kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тени, штрихи, блики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить с техникой нанесения теней, штрихов и блика

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тени, штрихи, блики»

Тема занятие кружка: «Тени. Штрихи. Блики».

Цели и задачи: 

1.Научить самостоятельно выполнять рисунок.

2.Развитие зрительной памяти, образного воображения, композиционного мышления, художественного вкуса, пробудить фантазию.

3. Познакомить с понятиями «блик», «рефлекс», «колорит», «полутени», «собственная тень», «падающая тень».

4. Познакомить с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.

5. Развивать приёмы работы карандашом.

6. Укрепить умение размещать на листе предметы.


Тип занятия Комбинированный

Оборудование и материалы: кисти, краски, простые карандаши, листы бумаги формата А4, палитра, образец рисунка.


Ход занятия:


  1. Организационный момент. 

1 Приветствие.

2 Проверка готовности учащихся к уроку.

3 Обобщение пройденного на предыдущем уроке материала:

- С какими приёмами штриховки и растушевки карандашом вы знакомы?

(нажимом), накладыванием штрихов. 













II. Вступительная беседа. Сообщение новой темы.

1 — собственная тень; 2 — полутень; 3 — рефлекс; 4 — свет; 5 — падающая тень.

Построение формы шара.


Для того, чтобы нарисовать что-либо объемным, художники пользуются несколькими основополагающими вещами:

Форма. Построение предмета и понимание его формы очень важно. Причем, сначала оценивается общая геометрическая форма предмета. Это делается путем прищуривания (поначалу так легче) и определения, на какую геометрическую фигуру больше всего похожа форма предмета.

После этого можно приступать к деталировке.

Штриховка – это заполнение рисунка параллельными линиями. Штрих может быть очень разным, в зависимости от задачи, которую выполняет. Три основных вида:

-Одинаковый по всей длине. Толщина линии не меняется от начала до конца штриха.

-Тоньше к краю. В средней части линия более выраженная, к краям сходит на нет.

-Односторонний. Точка начала каждого штриха самая четкая, потом линия плавно сходит на нет.

ВАЖНО!!!Штрих должен всегда ложиться на форму! Не ломать ее, а создавать и подчеркивать!

Пятно. Относится к мягким материалам и туши. Чернографитный карандаш и пятно – понятия несовместные. В карандашном рисунке даже в самом темном месте всегда должен быть виден штрих, и он должен быть красивым и аккуратным. Пятно тоже служит для создания объема, подчеркивания формы. К нему мы вернемся, когда будем говорить о разных графических техниках и разных материалах.

- Задумывались ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму предметов. Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам ее увидеть.

Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось, он должен научится воспринимать все видимое пространство и объемно – рисуя предмет с одной стороны, как бы видеть его со всех сторон.

- Как добиться, чтобы ваши рисунки выглядели выразительными и объемными, и в этом нам поможет знание светотени.

Любая фигура отражает свет и отбрасывает тень.

Светотень можно условно разделить на несколько «частей»: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень.

Объем и форма предмета видна только на свету, в темноте мы их видеть не можем. Поэтому освещение – очень важная часть создания объема. 2 основных понятия – свет и тень – делятся на несколько более мелких.

Градации светотени - свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Свет - самое светлое пятно на предмете после блика. Здесь уже хорошо виден сам цвет предмета, и он самый светлый.

Блик - это самое светлое место на предмете, которое отражает свет. 

Самая освещенная и яркая часть светотени. Это то место, которое полностью отражает свет. Его мы часто видим, например, в глазах.

А полутень - это плавный переход от света к собственной тени. То есть не такое светлое как свет, но и не такое темное, как собственная тень предмета.

Собственная тень - это самое темное место на предмете. В этой области предмет на освещен, самая темная часть на предмете. Чем ближе к источнику света – тем светлее, чем дальше от него – тем темнее. Делится, в свою очередь, на тень и полутень.

Холоднее полутени.

На ней ближе к краю изображается рефлекс.

Падающая тень - образуется от предмета на другой плоскости, к примеру, человек стоит на дороге, на дорогу отбрасывает тень. На эту плоскость не попадает свет, будучи заслоненным предметом. Падающая тень темнее собственной тени предмета, чем ближе тень к предмету, тем она четче и темнее, чем дальше, тем рассеянней и светлее. И еще, не забывайте уводить падающую тень в перспективу, если она, к примеру, ложится на стол.

