kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа изобразительное искусство 2 год обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисунок. Компоновка. Линейная перспектива. Перспектива и конструкция геометрических тел. Форма. Светотень. Пропорция. Тон. Штрих. Фактура. Графика. Графические материалы. Линейная перспектива. Перспектива в изображении пейзажа. Линия горизонта (уровень зрения). Точка схода параллельных линий. Главная точка схода (расположена напротив глаз под прямым углом к горизонту). Фронтальная перспектива (одна точка схода). Угловая перспектива (две точки схода). Изображение предметов, находящихся выше или ниже уровня зрения. Воздушная перспектива. Воздушная перспектива линии. Создание иллюзии пространства на плоскости листа в линейном рисунке (толщина, тон, частота линий). Перспектива улицы. Линейная перспектива. Наблюдательная перспектива (используемая художниками). Рисунок с натуры цилиндра: определение основных пропорций (высоты и ширины), расположения на листе, границ света и тени; построение осевых линий; прорисовка овалов; нанесение светотени (блик, свет, тон, полутон, тень, рефлекс). Падающая тень. Штрихи, подчеркивающие форму цилиндра.
                                                                                                                                                   Рисунок по выбору конструктивных геометрических тел (пирамида, шестигранная призма). Определение величины и пространственного положения, основные пропорции, степень разворота граней. Освещенность предметов. Свет. Полутень. Тень. Рефлекс. Собственная и падающая тень. Нанесение блик- штрихов по форме предмета тела.
                                                                                                                                                      Рисунок натюрморта из двух-трех несложных по форме и фактуре предметов быта. Компоновка. Построение (ось симметрии, овалы). Передача объема. Деталировка (влияние освещения).
                                                                                                                                                Набросок дерева. Зарисовка группы деревьев. Пространственное построение пейзажа. Линия. Тон. Первый план – контрастный тон.  Петроглифы. Наскальные рисунки. Трансформация плоскости в объем. Форма (длина, ширина, высота), характерные особенности (соответствие геометрическим фигурам).
Построение квадрата. Узловые точки (оси, диагонали). Выполнение орнамента в народной вышивке (с наложением тона). Конструкция куба (8 узловых точек). Конструкция шестигранной призмы (12 узловых точек). Конструкция цилиндра, усеченного конуса (тело вращения, ось вращения, круги вращения, образующие линии). Анализ внутренней конструкции предмета; изображение прозрачного предмета: пустого и наполненного (с натуры и по представлению). Рисунок тематического натюрморта. Сложная форма. Элементы формообразования: простая основа (геометрическая фигура, несколько геометрических фигур), комбинированные сложные объекты (сумма геометрических тел). Определение общего композиционного размещения предметов на листе, общих пропорциональных отношений. Построение группы предметов. Определение перспективного положения предметов.
Прорисовка деталей, первая прокладка тональных отношений. Уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы. Пропорции. Метод сравнения. Визирование.
Пропорции головы человека. Крестовина – вертикальная линия от темени до конца подбородка.
Пропорции фигуры человека. Модуль фигуры. Рисунок человека. Зарисовка головы человека. Анализ частей лица в сопоставлении с геометрическими телами (нос – призма, глазное яблоко – шар, тело – цилиндр и т. д.).
Этапы выполнения: размещение изображения на листе; определение общих пропорциональных отношений лица; уточнение пропорций лица; прорисовка общей формы глаз, носа, рта, прически, воротника; завершение зарисовки (рисунка) с помощью светотеневой моделировки формы – создание образа.
Выразительность позы – вписать в какую-нибудь геометрическую фигуру. Характер модели. Пропорциональные отношения. Динамичность (статичность) фигуры. Создание художественного образа.
Усложнение учебного рисунка.




Живопись. Восприятие цвета. Цветоведение.. Техника исполнения живописи: акварель, гуашь, лессировка, а ля прима, по мокрому. Передача пространства с помощью цвета. Рисунок деревьев – этапы работы: первая прокладка тональных отношений (прорисовка деталей, уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы.
                                                                                                                                                         Рисунок натюрморта – этапы работы: компоновка, построение, светотень, деталировка, обобщение.
  Виды живописи: станковая, монументальная, декоративная. Жанры живописи: исторический, батальный, натюрморт. Цветовая гармония. Рефлекс, цветовой рефлекс. Национальный колорит. Свет. Тень. Падающая тень. Собственная тень. Блик. Колорит.

Знакомство с произведениями живописи:
Б.Габиев. «Сакманщицы», «Идущая с ребенком»;
А.Куинджи. «Березовая роща»;
М. Кенбаев. «Ловля лошади», «Изготовление кошмы».

Анализ:
А.Аканаев. «Этот неспокойный мир»;
К. Дуйсенбаев. «Надежда»;
А. Сыдыханов. «Горный перевал».

 

Просмотр содержимого документа
«Программа изобразительное искусство 2 год обучения »











ПРОГРАММА


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО


2 год обучения 3 года обучения Клуб « Фантазия» Руководитель :Васильева Надежда Владимировна




































































I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». Предметы входящие в эту область, развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве, непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата.

Процесс формирования целостного представления о видах и жанрах изобразительного искусства, о его связи с другими видами искусства (музыкой, театром, кино и др.). В содержание входят практическая художественная деятельность учащихся, эстетическое восприятие действительности и искусства. «Изобразительное искусств» объединяет в себе основы всех зрительных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, народного и профессионального декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

Изучение изобразительного искусства представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном. Особенности содержания обучения обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

Программа по изобразительному искусству разработана с учетом логики учебного процесса межпредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства.

Изучение изобразительного искусства направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество.

Основной целью обучения является развитие художественно-эстетических умений в области искусства, формирование художественно-образного мышления для восприятия произведений искусства.


Задачи обучения:

  • формировать ценностное отношение к произведениям мировой и отечественной культуры;

  • активизировать познавательный интерес к осознанию художественного замысла произведений различных направлений, жанров и стилей;

  • развить творческие способности самостоятельного художественного отображения окружающей действительности.

При отборе содержания учебной программы по изобразительному искусству учитывались важнейшие общедидактические принципы: закон уподобления, раскрывающийся в первую очередь в методах педагогической драматургии, создания на занятиях ситуаций уподобления, принцип целостности и неспешности эмоционального освоения, принцип постоянства связи с жизнью, принцип единства формы и содержания в процессе обучения, принцип воспитывающего обучения, принцип наглядности и деятельностно- творческий принцип.

Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства,
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и связей, интеграции дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

На первом плане находится рисование в сравнении с лепкой и поделками, украшениями. Упражнения в изобразительной и конструктивной деятельности служат мостом к каллиграфии художественной росписи, к чтению (форма букв, их начертание печатным шрифтом и письменной вязью), к счёту чертежных графических работ (планирование работы и оперирование образами представлений).

Пространственные и смысловые связи, размещение форм на плоскости и в пространстве, заполнение листа (композиция), чтение плоских графических структур сложного содержания облегчает переход к разметке и рисунку.

Структура программы состоит из двух основных разделов: восприятие искусства и практическая деятельность.

Разделы программы включают следующие блоки:

    1. Рисунок.

    2. Живопись.

    3. Композиция.

    4. Декоративное искусство.

    5. Макетирование. 6.История искусств

Задачи блока «Рисунок»: научить учащихся видеть и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости посредством передачи объема, пропорций, фактуры, положения в пространстве с использованием различных графических средств – линии, штриха, пятна, тона, светотени .

Задачи блока «Живопись»: развить художественно-образную память, творческую активность, художественные способности, воображение и фантазию учащихся. Программа по живописи предусматривает чередование длительных постановок и кратковременных этюдов.

Блок «Композиция» является ведущим и органически связан со всеми остальными блоками. Задачи блока: научить учащихся грамотно использовать законы композиции и воплощать свои замыслы в конкретные художественные формы и образы; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, способствовать формированию их образного мышления. В данном блоке происходит знакомство учащихся с архитектурой.

Задачи блока «Декоративно-прикладное искусство»: знакомство с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, развитие художественного вкуса, формирование навыков в работе с различными материалами, приобщение к народным традициям. Педагогу предоставляется широкая возможность выбора прикладных видов искусства: гобелен или другие виды ковроделия, художественная роспись по дереву, керамика, изготовление национальных циновок из чия (тростника), художественная обработка кожи. Включение в учебную программу прикладных видов искусства создает возможность изучения казахских народных традиций в данной области, способствует профессиональной ориентации учащихся.

