kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка теоретического занятия по теме «ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ. СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ И БЫТОВЫХ ФОРМ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

Тема: Декоративный натюрморт, стилизация природных и бытовых форм.

Дисциплина: Рисунок и живопись

Продолжительность занятия: 2 учебных часа

Тип урока: урок-беседа, урок-практикум.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка теоретического занятия по теме «ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ. СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ И БЫТОВЫХ ФОРМ»»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ













Методическая разработка

теоретического занятия по теме

«ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ.
СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ И БЫТОВЫХ ФОРМ
»










Дисциплина: «Рисунок и живопись»

Автор, преподаватель Паршина Н.В.





















План урока

Тема: Декоративный натюрморт, стилизация природных и бытовых форм.

Дисциплина: Рисунок и живопись

Продолжительность занятия: 2 учебных часа

Тип урока: урок-беседа, урок-практикум.

Цели урока:

Образовательные:

  1. приобщать обучащихся к ценностям мирового натюрмортного жанра;

  2. работать над формированием понятий декоративного натюрморта, стилизации в рисунке, абстракции;

  3. учить доводить характерное в натюрморте до максимальной цветовой, композиционной и пластической выразительности.

 Развивающие:

  1. формировать разносторонний взгляд на различные художественные направления в изобразительном искусстве;

  2. развивать абстрактное видение, нестандартный, творческий подход к работе;

  3. создать условия для развития наблюдательности, умения анализировать;

  4. развивать колористические, композиционные способности. 

Воспитательные:

  1. воспитывать аккуратность при выполнении декоративной работы;

  2. способствовать расширению кругозора;

  3. повышать мотивацию и познавательную активность учащихся.

Задачи урока:

  1. учить различать реалистический образ от декоративного и абстрактного на примере произведений натюрмортного жанра различных направлений;

  2. организовать самостоятельную работу обучающихся по стилизации природных, бытовых форм, применяя полученные знания;

  3. вырабатывать навыки приёмов работы в декоративной технике.


Оснащение урока:

  1. компьютер, проектор, экран;

  2. презентация к уроку «Декоративный натюрморт»;

  3. образцы рисунков обучающихся;

  4. акварельные краски, кисти, баночки для воды, альбомы для рисования;

  5. предметы быта и муляжи фруктов для натурных постановок;

  6. карточки для подсчета правильных ответов.


Междисциплинарные связи: «Моделирование и художественное оформление прически», «История изобразительного искусства».



Ход урока


1. Организационный момент, приветствие. (2 мин)

2.Сообщение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (3 мин)

П. - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым видом изобразительного творчества - декоративным натюрмортом, а также выполним тренировочные упражнения по рисованию декоративных работ.

Эти упражнения развивают воображение, творческое мышление, абстрактное видение, нестандартный подход к выполнению работы; все это необходимо для парикмахера-модельера.

За практическую работу получат оценки все, за устные ответы на уроке – оценки выборочно. 7 правильных ответов (для подсчета ответов выдаются карточки)– оценка 5.

- Запишите тему урока «Декоративный натюрморт, стилизация природных и бытовых форм»


3.Изучение нового материала. (20 мин.)

Понятие декоративного натюрморта, стилизации в рисунке, абстракции.

П. - Вы уже знакомы с жанром натюрморта. Давайте вспомним, что такое натюрморт? Что является объектами изображения в натюрмортах?

Натюрмо́рт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве: цветов, фруктов, посуды, битой дичи, рыбы и т. п. 

О. - Посуда, цветы, предметы быта. Можно сказать двумя словами «неживая природа» (возможные варианты ответа).

П. - Как самостоятельное явление в искусстве он сформировался в конце ХVII века в Голландии. Именно голландцы поставили натюрморт в один ряд с такими жанрами изобразительного искусства как пейзаж, портрет, историческая картина.
(Слайды с репродукциями натюрмортов реалистического направления).

А вот «декоративный натюрморт» - явление сравнительно новое, появившееся в конце ХIХ начале ХХ века, в эпоху зарождения волны самых разнообразных направлений. Это время художественных экспериментов с цветом, формой, пространством, увлечение поиском разнообразных фактур.
( Слайды с репродукциями натюрмортов А. Матисса, П. Гогена,  В.Ван Гога,     А. Куприна).

А теперь из рисунков обучающихся на столе (приложение 1) и из рисунков на стендах кабинета выберите натюрморты, которые  считаете  декоративными? (Обучающиеся выбирают  натюрморты, которые на их взгляд являются декоративными).
П. - Как вы думаете, чем отличается декоративный натюрморт от реалистического?

О. - Возможные варианты ответов.

П. - Для декоративного натюрморта характерно условное изображение реальной постановки, он исключает ряд постановочных задач реалистического изображения, таких как: отображение воздушного пространства, формы, материальности. Условностью также является плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета решают условную задачу заранее продуманного колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии. В декоративном натюрморте важная роль отводится линии, контуру, их движению и взаимодействию с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров как  аппликативной составляющей декоративного натюрморта.

Запись со слайда

Особенности декоративного натюрморта:

  • условное изображение реальной постановки

  • яркость красок

  • плоскостное изображение

  • допустимы контуры, орнаменты, узоры

  • стилизация

П. - А теперь еще раз рассмотрите выбранные вами натюрморты и назовите, какие признаки декоративности в них присутствуют. 
О. – Отсутствует реалистическое пространство, предметы обведены черным контуром, форма решена не реалистически, цвет взят декоративно и ярко, введено много орнаментов (возможные варианты ответов).
П Главная задача в декоративном натюрморте – стилизация предметов.

Что такое стилизация? Приведите примеры.

О. -Стилизация  – намеренная, подчёркнутая имитация характерных особенностей стиля или исторической эпохи, условность, выделение главного, характерного.

П. – Есть еще один смысл этого слова. Стилизация в рисунке.


Стилизация в рисунке – изображение предметов с помощью ряда условных приемов: упрощения или усложнения формы, цвета, фактуры; выбор главных, характерных черт изображаемого предмета.

Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизировать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета.

П. - Однако упростить форму вовсе не означает обеднить ее, а  опустив малозначащие детали, подчеркнуть самые выразительные качества предмета.
Посмотрите, пожалуйста, на этот слайд: на нем показаны предметы с использованием различных принципов стилизации.  На варианте а) представлено реалистическое изображение; на варианте б) стилизация изображения происходит за счет упрощения (декоративного обобщения) объема и формы предметов; на варианте в) – усложнение формы строится за счет введения декоративного орнамента, отсутствующего в натуре; на варианте г) - условный цвет, плоскостное решение, полное отсутствие материальности.


П. - Художник может стилизовать предмет в любой степени; отход от натуры бывает очень значительным. Цветы, кувшин, фрукты можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания.

Сильный отход от натуры, преобразованный до геометрических форм, называется абстракцией.

Отличительные особенности реалистического, декоративного и абстрактного решения натюрморта можно рассмотреть на представленном слайде (учащиеся рассматривают плакат).

П.- Подумайте и скажите какое понятие более широкое, ёмкое? «Декоративность» или «абстракция»? Докажите это.

- Где стилизация больше выражена: в декоративном или абстрактном рисунке?

- Какой  из репродукций натюрмортов на стендах класса изображен в абстрактной манере?
О.  (показывают).
П. – Правильно. По каким признакам вы это определили?
О. – Очертания предметов едва угадываются, они упрощены до геометрических форм, полностью отсутствует пространство, нет объема у предметов.


4.Практическая работа

Выполнение тренировочных упражнений по декоративному изображению предметов.(45-48 мин)

П. – Прежде чем приступить к изображению декоративного натюрморта, мы выполним с вами задание на стилизацию природных форм и несложных бытовых предметов. Это могут быть фрукты, овощи, ваза, кувшин, чайник, чашка и т.д. Перед вами на столе стоят такие предметы, вы можете выбрать некоторые из них, рассмотреть внимательно и приступить к выполнению задания по стилизации реалистической формы.

Примеры декоративного изображения предметов

Требования к работе

  • соблюдение законов композиции;

  • декоративность;

  • яркость, выразительность;

  • четкость линий, контуров;

  • оригинальность;

5. Анализ работ, закрепление изученного. (12 мин)
П. – Давайте посмотрим все работы и обсудим результаты.

 (В обсуждении принимают участие и педагог и обучащиеся).
Вопросы:        
- Какими средствами решали поставленную задачу?
- Все ли удалось?
- В чем вы испытывали затруднения?
- Какие работы вы считаете наиболее удачными? Почему?

- Какие признаки декоративности вы можете назвать?

П. - Сегодня мы с вами сделали первый шаг в работе над декоративным натюрмортом. Полученный первый опыт по декоративной стилизации предметов пригодится нам на следующем занятии при выполнении декоративного натюрморта, состоящего из нескольких предметов.


6. Подведение итогов занятия, выставление оценок (5 мин).

П.- С какими понятиями мы познакомились сегодня?

- Назовите отличительные черты декоративного рисунка.

- Что такое стилизация в рисунке?

- Чем декоративный рисунок отличается от абстрактного?

- Приведите примеры из окружающей жизни, где применяется декоративный рисунок.

Выставление оценок за практическую работу и устные ответы.


7. Домашнее задание: выполнить декоративный рисунок растения, который мог бы использоваться для дизайна ногтей.


Критерии оценивания практических работ

Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к выполнению работы.

Оценка 4 – основные требования к рисунку выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в композиционном построении, прорисовке, в раскрытии темы, есть упущения в оформлении работы.

Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к выполнению работы. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в рисунке: нарушение законов композиции, пропорций, неправильная передача фактуры волос, неверное цветовое и тоновое решение; работа не завершена.

Оценка 2 – тема не раскрыта, отсутствие навыков владения техникой рисунка и живописи, незнание основ композиции.























Приложение 1















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Паршина Надежда Васильевна

Дата: 27.09.2019

Номер свидетельства: 521104

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства