Тема: Рисование цветов на ткани
Цель урока: формирование эмоционального отношения к действительности, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни.
Задачи:
1. Познакомить с новым способом рисования на ткани;
2. Развитие любознательности, фантазии, творческого и художественного мышления.
3. Воспитание любви и бережного отношения к природе, доброты и отзывчивости
Подготовительная работа: изучение литературы и подбор технологий изобразительного искусства, подбор картин и музыки, рисование образцов.
Оборудование: Лоскут - кусок ткани в виде сердца, обработанный соленым раствором; кисти, краски, баночки с водой, тряпочки, фломастеры, клеенки; музыкальное оформление из серии П.И. Чайковского: «Вальс цветов», рисунки цветов и репродукции картин: Грабарь «Хризантемы» (1905 г.) и М Сарьян «Ереванские цветы».
Ход урока:
I. Организационный момент
1. Приветствие гостей. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Повернитесь и поздоровайтесь. (Дети поворачиваются и здороваются кивком головы).
- Садитесь! Давайте, все сядем и улыбнемся друг другу. Глубоко вдохните, выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. - Посмотрите, как у нас красиво! Какие вы красивые сегодня!
Знакомство с творчеством П.И. Чайковского «Вальс цветов».
- Я предлагаю вам прослушать прекрасную музыку, великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, которая называется «Вальс цветов».
-
Вы слышали её раньше? А о чем она?
-
Какие цветы вы знаете?
-
А зачем нужны цветы? (их красота, аромат, доставляют людям удовольствие). (Открываю доску, на ней рисунки цветов).
-
Ребята, а что вы чувствуете, глядя на эти цветы? (чувства праздника, радости).
-
Почему? (Много разных цветов, яркие краски).
-
Да. я с вами согласна и без лишних слов читаю стихотворение.
Если б в поле расцветали
Только белые цветы.
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцветали
Только желтые цветы.
Мы с тобой скучать бы стали
От подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки.
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки.
Незабудки и жарки!
Как прекрасен мир цветной
Разноцветный шар земной!
Вывод: Красота природы воспевается поэтами, композиторами и художниками. (Показ).
- Обратите внимание на репродукции художников Грабаря «Хризантемы» и М. Сарьян «Ереванские цветы». Посмотрите, какие красивые цветы изображены на рисунках. Какая красота!
II. Введение в тему урока
- Ребята, а вам трудно было увидеть красоту? Почему нет? Оказывается, не все люди могут увидеть красоту. Послушайте одну притчу.
«Красота» В.А. Сухомлинского
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой стояли горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, а другой человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми, он сказал: Какое оно сильное, могучее вечное море. А человек с холодным сердцем сказал: Да, много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза (показ камня): Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем! - Где ты видишь цветок? - удивился человек с холодным сердцем. - Это же камень. Вот и трещина на нем, и пылью покрыт. Камень! - Да, камень, но там внутри цветок - возразил человек с горячим сердцем. Надо только добраться, освободить его от каменного плена. Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец-то из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты (показ). Весь мир притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли, и безбрежное море стало как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал: - Да, крепкий камушек...
-
О ком эта притча? (О двух людях).
-
Чем они отличаются друг от друга?
-
А как вы понимаете холодное и горячее сердце? А что помогает видеть красоту? А что мешает?
-
Легко ли было человеку добраться до цветка в сером камне? (Да).
-
А что ему помогло? (Ответы детей).
Итог: Упорство, настойчивость и доброе сердце помогли ему освободить цветок из каменного плена. Эти качества и нам понадобятся сегодня на уроке.
Сообщение темы и целей урока:
- Я уверена, что у каждого из вас доброе, горячее сердце, и вы тоже сможете разглядеть красоту в этом простом сером камне, и освободить его от каменного плена.
- И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной.
III. Педагогический рисунок
1) А рисовать мы будем не в альбомах, а на ткани, по соляной загустке.
- Рисовать цветы не просто. Только опытные художники могут передать всю трепетность и нежность цветка. А так как мы только учимся рисовать, ткань нам в этом поможет.
2) Эксперимент
Я предлагаю вам самим убедиться в этом. Наберите на кисть любую краску и нанесите мазок на ткань. Понаблюдайте, что происходит, (изображение расплывается, размывается, ткань впитывает краску).
Вывод: Значит, торопиться не надо, нужно подождать, пока ткань впитает краску.
3) Работа с инструкционной картой
- У вас на партах лежит инструкционная карта, на которой изображен порядок рисования цветка.
Назовите части цветка (показ на рисунке).
- Посмотрите на цифру 1 и скажите, с какой части мы начнем рисовать цветок? (с самого цветка). Почему? (кто-то нарисует длинный стебель или большой лист, не хватит места для самого цветка).
Я рисую на ткани возле доски, под комментарии детей.
-
Посмотрите на цифру 2. Что изменилось? (подрисовываем лепесток, Показ! Лепестки бывают разной формы - показываю). Что бы каждый лепесток был виден, я возьму краску потемнее (густую, поменьше воды, больше краски).
-
Посмотрите на цифру 3. Что изменилось? (дорисовываем стебель и листья). Вывод: У каждого лепестка свое лицо, и свой чудесный наряд.
IV. Физминутка
Представьте, что вы семена цветов, только что посажены в землю. Вас греет солнышко, поливает дождик, и вы начинаете расти (медленно встают), с каждым днем все выше, выше и выше. Вот уже появился бутон и, наконец, цветок расцвел, расправил свои лепестки (дети раскрывают руки и потягиваются) и все люди стали любоваться такими прекрасными цветами.
V. Повтор техники безопасности (при работе с острыми предметами)
- Давайте расскажем нашему другу «Пачкуле» правило работы с кистью.
Нельзя: играть, махать, засовывать в рот, ухо, нос, долго держать в воде. Мыть и стряхивать очень аккуратно. После работы вытирать кисть тряпочкой или салфеткой.
VI. Творческая практическая деятельность учащихся
-
Аккуратно разложите на парте все, что вам понадобится для работы: акварельные краски, которые вы заранее подготовили (смочили водой), баночку с водой, кисточку, салфетку и ткань в виде сердца (тряпочка нужна для вытирания кисти).
-
И приступайте к работе.
- Освободите свой прекрасный цветок из каменного плена. При рисовании помните законы юных художников:
-
Один говорит, остальные слушают;
-
Если хочешь спросить, подними руку;
-
Если ты закончил рисовать, не мешай другим;
-
Держи свой замысел при себе, в секрете.
Чтобы вы лучше смогли представить прекрасные цветы, будем рисовать под музыку. Дети рисуют под музыку Чайковского «Вальс цветов».
Индивидуальная работа
Помощь в выборе цвета и нанесении краски.
Итог урока:
-
Посмотрите, сколько красивых цветов вы нарисовали!
-
Что вы можете сказать о ребятах нашего класса, посмотрев на работы? (У всех доброе, горячее сердце).
-
Вы получили удовольствие от своих работ?
Благодаря вашему упорству и горячим сердцам, вы смогли увидеть и освободить красоту из каменного плена.
Я хочу закончить наш урок такими красивыми цветами: «Красоту долго искать не надо, она рядом с нами! Главное - это уметь её замечать!»
А свое «горячее сердце» вы можете подарить мамам. Я думаю, им будет очень приятно получить такой подарок!
Всем спасибо! Молодцы!
Использованная литература
-
Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: «Просвещение», 1991 г.
-
Михейшина М.В. Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет. Минск.: «Юстпресс», 2000 г.
-
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. М.: «Дрофа», 2007 г.