kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семейный фольклор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с русским народным творчеством; дать понятие обрядовой песни.

Задачи: учить различать средства музыкальной выразительности(лад, темп, распевы); развивать музыкальный слух, чувство ритма, вокально-хоровые навыки; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи; воспитывать интерес к истории народных песен Белгородской области, активизировать творческие способности.

Оборудование: плакаты «Русский костюм», рушник, детские музыкальные инструменты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семейный фольклор»

Урок № 2 _________________

Семейный фольклор

Цель: познакомить с русским народным творчеством; дать понятие обрядовой песни.

Задачи: учить различать средства музыкальной выразительности(лад, темп, распевы); развивать музыкальный слух, чувство ритма, вокально-хоровые навыки; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи; воспитывать интерес к истории народных песен Белгородской области, активизировать творческие способности.

Оборудование: плакаты «Русский костюм», рушник, детские музыкальные инструменты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

-Что такое фольклор? (Произведения, которые созданы народом.)

-Какие фольклорные произведения, созданные нашим народом, вы знаете? (Сказки, песни, пословицы, загадки, скороговорки.)

-Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличии от профессиональной музыки фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым жанром русских народных песен - обрядовые песни. Важнейшие события в жизни, будь они радостные или печальные, человек старался обставить торжественно, чтобы запомнились надолго (рождение ребёнка, крещение, свадьба, погребение усопшего).

Вокруг каждого такого события строилось театральное действо – игра. Событие «обряжается», отсюда и происходит слово «обряд». Исполнялись песни: величание новорожденного, колыбельные, свадебные песни, плачи, причеты.

Все эти песни объединены одним названием – обрядовые семейно-бытовые песни.

2. А сегодня, мы с вами поговорим о семье и о музыке, которая сопровождает все важные события семейной жизни.

- Песни звучали не только на семейных праздниках, но и в трудовые будни. Поэтому они называются семейно- бытовые. Такова тема нашего урока.

Раньше семьи были большие «от мала до велика», «и стар и млад»

- Как это понять?

-Обязанности в семье распределялись. Женщины работали по дому, вели хозяйство, растили детей.

- Какая музыка звучит, когда мама баюкает своего ребенка?(колыбельные песни)

- Какие главные слова в колыбельной?(баю-бай)

- Какие колыбельные песни вы знаете?

- Кто автор колыбельных песен?(народ)

3. -Мужчины были работниками, хозяевами. Они работали в поле, выполняли мужскую работу дома. Им помогала песня.

- Прослушайте трудовую песню «Ой горох, мой горох»

4. Вечером, после трудового дня вся семья встречалась за большим столом у самовара. Самовар – один из важных предметов русского быта, традиционно вся семья собиралась за столом, во главе которого стоял самовар.

- Что же объединяло семью?(дружба)

- Что нужно, чтобы семья была дружной? (помогать друг другу, уважать старших, заботиться о них)

-Ведь семья крепка дружбой. А крепкая семья- основа Государства. Поэтому наше государство придает огромное значение укреплению семьи.

- Песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом нашего народа, мы изучаем песни разных народов. Песня сплачивала семью, помогала быть

5.- слушание свадебной песни «Виноград в саду цветёт» в исполнении образцового детского фольклорного коллектива (на слайдах -народный костюм Белгородской обл.)

-Давайте вспомним, какие музыкальные средства помогают нам понять красоту русских народных песен.

-Какой рисунок вы выбрали бы для мелодии песни «Виноград в саду цветёт»?

-В каком ладе она написана? (мажор)-В каком ритме? (в ровном)-В каком темпе? (умеренном)

2.-Разучивание песни

-работа над текстом - сравнение первой и второй части песни-исполнение по фразам

III.Повторение – жанр «Частушки»

-Какой характер у народных песен под названием «частушки»?

-Почему частушки получили такое название?

- Чем отличаются частушки от других народных песен? (У них короткий мотив, который всё время повторяется.) -Взрослому трудовому народу помогали бабушки и дедушки. Бабушки водились с малыми детьми, а дедушки мастерили игрушки и музыкальные инструменты и пели детям частушки.

- Что такое частушка? (шуточные куплеты)

-Это куплет, мелодия которого повторяется, а слова разные.

- Какие музыкальные инструменты исполняют частушки?(балалайка, гармошка…)

- К какой группе музыкальных инструментов относятся?(русские народные инструменты)

(балалайка, гармошка, дудка, ложки…)

-Современная частушка очень часто исполняется в наше время.

Исполнение частушек с детскими шумовыми инструментами.

IV. Обобщение.

-С каким новым жанром русских народных песен вы познакомились на этом уроке? (обрядовыми семейно- бытовыми песнями)-Почему эти песни получили такое название?

-Какие важные события в своей жизни люди сопровождали обрядами ?Какие песни исполнялись? (величание новорожденного, колыбельные, свадебные песни, плачи, причеты.)

Итог урока.Выставление оценок.

Виноград в саду цветет

Виноград в саду цветет

А ягодка а малинка поспевает

А ягодка а малинка поспевает

Виноград спелый спелый

Виноград спелый спелый

А ягода ягода черна зелёна

А ягода ягода черна зелёна

Виноград — Андрей сударь

Виноград — Андрей сударь

А ягодка а малинка - свет ты Марьюшка

А ягодка а малинка - свет ты Марьюшка

Ими люди дивовалися

Ими люди дивовалися

Что хороши да пригожи уродилися

Что хороши да пригожи уродилися

Ой, хорош Андрей-сударь,

Ой, хорош Петрович,

Хороша да Марьюшка,

Хороша Григорьевна.

Не дивуйтесь люди добрые

Не дивуйтесь люди добрые

А мы сами таковы да уродилися

А мы сами таковы да уродилися

Дай вам Бог и совет и любовь!

Дай вам Бог и совет и любовь!

Во совете, во любви до ста лет вам прожить!

Во совете, во любви до ста лет вам прожить!

Виноград в саду цветет

Виноград в саду цветет

А ягодка а малинка поспевает

А ягодка а малинка поспевает


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семейный фольклор

Автор: Корчагина Светлана Алексеевна

Дата: 02.07.2025

Номер свидетельства: 672489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация и конспект урока музыки "Фольклор - народная мудрость""
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiiaikonspiekturokamuzykifolklornarodnaiamudrost"
    ["file_id"] => string(6) "337575"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1468584127"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Жанровая классификация музыкального фольклора "
    ["seo_title"] => string(50) "zhanrovaia-klassifikatsiia-muzykal-nogho-fol-klora"
    ["file_id"] => string(6) "136895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417199629"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка "
    ["seo_title"] => string(76) "vliianiie-narodnoi-siemieinoi-piedaghoghiki-na-razvitiie-lichnosti-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "141401"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418119522"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Презентация "Фольклор" "
    ["seo_title"] => string(24) "priezientatsiia-fol-klor"
    ["file_id"] => string(6) "215170"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432587677"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Семейная карусель: Папа, мама, я - читающая семья"
    ["seo_title"] => string(49) "siemieinaiakarusielpapamamaiachitaiushchaiasiemia"
    ["file_id"] => string(6) "305458"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457950587"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства