыкальные инструменты»;
группа общего художественного развития «Д» - выполнение композиции - «Пой и играй музыкант»);
- определение способа представления результатов (выставка работ на отчетном годовом концерте детской музыкальной школы);
- изготовление композиции,
-оформление выставки.
- предлагает возможные формы презентации результатов; наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью на всем этапе;
(обсуждение со школьниками возможных способов деятельности проводится фронтально со всеми группами)
4.
Осуществление деятельности
- самостоятельная работа учащихся в группах; выполнение композиции:
- работа над эскизами, работа по эскизам над композицией
- корректирует работу на всем этапе; дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость
5.
Подготовка выставки
- оформляют выставку
- наблюдает, советует на всем этапе
6.
Итоговая рефлексия
Итоговая рефлексия учеников:
участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки:
- самооценка навыков сотрудничества в группе
(группы оценивают работу каждого участника),
- самооценка управления самообучением
Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета
Заключение
Разработка данного проекта - это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.
В процессе творческой работы учащиеся получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. Таким образом, работа над проектом во много раз повышает мотивацию к учению, познавательную активность учащихся, их самооценку, позволяет ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи.
С веками меняются эстетические принципы, меняются виды искусств, совершенствуются способы выражения, появляется язык, на котором человек может тоньше описывать то, что он чувствует, создавая или воспринимая художественное произведение. Но творчество, как способ существования духовного начала, неизменно.
Предполагаем, что проект «Рисуем музыку» продолжит свою деятельность через: расширение связей с учреждениями социально-культурного назначения (музеи, библиотеки и т.п.) – совместные творческие проекты.
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Оборудование: компьютер, сеть Интернет, принтер, проектор, флэш-карта
Используемая литература:
. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).
. Неменский, Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М., 2001. - с.210.
Пахомова Н. Ю.
Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2011. – 112 с.
Intel® «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. пособие – 10-е изд., переработанное. – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. – 168 с. + CD
Интернет ресурсы
Методика преподавания изобразительной деятельности http://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/metodika-prepodavaniya-izobrazitelnoy-deyatelnosti
Метод проектов на уроках ИЗО и во внеклассной работе http://festival.1september.ru/articles/561473/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы по оцениванию проектной деятельности учащихся
Взаимооценка работы групп.
Критерии оценки
Критерии
1
2
3
Фактическое количество баллов
Ответ на вопрос
Сформулирован ответ на вопрос.
Ответ обоснован
Ответ на вопрос сформулирован, но недостаточно обоснован.
Ответ сформулирован нечетко, нет обоснования.
Способы деятельности
Четко определены и освоены способы деятельности
В недостаточной степени освоены способы деятельности
Способы деятельности не освоены
Работа в группе
Четко и поэтапно представлена деятельность каждого участника группы
В основном представлена деятельность каждого участника группы
Лишь частичные, разрозненные сведения о деятельности участников группы.
Готовая работа
Работа выполнена качественно, соответствует содержанию, имеет оригинальный авторский замысел.
Работа выполнена хорошо, в основном соответствует содержанию, содержит авторские элементы.
Работа выполнена небрежно, ответствует авторский замысел.
Выводы
Логичны, обоснованы, соответствуют
цели и задачам.
В основном, соответствуют целям и задачам, однако, представлены бессистемно.
Отсутствуют или не связаны с целями, задачами и результатом
2.3 Самостоятельность в описании последовательности выполнения работы
2.4 Соблюдения Т.Б. на каждом занятии
2.5 Выполнение работы в срок
2.6 Соответствие выполненного изделия эскизу
10
10
20
10
10
10
3
Заключительный
3.1 Представление продукта
10
5
Итоги баллов
100
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Оборудование: компьютер, сеть Интернет, принтер, проектор, флэш-карта
Используемая литература:
. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).
. Неменский, Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М., 2001. - с.210.
Пахомова Н. Ю.
Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2011. – 112 с.
Intel® «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. пособие – 10-е изд., переработанное. – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. – 168 с. + CD
Интернет ресурсы
Методика преподавания изобразительной деятельности http://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/metodika-prepodavaniya-izobrazitelnoy-deyatelnosti
Метод проектов на уроках ИЗО и во внеклассной работе http://festival.1september.ru/articles/561473/
Приложение
Работа группы общего художественного развития «Д» (8-10 лет) - преподаватель Прокофьева С. Г
Работы четвертого класса «А» обучающихся по предпрофессиональной программе «Живопись» (14-15 лет) - преподаватель - Коновалова И. Б.)