- Дорогие родители! Уважаемые товарищи взрослые, дети, дорогие наши гости! Здравствуйте! Позади трудовой день. Вы пришли к нам, чтобы провести свой семейный досуг так, как проводили его издавна – отдыхали от дел на вечерних посиделках: себя показать и на других посмотреть, померяться удалью и красотой, переброситься песней, шуткой, угощенья откушать.
Как хорошо, что мы сегодня собрались вместе. У вас, несомненно, много неотложных забот, дел, но оставьте все заботы и дела за дверями этого зала и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.
А сейчас перед вами выступят ребята (Дети читают стихи, поют песни).
Ведущий-учитель: В нашем конкурсе «Семейная карусель: мы – читающая семья» сегодня участвуют следующие семьи… (Представление семей).
Ведущий-учитель: Участников конкурса мы все хорошо знаем, с ними ежедневно встречаемся на работе, на улицах, здесь, в школе. Мы знаем их в лицо, здороваемся при встрече и, торопясь своими делами, проходим мимо. Торопимся. Торопимся мы. Торопится, бежит время. А давайте остановимся ненадолго и вглядимся в них.
Просим рассказать о своей семье, семейных увлечениях, традициях, принятых в семье. Известно ли вам происхождение вашей фамилии? Как возникла ваша семья, какая она сегодня?
Ведущий-учитель: Когда-то папы и мамы были детьми и тоже ходили в школу. Сейчас мы проведём уроки для родителей и ребят. Первый урок – урок литературы. Сейчас я буду зачитывать вопросы, в основе которых знакомые вам авторы, герои и произведения. Если вы узнали ответ, поднимите руки. Отвечает тот, кто первым это сделает. Правильный ответ – 1 бал-жетон.
- Назовите героя удмуртского юмористического фольклора. (Лопшо Педунь).
- Сколько раз старик вызывал золотую рыбку? (5 раз – корыто, дом, дворянство, царица, владычица морская).
- Как звали собаку в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина? (Соколка)
- Самый древний сборник, переведённый на многие языки мира? (Библия)
- Кому принадлежат такие слова, откуда они: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»? (И.Крылов, басня «Квартет», соловью).
- Кто это сказал: «У меня самая высокая в мире температура»? (Карлсон).
- Правило, обязательное для всех жителей Изумрудного города? (носить зелёные очки).
- Кем по профессии был Гулливер? (Судовой врач)
- Какое звание было у Барабаса? (Доктор кукольных наук)
- Каково было заклинание в «Маугли»? (Мы с тобой одной крови: ты и я)
- Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Вечность)
- Что послужило причиной конфликта Чиполлино с сеньором Помидором? (Домик Тыквы)
- Где прятал ключи Сеньор Помидор? (В чулке)
- Откуда взялась в «Руслане и Людмиле» голова? (Это Черномор обезглавил сказочного великана)
- Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка)
- Автор романа «Остров сокровищ»? (Роберт Стивенсон)
- Как звали героя сказки П.Бажова «Каменный цветок», которому Хозяйка Медной горы помогала раскрыть свой талант? (Данила)
- Где находится Поле чудес? (В стране дураков)
- Назовите птицу в крыловской упряжке (Лебедь)
- «Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?» - вопрошала зеркальце героини сказки Пушкина. Какой предмет помог царице-мачехе «умертвить» дочь царя от первого брака? (Отравленное яблочко)
- Как звали простоквашинского телёнка? (Гаврюша)
- Кто поселился в Теремке первым? (Мышка-норушка)
- Назовите рисунок в каморке папы Карло? (Очаг)
Узнать по отрывку героя, название произведения и автора:
- «Ему отвели под кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в углу стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка он всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». (Герасим. И.Тургенев «Муму»).
- « Житьё им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали их на вольный свет. Кидали им туда тесто непечёное, как собакам, да в кувшине воду спускали». (Жилин и Костылин. Л.Толстой. Кавказский пленник).
- «Этой весной снег в густых ельниках держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, дети стали собираться за клюквой». (Митраша и Настя. Пришвин «Кладовая солнца»).
- «Он стоял в красном свете масляной лампы, высокий, сильный, красивый, с ножом на шее, с чёрными длинными волосами, разметавшимися по плечам, в венке из белого жасмина, и его легко было принять за сказочное божество лесов». (Р.Киплинг. Маугли)
- «Он носил яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы, всем рассказывал». (Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей).
- «Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, в них не было ни теплоты, ни покоя». (Г.Х.Андерсен. Снежная королева).
- «Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные». (Чудище. А.Аксаков. Аленький цветочек).
- «Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шёлковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками». (М.Лагин. Старик Хоттабыч).
- «Неужели это он! Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог её повернуть, а ростом он был такой же, как семь лет назад, совсем маленький». (В.Гауф. Карлик Нос).
- «Это была самая удивительная девочка, волосы её цвета моркови, были заплетены в две тугие косички, торчащие в разные стороны, нос походил на крошечную картофелину, да к тому же ещё в крапинку от веснушек, в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один коричневый, другой чёрный. А огромные чёрные туфли, казалось, вот-вот свалятся. Папа купил их ей в южной Африке навырост и она ни за что не хотела носить другие». (А.Линдгрен. Пеппи Длинный чулок).
- 2-й урок - Урок биологии. Показать пантомимой животного (вытягиваются билеты – кошка, собака, гусь, обезьяна, жираф, петух, корова, свинья, медведь, кенгуру). Побеждает команда, которая более артистично покажет, а зрители узнают этого животного.
- 3-й урок – урок математики. Вспомнить названия произведений, где присутствуют числа (для родителей). Для детей – вспомнить пословицы и поговорки с числами.
Контрольная работа по математике:
- На берёзе 4 ветки. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько всего яблок на берёзе? (Нисколько. На берёзе яблоки не растут)
- Яйцо всмятку варится 3 мин. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц? (3 мин.)
- По небу летели 3 утки, 2 гуся и 4 курицы. Сколько всего птиц летело по небу? (5)
- Назовите третьего по счёту, от которого «ушёл» знаменитый герой? (Заяц).
- Сколько всего яиц можно съесть натощак? (1)
- Что больше: кг пуха или кг железа? (Одинаково).
- 4-й урок – урок технологии. Из имеющихся предметов необходимо сделать подарок любимому человеку (ножницы, цветная бумага, клей).
Ведущий: 5-й урок – урок музыки. Исполнить любимую семейную песню (песни не должны повторяться).
Ведущий-учитель: Следующий конкурс – конкурс пословиц и поговорок о книге. За 5 минут вспомнить и записать наибольшее количество пословиц и поговорок. Каждая пословица оценивается в один балл.
Музыкальная пауза.
Примеры пословиц и поговорок:
-Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
- Книги не говорят, а правду сказывают.
- Кто много читает, тот много знает.
- С книгой поведёшься – ума наберёшься.
- Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
- Дом без книги – день без солнца.
- С книгою жить – век не тужить.
- Книга – лучший подарок.
- Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
- Золото добывают из земли, а знания – из книги.
- Зеч книга – калыке весяклы кельтэм кузьым.
- Книга – тынад юрттисед, визьлы дышетисед.
- Книга лыдзод, трос тодод, аслыд визь люкалод.
- Книга – асьмелэн визьмо эшмы.
- Книга лыдзыкуд, малпанзэ йырад кельты.
- Шунды дуннеез сайкатэ, лыдзиськон йырез сэзёмытэ.
- Ачиз уг вераськы, нош вазьылытэк гинэ дышетэ.
- Книгалэн вылызлы эн синмаськы, синмаськы пуштросэзлы.
- Книга вылэ гинэ эн уськытскы, ужаны но дышетскы.
Ведущий-учитель: Случилась беда: потерялись вещи известных героев. Нужно срочно вернуть их по адресу. Назвать из каких сказок взяты эти вещи (1вопрос каждой команде)
- Полено, которое пищало человеческим голосом (А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино)
- Конфеты настоящей храбрости (С.Прокофьева «Приключения жёлтого чемоданчика»)
- Хрустальная туфелька (Ш.Перро «Золушка»)
- Пряник печатный (А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Колечко (С.Маршак «12 месяцев»)
- Стеклянный пузырёк, к горлышку которого привязан бумажный ярлык, а на нём большими буквами чётко напечатано «Выпей меня» (Л.Кэролл «Алиса в стране чудес»)
- Семь колпачков и семь веночков (Ш.Перро «Мальчик с пальчик»)
- Конопляное семечко (А.Погорельский «Чёрная курица и подземные жители»)
- Комочек олова и обгорелая чёрная брошка, видно, они побывали в печке (Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)
Ведущий-учитель: А сейчас каждой команде будут выданы планшетки с написанными на них буквами К, Н, И, Г, О, Л, Ю, Б, Ы. Задание: составить слова-существительные из данных букв и записать их (кроме собственных). За каждое правильно составленное слово начисляется один балл.
Примеры слов: лоб, бог, юг, гол, бык, блины, лик, клин, кол, люк, бок, ноги, блок, логин, кино, лы, Быги, кобы, кило, юбо, люгы, кибы…
Ведущий-учитель: Теперь дадим слово жюри…
Ведущий-учитель: А теперь, когда все конкурсы истекли, выявились победители, мы приглашаем всех на чаепитие, отведаем выпечки, приготовленные к сегодняшнему дню семьями, участниками конкурса.
Дорогие мамы, папы и дети! Благодарим вас за то, что вы дружны с печатным словом, являетесь истинными книголюбами и пришли к нам померяться своими знаниями. Книга ещё не раз поможет вам выйти из трудных ситуаций, на многие интересующие и волнующие вас вопросы вы найдёте ответы именно на страницах мудрых и добрых книг. И помните, что книга – это маленькое окошко, через которое виден весь прекрасный мир. До новой встречи, дорогие наши читатели, любознательные дети и уважаемые родители!