Задачи блока «Макетирование» развитие пространственного восприятия, т.е. трехмерного восприятия объемной формы; формирование умений передавать объем и пространство средствами пластики; Выполняя цикл учебных заданий по принципу от простого к сложному, учащиеся знакомятся с основами как рельефной, так и круглой скульптуры.

Составной частью учебного материала во всех блоках являются беседы по истории искусства.

В соответствии с учебным планом количество часов для учащихся 2 и 3 года обучения составляет: 216




II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Тематическое распределение учебного материала по предмету «Изобразительное искусство»


Содержание

Количество часов




Рисунок

108



Живопись

210



Композиция

18



Декоративно-прикладное искусство

54



Макетирование

12



История искусств

Вводное занятие

6

24




Рисунок. Компоновка. Линейная перспектива. Перспектива и конструкция геометрических тел. Форма. Светотень. Пропорция. Тон. Штрих. Фактура. Графика. Графические материалы. Линейная перспектива. Перспектива в изображении пейзажа. Линия горизонта (уровень зрения). Точка схода параллельных линий. Главная точка схода (расположена напротив глаз под прямым углом к горизонту). Фронтальная перспектива (одна точка схода). Угловая перспектива (две точки схода). Изображение предметов, находящихся выше или ниже уровня зрения. Воздушная перспектива. Воздушная перспектива линии. Создание иллюзии пространства на плоскости листа в линейном рисунке (толщина, тон, частота линий). Перспектива улицы. Линейная перспектива. Наблюдательная перспектива (используемая художниками). Рисунок с натуры цилиндра: определение основных пропорций (высоты и ширины), расположения на листе, границ света и тени; построение осевых линий; прорисовка овалов; нанесение светотени (блик, свет, тон, полутон, тень, рефлекс). Падающая тень. Штрихи, подчеркивающие форму цилиндра.

Рисунок по выбору конструктивных геометрических тел (пирамида, шестигранная призма). Определение величины и пространственного положения, основные пропорции, степень разворота граней. Освещенность предметов. Свет. Полутень. Тень. Рефлекс. Собственная и падающая тень. Нанесение блик- штрихов по форме предмета тела.

Рисунок натюрморта из двух-трех несложных по форме и фактуре предметов быта. Компоновка. Построение (ось симметрии, овалы). Передача объема. Деталировка (влияние освещения).

Набросок дерева. Зарисовка группы деревьев. Пространственное построение пейзажа. Линия. Тон. Первый план – контрастный тон. Петроглифы. Наскальные рисунки. Трансформация плоскости в объем. Форма (длина, ширина, высота), характерные особенности (соответствие геометрическим фигурам).

Построение квадрата. Узловые точки (оси, диагонали). Выполнение орнамента в народной вышивке (с наложением тона). Конструкция куба (8 узловых точек). Конструкция шестигранной призмы (12 узловых точек). Конструкция цилиндра, усеченного конуса (тело вращения, ось вращения, круги вращения, образующие линии). Анализ внутренней конструкции предмета; изображение прозрачного предмета: пустого и наполненного (с натуры и по представлению). Рисунок тематического натюрморта. Сложная форма. Элементы формообразования: простая основа (геометрическая фигура, несколько геометрических фигур), комбинированные сложные объекты (сумма геометрических тел). Определение общего композиционного размещения предметов на листе, общих пропорциональных отношений. Построение группы предметов. Определение перспективного положения предметов.

Прорисовка деталей, первая прокладка тональных отно­шений. Уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы. Пропорции. Метод сравнения. Визирование.

Пропорции головы человека. Крестовина – вертикальная линия от темени до конца подбородка.

Пропорции фигуры человека. Модуль фигуры. Рисунок человека. Зарисовка головы человека. Анализ частей лица в сопоставлении с геометрическими телами (нос – призма, глазное яблоко – шар, тело – цилиндр и т. д.).

Этапы выполнения: размещение изображения на листе; определение общих пропорциональных отношений лица; уточнение пропорций лица; прорисовка общей формы глаз, носа, рта, прически, воротника; завершение зарисовки (рисунка) с помощью светотеневой моделировки формы – создание образа.

Выразительность позы – вписать в какую-нибудь геометрическую фигуру. Характер модели. Пропорциональные отношения. Динамичность (статичность) фигуры. Создание художественного образа.

Усложнение учебного рисунка.





Живопись. Восприятие цвета. Цветоведение.. Техника исполнения живописи: акварель, гуашь, лессировка, а ля прима, по мокрому. Передача пространства с помощью цвета. Рисунок деревьев – этапы работы: первая прокладка тональных отношений (прорисовка деталей, уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы.

Рисунок натюрморта – этапы работы: компоновка, построение, светотень, деталировка, обобщение.

Виды живописи: станковая, монументальная, декоративная. Жанры живописи: исторический, батальный, натюрморт. Цветовая гармония. Рефлекс, цветовой рефлекс. Национальный колорит. Свет. Тень. Падающая тень. Собственная тень. Блик. Колорит.


Знакомство с произведениями живописи:

Б.Габиев. «Сакманщицы», «Идущая с ребенком»;

А.Куинджи. «Березовая роща»;

М. Кенбаев. «Ловля лошади», «Изготовление кошмы».


Анализ:

А.Аканаев. «Этот неспокойный мир»;

К. Дуйсенбаев. «Надежда»;

А. Сыдыханов. «Горный перевал».


Материалы и оборудование: цветные и простые карандаши, акварельные и масляные краски, гуашь, палитра, кисти для масляных и акварельных работ, пастель.

Практическая деятельность. Выполнение работ на темы:( «Натюрморт», «Цветы и плоды», «Осень», «Портрет друга», «Весна». )Рисунки и эскизы на любимую тему.

Выполнение этюдов в теплом колорите (акварель). Выполнение натюрморта в холодном колорите (гуашь).

Этапы работы: выполнение детального рисунка натюрморта, первая прокладка локальных цветов, драпировка, составление цвета на палитре с использованием белил. Завершение работы: проработка и уточнение деталей светлым по темному и темным по светлому. Пространственное смешение цветов. Натюрморт в контрастном колорите.

Этюды «Цветы», «Листья» (выполнение рисунка карандашом; передача общей формы цветка, листа; первая прокладка основного цветового тона цветка, листьев; уточнение формы с использованием постепенного усиления цветового тона; проработка деталей; выявление объема; достижение необходимых цветовых и тональных соотношений; завершение работы). Пленэрная работа.




Композиция. Понятие о композиции. Законы композиции. Правила композиции. Материально-технические средства композиции. Законы композиции. Закон цельности. Неделимость композиции. Необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Неповторимость элементов композиции. А. Галимбаева. «Песня Казахстана». Закон типизации (закон жизненности). Основные черты: типичные характеры в типичных обстоятельствах, передача движения, развитие действия во времени (И.Репин. «Не ждали»; А.Школьный. «Вечность: юность, материнство и воспоминания« (триптих).

Закон контрастов. Контраст величин (высокий – низкий, толстый – тонкий). Тональный контраст (светлая фигура на темном фоне и наоборот): В.Серов. «Девочка с персиками»; Б.Кустодиев. «Портрет Ф.И.Шаляпина»; К.Тельжанов. «Запевала». Контраст теплых и холодных цветов; цветовой кон­траст: К.Шаяхметов. «В нашем совхозе». Знакомство с приведениями:

А.Галимбаева. «Вкусный чай», «Дастархан»;

И. Шишкин. «Утро в сосновом бору»;

И. Репин. «Стрекоза».


Анализ:

Ш.Сариев. «Кыз-Жибек»;

В. Васнецов. «Аленушка»;

В. Суриков. «Утро стрелецкой казни».


Материалы и оборудование: бумага, карандаши, акварельные краски, гуашь, кисти.


Практическая деятельность. Составление композиций на темы

Составление многофигурной композиции на тему («Спорт»:) передача динамики через показ каждой фигуры в определенной фазе движения; ритмичное чередование различных фаз движения; нанесение светлых и темных пятен, светотени и цвета; определение сюжетно-композиционного центра. Техника исполнения по выбору.

Составление композиций на бытовые темы: будни и семейные праздники, повседневные занятия, отдых.

Иллюстрации по мотивам казахского народного эпоса: «Баян-Сулу», «Алпамыс батыр», «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын». Техника исполнения –тушь-перо.






Декоративно-прикладное искусство. Основы дизайна. Специфика декоративного искусства. Композиция декоративного натюрморта. Виды народного прикладного искусства, используемые материалы. Этапы стилизации. Законы и правила композиции в орнаменте. Основные понятия: мотив, стиль, форма, пропорция, гармония, ритм. Орнамент и ис­кусство народов мира: построение и виды. Многообразие форм и мотивов орнамента (геометрические и природные формы, изображение растений, животных, людей).

Элементы дизайна. Основы формообразования. Изобразительно-выразительные средства дизайна (точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорции, масса, пространство). Принципы композиции в дизайне (симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, движение). Гармония и контраст в дизайне. Основы цветоведения в дизайне. Художественное проектирование пространственной среды. Краткие сведения о возникновении и развитии народного декоративно-прикладного искусства. Изобразительные виды декора: сложное изображение, орнаменты

Древо жизни – вечный образ в искусстве народов мира. Дерево с птицами на ветках. Дерево с цветами и плодами. Цветущие ветки. Лепка на основе знакомства с народным и декоративным искусством. Лепка с натуры, по памяти и по представлению. Лепные изделия на темы Передача характерных черт, пластики движений животных. Композиция в разновысотном рельефе на заданную тему: («Любимая сказка», «Любимый сказочный герой».) Мелкая пластика. Знакомство с новым материалом – солёное тесто .Инструменты. Технология работы : сушка, обжиг, декорирование, нанесение глазури, красители.

Символические изображения: герб, эмблема, денежные знаки, медали, ордена. Аллегория. Знакомство с произведениями. Городецкая роспись. Узоры русской набойки. Кружева ручной работы. Жостовская роспись. Узоры узбекской керамики. Творчество народного мастера Д.Шокпарова.


Анализ. Хохломская посуда и мебель. Жостовские лаковые подносы. Гжельская посуда и игрушки. Произведения казахского декоративного искусства (седло, сундук и др.) Узбекские народные ювелирные изделия.


Практическая деятельность. Изготовление рисунков на темы: («Эмблема клуба изо».


Построение орнаментальной композиции. Симметрия в орнаменте. Линейный орнамент (бордюр). Материалы и оборудование: бумага, картон, ткань, при­родный материал, краски, ножницы



Знакомство с произведениями живописи:

Г.Исмаилова. «Казахский вальс»;

У.Ажиев. «Жайляу Ассы»;

М.Врубель. «Царевна-лебедь».

Экскурсии в музей, выставочные залы, мастерские.


Анализ картин:

С.Мамбеев. «У юрты»;

И.Репин. «Бурлаки на Волге»;

С.Романов. «Танцующие березы»;

В. Васнецов. «Богатыри».


Материалы и оборудование: карандаши, акварельные краски, гуашь, кисти, бумага, солёное тесто , картон .


Практическая деятельность. Составление композиций на темы


Макетирование. Склеивание форм сложной конфигурации. Фриволите. Оригами


.

Художественный материал – бумага ватман, клей ПВА и т.д. Техника исполнения – бумажная пла­стика. Эскиз. Конструкция. Макет.








III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


К концу года учащиеся должны


Знать:

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей казахского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи Казахстана и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • историю возникновения рисунка;

  • виды графики;

  • графические материалы;

  • выразительные средства рисунка в разных материалах;

  • виды живописи;

  • законы цветоведения;

  • произведения известных казахстанских художников;

  • способы анализа пространственных взаимоотношений в природе: распределение, масштаб, распределение составляющих природной композиции (лес, поляна);

  • перспективы в интерьере;

  • значение цветовых гамм в интерьере, в организации пространства, в выделении центра композиции;

  • способы расширения композиционно-пластических решений на изображениях;

  • историю развития декоративно-прикладного искусства;

  • понятия орнаментальной композиции: мотив, стиль, пропорция, гармония, ритм, форма;

  • законы построения декоративной композиции;

  • методы трансформации формы в орнамент;

  • понятие единства формы и содержания;

  • формально-цветовые композиции по мотивам народной росписи;

  • отличия народного искусства от профессионального прикладного искусства и дизайна;

  • виды скульптуры:

  • материалы лепки, правила и способы работы в различных материалах.


Уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

  • выполнять поэтапно тематический натюрморт (компоновка, построение, детальная проработка предметов в объеме с прорисовкой фактуры, плановость, обобщение);

  • пользоваться различными графическими материалами в набросках, зарисовках, рисунках;

  • владеть техникой акварельной и гуашевой живописи;

  • соблюдать этапы работы при выполнении натюрморта (компоновка, построение, нанесение локального цвета, деталировка, обобщение);

  • передавать характерные особенности форм, пропорций групп предметов (этюды, пейзаж, портрет и фигура человека);

  • выразить понятие конкретизации темы и замысла;

  • выполнять эскизы, росписи по мотивам народного искусства с постановкой конкретных задач;

  • трансформировать и преобразовывать формы в орнамент;

  • анализировать произведения искусства;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия и оценки произведений искусства;

  • передавать в объеме и рельефе характерные особенности форм предметов;

  • выполнять рельефную композицию из элементов казахского орнамента.



  • анализировать, сопоставлять и находить образ­ных характеристик в произведениях графики;

  • выполнять набросок головы и фигуры человека с соблюдением пропорций;

  • выполнять творческую зарисовку пейзажа с архитектурным сооружением, соблюдая законы композиции;

  • применять законы цветоведения, светотени при написании тематических натюрмортов;

  • проектировать различные формы утилитарного назначения;

  • выполнять творческие задания в разнообразных видах художественно-творческой деятельности с использованием разных материалов и в различной технике исполнения;

  • изображать фигуру человека в движении;

  • выполнять двух, трехфигурные композиции (люди и животные);

  • владеть способами изменения цвета в пространстве (цветовая перспектива, влияние света на цвет);

  • выполнять творческую композицию с учетом композиционных законов (цельность, центр композиции, типизация, изоляция и т.д.);

  • работать в различной технике исполнения, выбирать технику исполнения, подчеркивающую замысел сюжета;

  • самостоятельно осуществлять творческую деятельность в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

  • творчески осмысливать реальность, создавая композиции с элементами фантазии.






IV. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ


Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

Познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности;

Информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации;

Рефлексивная деятельность: оценивание своих достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

При изучении изобразительного искусства закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

В процессе восприятия произведении происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой художественной культуры, становление собственных творческих инициатив в мире искусств.

В результате освоения программы учащиеся должны получить представление о роли реалистического искусства в жизни общества, об основных этапах истории классического русского и мирового, прогрессивного зарубежного, национального и традиционного народного искусства. На основе изучения действительности и освоения навыков художественной деятельности учащиеся должны научиться рисовать, работать красками, лепить, создавать декоративно-прикладные работы – с натуры, по памяти, по наблюдению, по воображению, на темы – в объеме требований программы.

Восприятие как раздел работы имеет в программе относительно самостоятельную систему учебных задач. Эстетическое восприятие действительности должно иметь место на всех занятиях. Вместе с тем, оно предусмотрено в программе в качестве самостоятельного вида занятий. Систематическая работа в данном направлении важна для понимания школьниками взаимосвязи искусства и жизни. Занятия художественно-эстетического восприятия действительности проводятся обычно с последующим принципам : рисованием, лепкой, выполнением поделок и макетов.

Восприятие искусства как раздел работы решает три основные задачи:

  • первое, развитие способности эмоционального переживания учащимися в связи с содержанием произведения и умения выразить свое отношение к нему в беседе с окружающими – учителем, с товарищами ;

  • второе, развитие умения различать средства художественного выражения и понимать их роль в создании автором художественных образов;

  • третье формирование знаний и представлений об искусстве, художниках и их произведениях.

Основой глубокого понимания искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Учащиеся должны научиться осмысленно воспринимать произведения, рассказывать об их содержании, употребляя специальные слова и термины, а также чувствовать и отмечать некоторые доступные их пониманию художественные средства.

Раздел практической работы включает:

  • во-первых, изображение на плоскости – рисование красками и графическими материалами, аппликацию;

  • во-вторых, лепку из пластилина, работу с твердыми материалами (глина, пенопласт, дерево, гипс и папье-маше);

  • в-третьих, декоративно-прикладную деятельность – художественное решение плоских и объемных изделий с элементами архитектуры, современного дизайна, художественного конструирования, декоративной лепки, традиционного народного искусства.

Практическая работа должна раскрывать учащимся зависимость выбора художественных средств от содержания образа, от функции и назначения предмета, многообразие возможностей художественного решения, художественных техник и материалов. Содержание практических заданий предполагает решение четырех основных групп задач: первое, композиция, второе, форма, пропорции и конструкция; третье, пространство и объем; четвертое, цвет и освещение.

Работа с натуры, связанная с наблюдением и изучением окружающей действительности, является важнейшей формой занятий и условием успешного освоения программы. Программа предполагает широкое привлечение к работе живых наблюдений, изучение натурных предметов, демонстрацию кинофильмов, слайдов, иллюстраций, которые служат учащимся основой решения художественного образа. Работе на плоскости, которое находит широкое применение в жизни и на занятиях по другим предметам, отводится наибольшее количество часов. Оно включает рисование с натуры, по памяти, по представлению после живых наблюдений, работу на темы по заданию учителя или на основе воображения и фантазии, а также наброски, прикладную графику и аппликации.

Декоративно-прикладная деятельность включает элементы изображения на плоскости, декоративной лепки, архитектуры, художественного конструирования и проектирования (техническую эстетику), работу с природными материалами (листья, цветы и т. п.), что способствует развитию у детей представления о связи разных видов художественной деятельности в процессе труда, преобразования среды, в архитектуре, в предметах быта.

На практических занятиях одна из первоочередных задач – воспитание у учащихся чувства радости художественного творчества, активности, уверенности в своих силах, самостоятельности замысла и исполнения работы. При этом необходимо стремиться выработать у школьников первоначальные, но основополагающие навыки работы, основные терминологии, понятия и правила, которые учащиеся должны не только усвоить, но и уметь объяснить. Главный метод – создание у учащихся целостного живого впечатления при восприятии образа на основе наглядно-действенного и наглядно-образного решений задач, являющихся предпосылкой аналитического подхода к объекту изображения у подростков.

Для выработки навыков анализа формы большое значение имеют занятия лепкой и декоративно-прикладной деятельностью, когда учащиеся активно и творчески работают с предметами, обладающими ярко выраженной реальной формой и конструкцией. Особое внимание в программе уделяется изображению человека.

Обучение передаче пространства присутствует в каждом занятии, преимущественно в работе по наблюдению и на темы. Главное внимание в программе уделяется образованию у школьников понятия об изломе плоскостей и границе излома (граница пола и стены, видимая граница земли и неба), а также умению правильно разместить предметы на поверхности пола и земли.

Главным в работе над пространством и объемом является усвоение понятия о единстве точки зрения на группу предметов и передача видимого (перспективного) изменения их форм и пропорций в зависимости от положения предметов по отношению к рисующему. Передача единой точки зрения служит основной задачей работы над передачей пространства , где развернутую форму приобретает систематическая работа над перспективным изменением формы единичных предметов и выявление их объема средствами светотени, изучение влияния светотени на цвет и при­емов выявления объема цветом.

В работе с живописью ставится задача учить видеть цвет многообразно, различать и составлять нужные оттенки. В самостоятельных творческих работах следует отдать предпочтение гуаши перед акварелью, т. к. гуашь позволяет активно действовать с материалом и исправлять работы. Может быть использована густая акварель с белилами или комбинированная техника, когда рисунок детализируется цветными мелками. Осознанное отношение к сложности цветового образа закрепляется на занятиях восприятия и в композиционной деятельности.

Специальное внимание в программе уделяется техническим моментам художественной деятельности, в частности, приемам работы кистью и красками, которые должны осваиваться учащимися постепенно и систематически. Большое значение имеет наглядный показ (демонстрация) учителем приемов работы материалами и инструментами.

В процессе обучения важен не осваиваемый предмет, а ученик, который обучается, развивается, воспитывается на занятия искусства. Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность детям этого возраста, целесообразность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты заданий с учетом регионального компонента и собственных эстетических интересов.

Художественно-творческая деятельность является залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через деятельности приемы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.

Предлагаемые в курсе виды работ по народному прикладному искусству имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное культурное наследие народов Казахстана и художественно-творческая изобразительная деятельность как коллективная форма творчества.

Постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера, проектов. Данный курс интегрируется с другими видами искусств, где ученики получают необходимый материал для формирования их эмоционально-чувственной сферы, которая является главной в развитии творческого воображения – стержневой основы любого творчества.

