kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русская матрёшка. Виды и роспись

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на расширение представлений учащихся о русской матрёшке. Дети узнали, как появилась в России матрёшка, какие виды этой игрушки существуют, научились расписывать матрёшек.  В ходе урока планомерно и последовательно прививалось уважение к народному мастерству. Для повышения эффективности учебного процесса, на уроке использовала  готовых матрёшек и презентацию «Русская матрёшка». На данном этапе урока раскрыла перед учащимися историю рождения матрешки, её образ, виды и роспись матрёшек. Для полного сравнения отличительных особенностей были представлены следующие конструкции матрёшек: Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

Закрепление нового материала провела в форме игры – «Угадай матрёшки». На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала. В ходе диагностики выяснилось ,что многие дети в начале урока не имели представления о русской матрешке. В конце урока они сочинили двустишие включая в него полученные знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок Кудряшова Лидия Николаевна»

МБОУ «Побединская СОШ» Целинного района Алтайского края





Урок изобразительного искусства 3класс

«Русская матрёшка. Виды и роспись»









Урок составила: Кудряшова Лидия Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Побединская СОШ»







с.Победа

2014



Тема урока: Русская матрёшка. Виды и роспись.

Краткая аннотация к уроку: Урок направлен на расширение представлений учащихся о русской матрёшке. Дети узнали, как появилась в России матрёшка, какие виды этой игрушки существуют, научились расписывать матрёшек. В ходе урока планомерно и последовательно прививалось уважение к народному мастерству. Для повышения эффективности учебного процесса, на уроке использовала готовых матрёшек и презентацию «Русская матрёшка». На данном этапе урока раскрыла перед учащимися историю рождения матрешки, её образ, виды и роспись матрёшек. Для полного сравнения отличительных особенностей были представлены следующие конструкции матрёшек: Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

Закрепление нового материала провела в форме игры – «Угадай матрёшки». На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала. В ходе диагностики выяснилось ,что многие дети в начале урока не имели представления о русской матрешке. В конце урока они сочинили двустишие включая в него полученные знания.

Цель:

воспитательная:  Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мас­теру, создающему красоту на радость людям;

образовательная: Углубить знания о русской на­родной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана;

развивающая:  развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветочного мотива;





Задачи:

*Обучить умению выделять характерные средства художественной вырази­тельности в работах народных мастеров;

*анализировать и сравнивать матре­шек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана;

* Научить расписы­вать бумажные силуэты матрешек в традициях семеновских мастеров;

*Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполнен­ных работ, уважать мнение товарища;

Планируемые результаты:

  • Личностные:

*формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • Познавательные УУД:

*развиваем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

*выявлять сущность, особенности объектов;

*на основе анализа объектов делать выводы;

*обобщать и классифицировать по признакам;

*находить ответы на вопросы в иллюстрации.

  • Регулятивные УУД:

*осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  • Коммуникативные УУД:

*развиваем умение слушать и понимать других;

*строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

*развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветочного мотива.

Предметные результаты:

*Учить различать матрёшек по форме, цвету, узору, месту производства;

*научить расписывать игрушки по образцам изделий из разных областей России.



Оборудование: 

Для учащихся:

* лист А 4

*силуэт матрёшки
*краски (акварель, гуашь);
*кисти (колонок №3, №5);
* банка с водой;

для учителя:

*план-конспект

*наглядный материал матрёшки

*образец педагогического рисунка;

*Технологическая карта

*презентация

Использованное оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор. 




План урока:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа. 
3.Сообщение темы и цели урока.
4. Знакомство с новой темой.
5. Закрепление нового материала.
6. Физ. минутка.
7. Самостоятельная работа. 20 мин.
8. Подведение итогов.

9. Домашнее задание

10.рефлексия 





Ход урока:

Эпиграф

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В.Л. Сухомлинский

1. Организационный момент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

2.Вводная беседа

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.(матрёшка)

(слайд 2,3)

3.Сообщение темы и цели урока.


*Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами матрешек;

*с техникой рисования матрешки;

* ее историей;

*наша тема: «Русская матрёшка. Виды и роспись»

4.Знакомство с новой темой.

Рассказ учителя по плану:

У матрешки дед – японец. Первая русская матрешка. (слайд 4, 5,6)

 У матрешки дед – японец. Первая русская матрешка.

В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму, что означает веселый складной старичок. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде.

Матрешка – символ русского народного искусства.
Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из символов русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец.