Не забывайте, что тень повторяет предмет, от которого она падает. Тень от квадрата будет квадратом, тень от круга — кругом.

Рефлекс – самая непонятная штука. На самом деле, все просто. Рефлекс – это часть тени, куда падает отсвет цвета и света от поверхности, на которой лежит предмет, иногда его называют отсветом. Чем более светлая или глянцевая поверхность, тем ярче рефлекс. Как правило, он находится на самом краешке предмета, как бы разделяя собственную и падающую тень. Не тренированному глазу бывает очень трудно заметить рефлекс, но если посмотреть на предмет немного прищурившись, то рефлекс становится более заметным. Точное воспроизведение рефлекса очень важно, именно он дает понять зрителю, что данный предмет существует не один, а в окружении других разнообразных вещей, даже если они не изображены на рисунке. Без изображения рефлексов картина не будет целостной и законченной.

Рефлекс зависит от окружения. Это хорошо видно на рисунке.


Степень освещения зависит от положения предмета в пространстве относительно источника света, от характера источника света, расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от падения луча света на поверхность.

Также степень освещенности предмета зависит от того, как близко предмет находится к источнику освещения. По мере приближения предмета к свету, его освещенность будет усиливаться, и наоборот, по мере удаления – ослабевать.

Понятие о цветовых отношениях.

Цвет – душа живописи. Действительно, основу художественных средств реалистической живописи составляет цвет в единстве с рисунком и светотенью. Но что подразумевают под цветом в живописи? Может быть, известную нам по опыту окрашенность предметов? Оказывается, нет, а нечто иное, более сложное. Живопись – это не протокольный отчет о наших знаниях об окраске тех или иных предметов, не раскраска рисунка в соответствии с этими знаниями, а такая художественная передача цветовой обстановки, какой мы воспринимаем ее в конкретных условиях.

Из опыта мы знаем, что огурец зеленый, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими красками? И да и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим или даже почти красным (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых.



III. Практическая работа.

Выполните рисунок объёмных геометрических тел (конус, куб и т.д.) или нарисуйте по памяти и представлению овощи и фрукты карандашом, с нанесением светотеней.

- Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры? (наличием (отсутствием) предмета, который будем рисовать)

- Расположение на листе называется компоновка. (новые слова появляются на доске).

- Как вы думаете, что ещё важно учитывать при рисовании? (размер изображаемых предметов).


Этапы работы:

1. Расположи лист бумаги;

2. Продумай композицию;

3. Закомпонуй детали рисунка;

4. Выполни рисунок в карандаше;

5. Добавь цвет, продумай фон.


Во время практической работы делаю целевые обходы:

1) оказание помощи детям, испытывающим затруднения;

2) контроль объёма и качества выполненной работы.



   ІV. Итог урока.

     Что нового узнали?

     Чему научились?

  1. Уборка рабочих мест.

  2. Выставка работ.

  3. Мое заключительное слово.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Тени, штрихи, блики

Автор: Сагубаева Венера Анваровна

Дата: 09.11.2017

Номер свидетельства: 437924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Программа изобразительное искусство 2 год обучения "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-izobrazitiel-noie-iskusstvo-2-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111595"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407667965"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Календарно тематическое планирование по изо "
    ["seo_title"] => string(49) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-izo"
    ["file_id"] => string(6) "111568"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407654524"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Конспект урока"
    ["seo_title"] => string(16) "konspekt_uroka_8"
    ["file_id"] => string(6) "531473"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576075200"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Понятие о проектной графике.  Классические средства композиции. "
    ["seo_title"] => string(70) "poniatiie-o-proiektnoi-ghrafikie-klassichieskiie-sriedstva-kompozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "107606"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403347898"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка открытого урока  по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Натюрморт  в графике» (выполненный в технике «граттаж»). "
    ["seo_title"] => string(138) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-natiurmort-v-ghrafikie-vypolniennyi-v-tiekhnikie-ghrattazh"
    ["file_id"] => string(6) "139073"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417635072"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства