Просмотр содержимого документа
«"Школа живописи. Рисование пейзажа"»
Методическая разработка УРОКОВ по изобразительному искусству «Искусство вокруг нас»
Учитель изобразительного искусство Сенгилеевской средней школы №1 Григорьев А.И.
г.Сенгилей
Содержание
I урок Работа над пейзажем-картиной художников . Беседа и выход с учащимися в пленер для выполнения набросков пейзажа.
II урок План - конспект урока на тему: «Рисование пейзажа». Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением, с использованием зарисовок и набросков. Акварель. Гуашь.
Заключение. Молодому учителю-художнику.
Работа над пейзажем-картиной
Работа над пейзажем-картиной требует наличия большого опыта, теоретических в области рисунка и живописи и накопления вспомогательного этюдного материала. Создавая картину, разрабатывая ее сам сел, художник пробует в эскизных набросках разные варианты задуманной композиции. Это касается и темы, и размеров предполагаемой картины. Увеличение размеров обязывает к более углубленному раскрытию темы, конкрет цации деталей, подбору большего количества наглядного материала, Часто роль композиционного эскиза выполняет этюд, сделанный с натуры. Однако художники при работе над картиной дополняют его пользуясь другими подготовительными зарисовками, обогащают мотив за счет дополнительно выполненных этюдов, близких по содержанию и по цветовому решению. В этюдах требуется передать различные состояния природы путем верного определения той или иной освещенности или общего тона. Основная учебная задача-приобретение практических навыков в передаче средствами живописи предметов пейзажа. Цвет которых обусловлен определенной средой и разно удаленностью планов, соблюдение общей тональности мотива. Работа над этюдом, необходимо учитывать, что в природе все меняется, а потому требует быстрого письма, умения брать отношения сразу и безошибочно. Необходимо подбирать выразительных мотив, чтобы наблюдаемый пейзаж располагал к цельности пластичного и цветового восприятия, удобного для решения задачи этюда. Создавая пейзажную картину художник может творчески переработать зарисованный с натуры мотив, но при этом он не должен изменять жизненной правде. Нельзя соединять в одной картине несовместимых в природе объекты. Только глубокое изучение природы, хорошо развитая наблюдательность, изучение на практике биологии, пластической анатомии, физической географии и других наук помогает художникам создавать прекрасные реалистические произведения с глубоким содержанием.. Мы должны были правильно передавать форму предмета, его цвет и отношения-все так, как в природе. Но когда наступал момент композиционной работы, когда мы начинали писать картину, он советовал подальше отодвинуть этюды, чтобы они не мешали свободе творчества». Куинджи советовал писать наизусть, на основе знаний приобретенных на этюдах, и любил говорить, что в картине должно быть «внутреннее» т.е. художественное содержание. В этюдах не рекомендуется брать все время одинаковый формат, одно и тоже соотношение на листе картона площади неба и земли, или одинаковые по массам элементы переднего плана. Цветовая гамма не должна быть нарочитой, надуманной. Если писать предметы обособленно, не определяя их цветового взаимоотношения, изображение никогда не получится гармоничным. Нужно остановиться натом, что больше всего тетя в природе поразило и этот момент держать в памяти в продолжение всего сеанса, потому что природа не сохраняет долго точности одно и то же состояние. Для организации композиции художник делает небольшой эскиз, где располагает самые основные тональные и цветовые массы в соответствии с задуманным сюжетом, выделяет в изображаемом мотиве наиболее выразительное место, как бы увязывает цветовое решение с основной идей картины, наиболее образным выявлением главного. Художник К.А.Коровин говорил, что писать пейзаж нельзя без цели, только потому , что он красив: «В нем должно быть история души, он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам, Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку.» Рассматривая одно из лучших произведений русских пейзажной живописи, знакомую с детства картину «Грачи прилетели» А.К.Саврасова, мы видим, как художник в очень скромном мотиве передал в поэтическо прекрасной форме родной пейзаж. Природа в его картине воспринимается в неразрывной связи с чувствами и настроениями человека. Начинающему художники нужно пройти большой путь изучения природы и художественного мастерства, прежде чем браться за решение таких глубоких задач. Однако работа лучших представителей русской пейзажной живописи всегда должны быть для него примером высокого мастерства и патриотического подвига художника. Каждая картина должна иметь свой композиционный строй, который отвечает его от других произведений, а потому нельзя начинать работу с какого-то общепринятого заимствованного «примера». Ведущий должен быть тот сюжет, который художник увидел в жизни и выбрал, он и подскажет формат, композицию, а так же поможет брать те элементы изображения, которые надо взять более крупными по массам и отвести им главное место в картине. В соответствии с сюжетом решаются так же вопросы освещения, цвета, тона. Так, окончательный вариант картины «Грачи прилетели» создан на основе ряда этюдов с натуры, причем разных по формату и по композиции. Изменен дальний план, стал более выразительный передний план со старыми березами и вьющими гнезда грачами. В то же время, простота и задушевность мотива остались. Полны света, глубоко лирические пейзажи И.Э.Грабаря. На лучших его полотнах изображены скромные уголки природы. Тени на снегу в яркий солнечный день, красноватые деревья, февральское голубое небо, просвечивающееся сквозь переплетения веток деревьев, густые разросшиеся кустарники-все это восхищает чистотой, гармонией колорита, тонкостью и богатством цветовых отношений. Тонким пониманием природы, глубокой любовью к ней пронизано творчество живописца С.В.Герасимова. Залитых солнцем пейзажи в его тематических полотнах, большая серия этюдов Подмосковья, пейзажи привезенные из заграничных поездок и с Кавказа- рассказывают о художнике владеющих замечательными колористическими возможностями в пейзажной живописи.