Одним из важных педагогических условий развивающего обучения является перенос акцента на творческую деятельность учащихся. Для развития творческих способностей школьников, их фантазии и воображения весь процесс обучения следует выстраивать таким образом, чтобы у учащихся одновременно были задействованы левое – логическое и правое – творческое полушария головного мозга. Для этого важно понять, что каждый ребенок воспринимает мир благодаря взаимодействию левого и правого полушарий. Из этого следует, что учителю на занятии следует таким образом вести процесс обучения, чтобы у школьника в процессе занятия были задействованы логическое и образное мышление, а предлагаемые задания должны содержат логическую информацию и её творческую составляющую.

Главное в работе по композиции , освоение всей поверхности листа бумаги и заполнение ее изображением, а в лепке и декоративной работе, создание цельной формы. Ученики учатся отбирать для композиции объекты, отвечающие замыслу, а также рисовать крупно. В дальнейшем вырабатывается умение сохранять гармоничность композиции с учетом пространственных явлений. Композиционная деятельность в связана с выбором выразительного цве­тового и пространственного решения, в зависимости от замысла рисунка. Ряд заданий в программе связан с композиционным значением перспективы (выбора нужной точки зрения, низкого и высокого горизонта и т. п.), цветовой гаммы и освещенности объектов как средств выразительности. Необходимо согласовывать занятия композиционной деятельности с занятиями восприятия и анализа памятников искусства.

При планировании продолжительность отведенного на данный вид работы условного занятий может быть разделена на две части. Например, беседа о произведениях искусства или об эстетическом в действительности может сочетаться на одном занятии с практической работой учащихся или лепка совмещаться с рисованием. В целом, в одном задании (лепке, рисунке, декоративно-прикладной работе) учащиеся должны решать одновременно не более двух учебных задач.

В зависимости от местных условий работы или успехов учащихся учитель может самостоятельно составлять задания по типу рекомендованных в программе. В этом случае задание должно представлять собой единство пяти компонентов:

  1. Учебная задача (форма, цвет, пространство и т. п.);

  2. Тема или объект работы;

  3. Вид работы (с натуры, на тему, по фантазии и т. п.);

  4. Материал и техника;

  5. Термины и понятия, которые должны усвоить учащиеся на данном занятии.

Программа должна охватывать пленэрную практическую работу.

Занятия изобразительного искусства должны быть оснащены необходимыми учебными пособиями и средствами наглядности с применением современных технических средств. Основные приемы работы учитель должен уметь демонстрировать лично наряду с педагогическим рисунком на доске.



Условия реализации программы.


Для успешной работы и выполнения данной программы необходимо следующее материально – техническое обеспечение:

  1. Натурный фонд из гипсовых моделей классических форм и разнообразных бытовых предметов;

  2. Каркасы геометрических фигур;

  3. Наглядные материалы в форме схем, таблиц, картин;

4.Мольберты, подиумы для постановок, стулья, подставки для материалов;

5.Помещение с хорошей освещенностью и большой площадью, водопроводом, подсобными помещениями для хранения инструментов, инвентаря.

6. Искусственное освещение, переносные лампы.

7. Отдельное помещение для хранения работ, рисунков учащихся, выставочный зал.

Литература

  1. Линейная перспектива в искусстве «Искусство» 1923.

2.Активность художественной формы. Тбилиси 1928. Барт.

3. р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика М. 1989.

4. О законе пропорциональных отношений в живописи М. 1960 Г. В. Беда.

5. Тональные и цветовые отношения в живописи М. 1964 Г. В. Беда.

6.Учение о цвете по отношению к искусству и технике . Спб 1878. Бланшо



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Программа изобразительное искусство 2 год обучения

Автор: Васильева Надежда Владимировна

Дата: 10.08.2014

Номер свидетельства: 111595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по изобразительному искусству  5 – 7  классы "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-programma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "186863"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426427907"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115442"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411990610"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Образовательная программа дополнительного образования по изобразительному искусству для обучающихся 2-4 классов "Радуга". Срок реализации 1 год. "
    ["seo_title"] => string(159) "obrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dlia-obuchaiushchikhsia-2-4-klassov-radugha-srok-riealizatsii-1-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104713"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402752609"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "163127"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422447698"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по изобразительному искусству.   6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "163130"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422448117"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства