Методы: словесные, наглядные, частично-поисковый, методы самостоятельной работы.
Основные понятия
Форма, конструкция, геометрические фигуры и тела, условный объём.
Структура занятия
1. Организационный этап.
2. Целеполагание и мотивация.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичное закрепление.
6. Практическая работа.
7. Закрепление материала.
8. Рефлексия. Подведение итогов.
Содержание этапов занятия:
Этапы занятия
Развитие универсальных учебных действий
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Организационный этап
Проверка организации рабочего места, подготовки к занятию.
Целеполагание и мотивация
Личностные: действие смысло образования.
Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Если продолжить фантазию про Вольку с Хоттабычем и представить нас летящими высоко над землей, то, взглянув вниз, мы тоже увидим пересечения линий, квадратов, пятен. Потому что сверху наш дом и все здания будут выглядеть как прямоугольники, расположенные среди пятен деревьев и очертаний улиц и тротуаров. Однако никуда не поднимаясь, а взглянув вокруг на дома, вещи, мы убедимся, что все многообразие форм окружающего нас рукотворного мира может быть сведено к простейшим телам, фигурам и линиям. Оказывается, всё, что нас окружает, можно увидеть как сочетание геометрических фигур. Такой метод построения изображения применялся с древних времён мастерами Востока.
- Тема нашего занятия «Контраст форм».
- В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой понятие "ФОРМА" трактуется как "внешнее очертание, наружный вид предмета". В переводе с латинского "ФОРМА" - это внешний вид, контуры предмета.
Для того чтобы научиться рисовать, нужно научиться видеть конструкцию предмета.
КОНСТРУКЦИЯ - строение, структура, взаимное расположение частей предмета, их соотношение. При внимательном рассмотрении предметов, даже сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.
Первичное усвоение новых знаний
Педагог:
- Назовите мне виды геометрических фигур.
- Это плоские фигуры, но в жизни предметы не плоские. Их форма представлена в виде геометрических тел или сочетанием геометрических тел.
-Давайте подумаем чем геометрическая фигура отличается от геометрического тела?
Обучающиеся рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопрос "Из каких отдельных геометрических фигур состоит форма этих предметов?"
Отвечают на вопросы (цилиндр - геометрическое тело, вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон; конус - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов).
Ответы обучающихся.
Первичное закрепление
Познавательные: умение самостоятельно делать выводы. Регулятивные: умение работать по предложенному плану.
Если всё, что нас окружает можно представить сочетанием простых геометрических тел, то уже при их рисовании нужно развивать в себе чувство формы. Поэтому осваивать главные правила рисования вы будете на простейших геометрических телах.
Практическая работа
Составляя геометрические фигуры разной величины, придумайте волшебный город. Важно не только выполнить задание, а сделать это интересно, выразительно.
Творческая работа обучающихся.
Закрепление материала
- Сейчас мы проведём игру и узнаем как же вы запомнили названия и форму геометрических тел. Каждая пара получает пакет с небольшими предметами простой формы (блокнот, воронка, теннисный шарик, простой карандаш, химическую колбу и т.д.) и показывает предметы одноклассникам,
которые должны сказать каким геометрическим телом или их сочетанием образована форма предмета.
Участвуют в игре
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
1.Анализ работ обучающихся.
Сделаем импровизированную выставку ваших работ.
Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, что нужно было бы доработать?
2. Как вы считаете, что чему ещё вам необходимо научиться, чтобы изображать предметы узнаваемыми и объёмными.
Проводят самооценку.
Творческое задание: внимательно рассмотрите предметы быта в вашем доме, проанализируйте их форму и сопоставьте с формой геометрических тел.