(слайд 9)

1.Сергиевская (загорская) матрешка Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы (г. Загорск, Московская область). Она также наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.




(слайд 10)

2. Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с желтым. Все объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский - Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют “кудри” - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” - чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.

Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.



(слайд 11)



3. Семеновская матрешка из города Семёнова, Горьковской области (Семёновский район). Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по – своему. Сочетание красителей (анилиновых), жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.

Их изображение соче­тается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обо­значает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, ук­рашенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». В этом году знаменитой семеновской матрешке исполнилось 85 лет.

Эти матрешки отличаются и по форме. Загорская – широкая, семеновская – несколько вытянутая, матрешка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотненной головкой. Есть и авторские 







Закрепление нового материала.

игра «Угадай матрёшку»

учитель показывает фото матрешки и называет отличительные особенности дети должны угадать какая матрешка.

1.

В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». (Семеновская матрешка )

2.

Эту матрёшку можно сразу узнать по необычной форме головы.(Полхов-майданские матрешки )

3.

В руках матрёшка держит узелок, корзинку или цветы.

(Сергиевская (загорская) матрешка) 

Физкультминутка « Весёлые художники»

Класс делится на 3 группы. С завязанными глазами под мелодию “Песенка о смешном человечке” А. Пахмутовой нарисовать матрешку всей группой. Непременное условие – с завязанными глазами. Один начинает рисунок, другой продолжает и т. д.

Самостоятельная работа







Учитель: Теперь все внимание на меня.
У каждого из вас на парте лежит силуэт матрешки
Ваша задача – нарисовать матрешку, раскрасить ее по своему желанию. 
Вспомните, пожалуйста, как и какие цвета мы смешиваем, чтобы получить: салатовый, сиреневый, малиновый, оранжевый и фиолетовый цвета. Молодцы!
А теперь посмотрите на доску. (Показ последовательности рисования матрешки по технологическим картам)

Выполнение работы «матрёшка»

Необходимо расположить лист по вертикали. Наметим высоту и ширину матрёшки. Определим соотношение нижней её части – туловища и верхней – головы. Голова у матрёшки должна быть в два раза меньше туловища. Поэтому всю высоту матрёшки разделим на три части, верхняя часть как раз будет являться высотой головы.

Технологическая карта №1











Определим пропорции и форму головы. Туловище похоже на овал, наметим его.

Технологическая карта №2







Прорисуем на голове платок и круг – лицо. В основании туловища нарисую подставочку. Обратите внимание, что эта подставочка овальной формы.

Технологическая карта №3

На лице очень аккуратными штрихами намечаю глаза, нос и рот. Отмечаю линию волос. Теперь выполняю узор из цветов и листьев на центральной части матрёшки. Я располагаю в центре три цветка, вокруг которых формирую узор из лепестков. Композицию узора выполняю таким образом, что

















Технологическая карта №4





Технологическая карта №5













Технологическая карта №6





Итог урока.

Сегодня все были молодцы, все приложили своё старание и умение.

Посмотрите лучшие работы. Эти рисунки матрёшек отличаются грамотным переносом пропорций и декоративностью узоров.

И ни чего страшного, что не у всех сегодня получилась удачная работа, ведь художники разные и матрёшки тоже должны быть разными.



Итогом работы является выставка рисунков. Каждый ребенок может дать имя своей будущей матрешке и рассказать, элементы каких техник он использовал в своей работе.








Домашнее задание (по желанию)

Найти и подготовить интересный материал о русской матрёшке.

Рефлексия.


Учитель я предлагаю вам продолжить фразу

    • Я узнал……

    • Я научился….

    • Мое настроение

А сейчас подумайте, какое настроение у вас появилось в конце нашего урока. Подумали, выберите себе смайлик вашего настроения и покажите мне соответствующую цветную карточку. Обсуждения настроения

Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”





Диагностика нравственности

В начале урока детям была загадана загадка.70% детей дали правильный ответ. В ходе урока дети активно принимали участие в беседе, обсуждении по теме урока. В конце урока дети попытались сочинить двустишье о матрёшке. Результат был 90% все дети попытались сочинить пару строк:

«Наша русская матрёшка не состарится не сколько»

«Все они сидят друг в дружке а всего одна игрушка»

«Румяные щечки , красивый платок. Все это красавица матрешка»

«Ох хлопотная игрушка не добьешься с ней хлопот, одна взрослая игрушка, как откроешь еще маленькая а потом еще, еще самая маленькая да удаленькая»















Просмотр содержимого презентации
«pril»

Урок изобразительного искусства в 3 классе  Декоративное рисование   « матрёшка»

Урок изобразительного искусства в 3 классе Декоративное рисование « матрёшка»

С самого детства малышей привлекает матрешка. Каждая игрушка уникальна, так как раскрашивается вручную, вряд ли удастся найти две одинаковые деревянные куклы. Но они всегда яркие и милые. Давайте ее нарисуем?

