Рисование с натуры натюрморта.Задача ученика - найти грамотное стилистическое решение.Данный вид работы способствует формированию новых знаний,навыков,развитию цветового восприятия,формы предметов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитательные – вовлечь а активную практическую деятельность, совершенствовать навыки.
развивающие – научить работать с дополнительным материалом ( визуальный ряд), формировать мышление, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
4.Вид художественной деятельности – рисование с натуры.
Задание для самостоятельной работы – рисование с натуры натюрморта: композиция в листе, построение и цветовое решение, а также стилистическое решение в соответствии с задумкой автора.
5.Материалы и оборудование для учащихся – бумага для акварели ( формат А3), карандаш, ластик, кнопки, кисти, гуашь, палитра.
6.Дидактическое обеспечение занятия: зрительный ряд ( предметы натюрморта), дидактическое пособие – этапы работы.
Опорные знания и умения – умение анализировать форму, конструктивно строить предметы.
Новые понятия – стилизация, приемы в построении композиции, цветовое решение.
План урока
Урок № 1
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учащегося
Термины, их понятия
1.Организационный момент.
2.Оъяснение нового материала
Познакомить с понятием «стилизация», представить наглядный ряд
Рассмотреть изображения, проговорить в чем отличие от обычного натюрморта
«Стилизация»
3.Повторение и проверка знаний учащихся.
Показать варианты эскизов,помочь организовать замысел.
Выполнить 1-2 эскиза на небольшом формате. Постараться найти образное решение.
«Образное решение»
4.Самостоятельная работа учащихся.
Контроль над ведением работы
Построение композиции, выполнение в цвете.
5. Просмотр работ, выявление ошибок, выделение наиболее удачного варианта.
Обсуждение с учащимися результата работы.
6. Уборка рабочих мест.
Ход занятия.
1.Организация рабочего места, проверка готовности материалов и инструментов, выбор точки зрения (ракурса).
2. Здороваюсь с учащимися.
3.Объясняю цели и задачи занятия:
На сегодня главная цель занятия сформировать новое знание, постараться применить этот прием выразительности в своей работе.
Задание будет постепенно усложняться, ваши основные задачи на сегодня:
1)познакомиться с понятием «стилизация», осмыслить, выполнить эскиз в технике, похожей на визуальный ряд.
2)постараться найти собственное решение, смысловое, цветовое, основываясь на уже полученных знаниях.
Т.е натюрморт из трех предметов, трех драпировок разместить в маленьком формате. Трансформировать , преломить изображение, разработать предмет внутри, на основе полученной информации и художественного восприятия, вкуса.
На листе бумаги определяем формат наброска, пытаемся найти композицию предметов (карандашом), как лучше расположить формат – вертикально или горизонтально.
Кроме общих задач каждый из вас должен подумать и решить с какой собственной задачей вы постараетесь справиться ( что пока не получается, чему необходимо учиться, умению определять пропорции).
Итог:
Урок №2
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учащегося
Термины, их понятия
1.Организационный момент.
2.Повторение пройденного материала, осмысление нового и применение в работе.
Проверка построения рисунка, организации композиции
Построение рисунка с учетом конструктивных изменений. (Эскиз – как, наглядное изображение)
«Для чего нужен эскиз?»
3.Самостоятельная работа.
4.Просмотр работ, выявление ошибок, общих и индивидуальных.
Общее выявление и обсуждение ошибок
5. Выбор наиболее удачного варианта.
6.Уборка рабочих мест.
Ход занятия
1.Организация рабочего места, проверка готовности материалов.
Рассмотрим предметы, анализируя форму каждого предмета:
- на что похожа сложная форма кувшина ( образно – на животное, на подсвечник и т.д; конструктивно – на какую геометрическую фигуру, верх кувшина - шар, тулово – усеченный конус );
- переносим рисунок с эскиза на основной лист, формат А3.Уточняем форму, вносим коррективные изменения. Сравниваем предметы по ширине и высоте (Какие элементы натюрморта помогают найти форму в стилизации ?( Ромбы на кувшине, рисунок на драпировке).Пользуясь наглядным изображением найти выразительную форму( добавить ромбы или убрать),создать четкую форму или нужно более изящное решение. Увеличивается масштаб, появляются большие плоскости, которые для обозначения пространства можно разбить на детали.
- выделяем результат, получаем подготовительный рисунок для живописи.
Обсуждаем лучший результат, средства выразительности.
Завершаем занятие. Итог:
Урок №3
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учащегося
Термины, их понятия
1.Организационный момент.
2.Просмотр работ, исправление ошибок
Сотворчество преподавателя и ученика в поиске, исправление ошибок на большом формате.
Работа на формате
«что такое стилизация?»
«где впервые проявилась?
Привести пример.
3.Самостоятельная работа учащихся.
4.Просмотр последовательности выполнения работы на визуальном ряду.
5.Выполнение работы в цвете, с учетом освещения.
Консультации с преподавателем в поиске цветового решения.
6.Завершение работы, просмотр, выявление ошибок, выставление оценок.
7. Уборка рабочих мест.
Ход занятия
1.Организация рабочего места, проверка готовности материалов.
2. Объясняю задачу занятия: выполнить работу в цвете, сохранив образность натюрморта.
Для закрепления знаний задаю вопросы: «что такое «стилизация», в каких рисунках впервые проявилась. Переходим к практическому занятию. Рассматриваем примеры живописного решения.
На палитре пробуем подобрать нужные оттенки, цветовую гамму. Намешиваем цвет и раскладываем по плоскостям и предметам от большего к меньшему, от главного к второстепенному. Желательно с учетом освещения, чтобы предметы оставались объемными. Форма мазка с учетом замысла автора – гладковыкрашенная форма или хаотичные мазки.
Заканчивая работу добиваемся гармонии взаимодействия элементов и соподчинения. (Вопрос : « Может ли пуантель считаться стилизацией изображения?»). В цвете очень важно сохранить первоначальную задумку, сохранить остроту восприятия и лаконичность цветовых взаимосвязей.
Итог занятия – просмотр работ, их обсуждение, оценка работы каждого ученика, успешность решения поставленных задач. Выставление оценок.
Стилизация - упрощение, обобщение изображаемых фигур, по рисунку, по цвету, преобразование фигур в удобную форму.
Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве. (Особенного совершенства достигла в Греции, в орнаментах, стилизованных изображениях растительного и животного мира).
Обязательное условие в стилизации – индивидуальный характер ( авторское решение), стиль формирует исключительность художественного творчества автора.
Основные общие черты стилизованных объектов: лаконичность форм, обобщенность и символичность, красочность и геометричность.
Натюрморт – жанр изобразительного искусств , где различные предметы объединены в единую группу, но специфика натюрморта такова, что требует от художника особого внимания к структуре объемов, фактуре поверхностей и их пространственных соотношений. Цвет, фактура, линия должны быть подчинены одному замыслу.
Главное – сохранить суть постановки образ, узнаваемость.
Цвет можно использовать натуральный или условно, в соответствии с замыслом художника.
« пуантель» - стиль в живописи, предполагающий использование не смешиваемых цветов, наносится мелкими мазками,точками, рисунок рассматривается с дальнего расстояния.