Тема:Абстракционизм
Цель: 1. Дать общее понятие абстракционизм, ознакомить с абстрактной композицией; раскрыть основные правила композиции; определение главного и второстепенного, целостности.2. Развивать умения и навыки применения основных правил композиции для определения идеи абстрактного произведения, осуществления авторской задумки.
3. Формировать эстетический вкус, активизировать творческую инициативу.
Оборудование: одноцветные ручки, карандаши, ФА4
зрительный ряд: репродукции картин образцы абстрактных композиций.
План.
I. Организация .
II. Актуализация опорных знаний.
III. Мотивация учебной деятельности.
IV. Объявление темы.
V. Повторение материала. Изучение новой темы.
VI. Практическая работа.
VII. Завершение .
Ход
I. Организация класса. Проверка посещаемотси. Организация рабочего места. Повторение пройденного
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальная беседа.
— Что такое абстракционизм?
— Какие видысочетания цвета вы знаете?
— Назовите основные выразительные средства абстракции.
— Какую роль художники отводят цвету?
III. Мотивация учебной деятельности. Чтобы создать впечатляющий рисунок, необходимо не только мастерски владеть средствами абстрактного рисунка, но и знать основные правила композиции.Именно композиция позволяет более полно и точно определить авторскую мысль, главную идею произведения.
IV. Объявление темы. Сегодня мы повторим правила композиции, знание и применение которых помогают художникам обратить наше внимание на главное и второстепенное в абстрактном рисунке. Мы расмотрим эти правила на примере абстрактных рисунков, передающих конкретные предметы, явления абстрактных композиций.
V. Повторение материала
Композиция в переводе с латинского — сложение, приведение частей в единство, сочинение. Любой рисунок — это сочинение на плоскости зримыми образами.
Один и тот же сюжет может передаваться по-разному. Цель художника — найти такие средства выражения и следовать определенным законам композиции, которые ясно раскрывали бы содержание.
Изучение новой темы.
Используя в абстракции линию, пятно, точку, штрих, необходимо помнить о таких понятиях, как пропорции, симметрия, ритм, контраст. Очень важно и отношение фигур к форме и формату, т. е. пропорции. Меняя месторасположение абстрактных предметов на листе, их размеры, мы можем создать ощущение значимости, силы и слабости, утверждения и одиночества. Рассмотрите примеры в альбоме и скажите, как меняются ваше настроение, впечатление от изображенного .Обязательным условием является выделение главного, т. е. композиционного центра, который не всегда совпадает с геометрическим, с помощью контрастов: форм, размеров, цвета и тени, линии и силуэта, светлых и темных пятен, плавных и ломаных линий. Мы с уверенностью можем сказать, что контраст — не что иное, как сочетание противоположного. Большая роль также отводится симметрии и асимметрии, ритму, который издавна считался признаком красоты.
VI. Практическая работа
1. Абстрактный рисунок (композиция) — это сочетание различных форм, линий, выражающее определенное чувство или настроение. Рассмотрите образцы абстрактных композиций и скажите, какое настроение они создают, выделено ли главное и каким образом, чувствуется ли движение.
2. Выполнение рисунка.
Задание 1.Создайте композицию «Хор линий», применяя основные законы композиции. Используйте только черный, серый и белый цвета. Выделите главную линию-солистку.
Задание 2.Нарисуйте, не отрывая карандаш от бумаги, линию, которая, извиваясь и переплетаясь, образовывала бы геометрические фигуры или узоры. Свободное пространство заполните точками,штрихами, пятнами, выделяя композиционный центр. Передайте настроение с помощью основных правил композиции. Назовите свою работу. Учитель индивидуально консультирует учащихся, стимулирует их творческую активность.
VII. Завершение .Демонстрация лучших творческих работ. Проверка соответствия названия композиции.