С самого детства малышей привлекает матрешка. Каждая игрушка уникальна, так как раскрашивается вручную, вряд ли удастся найти две одинаковые деревянные куклы. Но они всегда яркие и милые. Давайте ее нарисуем?

Эту русскую куклу, которую считают символом матери, с удовольствием увозят с собой иностранцы из всех уголков мира. С матрешкой любят играть дети с самого раннего детства. Интересна игрушка своим строением: внутри нее обычно находится еще несколько матрешек меньшего размера .

Эту русскую куклу, которую считают символом матери, с удовольствием увозят с собой иностранцы из всех уголков мира. С матрешкой любят играть дети с самого раннего детства. Интересна игрушка своим строением: внутри нее обычно находится еще несколько матрешек меньшего размера .

У матрёшки – дед японец Вот как это было! Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Это были божества счастья и долголетия – Фукуруму. Привезла из Японии в Россию однажды ее помещица Мамонтова

У матрёшки – дед японец

Вот как это было! Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Это были божества счастья и долголетия – Фукуруму. Привезла из Японии в Россию однажды ее помещица Мамонтова

ПЕРВАЯ МАТРЕШКА

ПЕРВАЯ МАТРЕШКА

  • Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин . Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки менялись с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец.
Матрешка-символ материнства

Матрешка-символ материнства

  • Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, означающее мать, если ласково - то Матрёшка.
Матрешка – обобщенный образ русской красавицы Матрешка выражает образ русской красавицы: круглое лицо, яркие щеки, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках

Матрешка – обобщенный образ русской красавицы

Матрешка выражает образ русской красавицы: круглое лицо, яркие щеки, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках

Традиционные матрешки Полхов- Майданская Сергиев-Посадская Семеновская

Традиционные матрешки

Полхов-

Майданская

Сергиев-Посадская

Семеновская

Сергиев-Посадская матрешка (Загорская)

Сергиев-Посадская матрешка (Загорская)

  • Сергиев-Посадская матрешка одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с узорами. Она расписана она чистыми яркими цветами. Черный линии подчеркивают детали одежды и черты ее лица
Полхов-Майданская матрешка  Полхов-майданские матрешки можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зеленый, а с синим — желтый. Мастера из Полхов-Майдана украшают свою матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

Полхов-Майданская матрешка

Полхов-майданские матрешки можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зеленый, а с синим — желтый. Мастера из Полхов-Майдана украшают свою матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

Семеновская матрешка У матрешек из Семенова на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». В этом году знаменитой семеновской матрешке исполнилось 85 лет.

Семеновская матрешка

  • У матрешек из Семенова на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». В этом году знаменитой семеновской матрешке исполнилось 85 лет.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Русская матрёшка. Виды и роспись

Автор: Кудряшова Лидия Николаевна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект интегрированного занятия в средней группе детского сада "Русская матрёшка" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-intieghrirovannogho-zaniatiia-v-sriedniei-ghruppie-dietskogho-sada-russkaia-matrioshka"
    ["file_id"] => string(6) "157430"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421592622"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Мастер-класс «Русская матрешка»"
    ["seo_title"] => string(33) "mastier_klass_russkaia_matrieshka"
    ["file_id"] => string(6) "432667"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1508162861"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Создание русской матрешки с использованием графического редактора PAINT "
    ["seo_title"] => string(80) "sozdaniie-russkoi-matrieshki-s-ispol-zovaniiem-ghrafichieskogho-riedaktora-paint"
    ["file_id"] => string(6) "150118"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420401758"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Народные промыслы России".Разработка классного часа."
    ["seo_title"] => string(48) "narodnyiepromyslyrossiirazrabotkaklassnoghochasa"
    ["file_id"] => string(6) "300111"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456667045"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по изобразительному искусству по теме "Экскурсия в Дом моды или "Матрёшкины одёжки" "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-ekskursiia-v-dom-mody-ili-matrioshkiny-odiozhki"
    ["file_id"] => string(6) "108524"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403721279"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства