Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Форма урока: ролевая игра
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Праздничные народные обряды».»
Урок ИЗО по теме «Праздничные народные гулянья». 5-й класс
Разделы: Музыка и ИЗО «Презентация к уроку»
Тема раздела: Древние корни в народном искусстве
Тема урока: «Праздничные народные обряды».
Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Форма урока: ролевая игра
Цели по содержанию:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.
Развивающие: формировать умения и навыки в работе с аппликацией, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.
Воспитывающие: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;
Литературный ряд: Строительство древних городов, народные праздники, пословицы, загадки
Методические рекомендации по проведению урока с ИКТ-сопровождением
Оргмомент
Экспозиция (начало действия).
Завязка (разработка и постановка проблемы).
Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).
Развязка (практическая деятельность учащихся).
Эпилог (афиширование продукта деятельности).
Рефлексия (повторение и обобщение).
Последействие (домашнее задание).
.
Для проведения практической работы учитель готовит основу для композиции с изображением мостовой, для украшения площади красочную карусель.
Ход урока
Оргмомент
Приветствует учащихся.
Вступительное слово учителя.
-Все люди любят праздники. Праздник - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. У наших предков каждый праздник был определенным итогом, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем на ярмарке, где люди обменивались товаром и сбывали излишки продукции. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой горки, весёлые молодецкие забавы. Каждый праздник имел свои обряды, которые имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.
СЛАЙ - ПРАДНИК
– Давайте попробуем назвать тему нашего урока.
СЛАЙД С ТЕМОЙ УРОКА
Называет тему урока. «Праздничные народные обряды»
-Сегодня на уроке мы вспомним русские народные праздники, обряды и их значение в жизни наших предков; побываем на празднике и с помощью ваших рисунков составим композицию «Ярмарка»
.Кульминация Настраивает учащихся на выполнение основного задания.
– Ребята, а вы любите праздники?
– Какие русские народные праздники знаете вы?
Возникли праздники неслучайно. С древних времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы. Праздником на Руси всегда встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ. В праздниках люди находили передышку от каждодневного напряженного труда и переносились в мир радости и мечты.
СЛАЙД Основные русские народные праздники
Дети называют праздники.( Новый год и Рождество, Масленица, Пасха, Зеленые святки)
- Сейчас вы подумаете совместно с соседом по парте, обсудите и назовете н основные обряды этого праздника.
СЛАЙДЫ С ПРАЗДНИКАМИ
Учитель дополняет ответы детей. Новый год и Рождественские обряды
Гадание в ночь перед рождеством.
Масленичные обряды
Святой праздник Пасха
Зелёные святки
- На праздник люди хорошо одевались.
СЛАЙДС ОДЕЖДОЙ
– Вспомните названия одежды, головных уборов, в которые наряжались люди по праздникам на Руси?Рубаха, сарафан, епанчинка на лямках– надевали на сарафан, душегрейка, понева –юбка домотканая, передник, навершник- верхняя короткая одежда без рукавов, коруна, венец, косник – украшение из бисера вплетлся в волоса, кокошник. Повойник - шапочка холщевая, порты, зипун, косоворотка, онучи – узкие длинные куски ткани. поверх одевались лапти.
В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках – ярко проявляется душа народа, его характер.
Предлагаю рассмотреть репродукции картин
СЛАЙД С РЕПРОДУКЦИЕЙ
Бориса Михайловича Кустодиев «Праздник в деревне»
– О чем хотел рассказать нам художник?
СЛАЙД С РЕПРОДУКЦИЕЙ
Б. Кустодиев «Ярмарка»
– Что делает ярмарку праздничной, шумной, яркой, нарядной, звонкой? – Назовите мастеров, торгующих своими товарами, и то, что они продают.
СЛАЙДЫ ПО ЯРМАРКУ
Ярмарка – это веселье , ряженые, интересные развлечения
- К праздничным ярмаркам готовились, их с нетерпением ждали, всяк по-своему. Одни – товар продать, другие – купить обновки, третьи – балаганные представления посмотреть.
Развязка – А, теперь отправляемся на ярмарку.
Физминутка (дети выполняют стоя движения вместе с учителем)
Мы едем, едем, на ярмарку друзья.
Мы будем веселиться, ликует пусть душа.
Мы на людей посмотрим, покажем мы себя.
Ох .да чего-же ярмарка наша хороша!
На доске открывается «голый» лист с мостовой.
-Но вот беда, куда, же нам ехать?– Города-то нет.
Задание: Что нужно сделать?
СЛАЙД С РЕПРОДУКЦИЕЙ СТАРОГО ГОРОДА
- Как в старину называли строителя? (зодчий) - Давайте вспомним и расскажем нам о том, как строились древние русские города. Рассказ детей: Города как и деревни, были деревянными. Редкие здания строили из камня. Это были храмы и боярские терема. Город огораживали высокой стеной деревянной или каменной. Дороги и площади мостили булыжниками или выкладывали досками. Главным сооружением города был храм. Церковь служила не только местом духовного культа но и своего рода общественным зданием, где люди встречались, совершали сделки.
Вот как строили в старину города. ЗВУЧИТ МУЗЫКА
– Каждый из вас может стать зодчим. На уроке мы рисовали дома , давайте их вырежем и приклеим, а в центре города у нас будет рыночная площадь. - я тоже приму участие в строительстве.
Инструктаж по технике безопасности.
– Вот и готов наш городок.
– Нарядная у нас площадь? – Кого-то у нас еще не хватает на площади? Задание: Давайте оживим нашу площадь.ЗВУЧИТ МУЗЫКА
-На предыдущих уроках мы с вами рисовали людей в праздничных одеждах. Предлагаю вырезать и разместить их на нашей площади.
Уборка рабочего места.
-Вот и готова наша ярмарочная площадь.
С яблоками, медовыми, С чаем мятным, Пирогами сытными
Водить хороводы народные С песнями веселыми, Шутками задорными, Развлекайся народ- пока праздник идет!
Виталя, Егор и Лиза из слов соберут пословицы и объяснят их значение, все остальные будут отгадывать загадки или дополнять слово за правильный ответ можно с праздничного, ярмарочного стола взять товар по душе.
Желтый, круглый, ароматный И на вкус такой приятный И с вареньем, и с медком, Со сгущенным молочком (блины)
Этот праздник - объеденье! Напечем блины с утра. К ним – сметана и варенье И, конечно же, икра! (масленица)
Корабль-великан Не по морю плывет, Корабль-великан По земле идет. Поле пройдет - Урожай соберет. (комбайн)
Ребята составили пословицы , послушаем их ,обьясним значение этих пословиц « Делу время – потехе час»
«Шутку любишь над Фомой - так люби и над собой»
«Гуляй, да не загуливайся»
Ну вот, товары проданы, обновки куплены, теперь можно и повеселиться.
– Внимание, внимание, внимание! Открывается гуляние. Торопись, честной народ,
Тебя музыка зовет!
Пой , резвись, играй, пляши
Веселись от души! Музыка «Золотая ярмарка»
Вывод
Хорошо, когда мир и покой на русской земле, когда праздники и ярмарки не переводятся и все на них веселятся! Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо пели и плясали! Славянскому роду – нет переводу! А значит, и веселье никогда на Руси не смолкнет!
Эпилог Посмотрите, какая красивая и веселая получилась у нас «Ярмарка». – Понравился ли вам праздник?
–О чем мы сегодня говорили на уроке?
– А, что вам больше всего понравилось?
Рефлексия – Наш праздник подошел к концу. Все в жизни меняется, а праздники остаются. Эй, напелись, наплясались. «Ой, полным - полна моя коробушка, Есть и ситец и парча», – Так поется в песне, Но у нас с вами, Коробушка уже пуста.
Вот и солнце закатилось Наша ярмарка закончилась. Приходите в гости к нам Рады мы всегда гостям!
– Спасибо за праздник.
Афиширование продукта деятельности, выставление оценок.
Последействие Объясняет домашнее задание. Подобрать иллюстрации на тему «Древние образы в современных народных игрушках»