kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятия "Традиции казахского народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие нацелено на закрепление навыков изображения фигуры человека и животных, знакомство с традициями родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия "Традиции казахского народа"»


Пояснительная записка


Тип занятия: закрепление полученных знаний.

Цель: Закрепление навыков изображения фигуры человека и животных. Знакомство с традициями родного края.

Задачи:

  1. Закрепление навыков рисования фигуры человека и животных;

  2. Развитие чувства меры, гармонии, равновесия в композиции.

  3. Закрепление навыков работы акварельными красками;

  4. Развитие творческого мышления, эстетического вкуса;

  5. Воспитание уважения к традициям родного края.

Методы: словесные, демонстрационные и практические.

Оборудование и инструменты: акварельная бумага А3, простой карандаш, акварельные краски, гуашь, кисти №6, №4 , №2, СД-магнитофон, СД-диск.

Зрительный ряд: таблица «пропорции человека», схема построения человека в движении, иллюстрации казахстанских художников.

Музыкальный ряд: Кюй Курмангазы «Адай»

Прогнозируемый результат: в процессе создания тематической композиции воспитанник учится передавать задуманные идеи на листе бумаги, решать живописные задачи, выражать своё отношение к окружающему миру.

Практическая значимость: большое вырастает из малого; хороший вкус, грамотный подход к рисунку, усвоенный в детстве, становится помощником при обучении искусству в юности, развитии художника в зрелости; посредством композиции ребёнок может выразить свои мысли, оценки, отношение к отражаемым явлениям действительности.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение новой темы, постановка цели, объяснение нового материала.

3. Практическая работа.

5. Подведение итогов. Рефлексия. Организация выставки детских работ.

6. Уборка рабочего места.







Ход занятия:

Организационный момент.

Вступительная беседа педагога.

Здравствуйте, ребята. Мы живём в многонациональной республике Казахстан, где каждый народ имеет свои национальные традиции, которые отражают сущность нации, являются показателем того, чем она живет, о чем думает, во что верит. Казахские устои также не являются исключением из этого определения. Они веками складывались из казахского кочевого образа жизни и прошли сквозь время. С некоторыми традициями вы уже знакомы, с такими, например, как скачки, спортивные состязания. Невозможно представить широкие казахские степи без прекрасных наездников на красивых скакунах. Быстроногие кони – гордость настоящего джигита. C малых лет казахи учили своих детей верховой езде, росли они крепкими, ловкими, прочно сидели на седлах. Сегодня многие конные состязания превратились в национальные спортивные игры. Во время скачек испытывали силу лошадей, выдержку наездника, мастерство атбеги-коневода. Самых лучших лошадей в народе называли жорга – иноходец, сужорга – безупречный иноходец. Сужорга во время скачек не меняет своего темпа, ровный бег не заменяет наскоками и не замедляет ход. Казалось, что лошадь не скачет, а летит над землей. Сидящий на сужорга может держать кесе с кумысом, с водой и не расплескать их. Про таких скакунов-иноходцев говорят «устінен су тогілмес майда коныр» (буквально: «даже воду не расплеснет»).

Наряду с состязаниями, у казахов очень популярны танцы, в которых наглядно проявляется своеобразие кочевников, богатство их внутреннего мира. Существуют народные танцы, показывающие жизнь охотников, есть так же шуточные, юмористические. В народе широко распространены праздники по случаю окончания трудового года и его начала. Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров. Казахские народные танцы не имели канонизированного вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. На танцевальных состязаниях эмоциональный жизнерадостный характер сочетался с хореографическими сценками. Эти особенности присущи танцу “Сылыма”. Искусство танца верхом на коне имело свои особенности. Подчинить коня своему ритму могли только профессионалы.

Очень красивы и лиричны женские танцы. Широко известен казахский танец "Кустар" (Птицы), где переданы сказочные образы, мягкие взмахи изящных крыльев, завораживающий полёт голубых птиц – вестников счастья и мечты.

Многие художники обращались к теме традиций казахского народа. Я хотела бы предложить вашему вниманию работу художницы А. Галимбаевой «Радостный день» (см. приложение 1). Давайте попробуем описать, что художник хотел раскрыть в своей картине.

Ответы воспитанников (в картине «Радостный день» мы видим играющих домбристов и людей, несущихся в вихре танца. В центре композиции особо выделена танцующая фигура девушка. Художник выделил её фигуру с помощью цветового контраста. Динамику мастер подчеркнул с помощью развивающейся юбки. В движении танцовщицы чувствуется задор, удаль, эмоциональный порыв. В общем, картина передаёт атмосферу праздника, веселья.)

Педагог: « Ребята, сегодня мы с вами тоже попробуем передать в ваших рисунках атмосферу праздника и раскроем тему «Казахский народ и его традиции». Необходимо создать однофигурную композицию. Это может быть мужской или женский образ, по вашему желанию. Можно раскрыть тему состязаний, скачек, можно отобразить человека в танце.

Так как мы будем рисовать человека в национальной одежде, давайте вспомним, что собой представляет казахский народный костюм см. приложение 2)

Воспитанник: В комплект женского костюма входит легкое с оборками, приталенное платье, камзол и такия (шапочка на твердой основе, расшитая жемчугом, золотистыми нитями, украшенная бусинками из драгоценных камней, кораллов и перьями совы).

Комплект мужского костюма состоит из рубахи, верхней плечевой одежды и шароваров, заправляемых в сапоги. Мужская обувь традиционно – высокие сапоги. Головной убор у мужчин: колпак - войлочная шляпа, борик - шапка с меховой опушкой, тымак – треух или тюбетейка – такия.


Практическая работа:

Педагог: Итак, приступаем к работе. Сейчас вам необходимо сделать эскизы, в которых вы попробуете раскрыть тему «Казахский народ и его традиции».

На предыдущих занятиях мы с вами изучали пропорции человека, делали наброски человека в движении. А также мы с вами рисовали животных, в том числе и лошадей (см. приложение 3). Сегодня мы будем применять ваши знания в создании композиции. Давайте вспомним, как нарисовать человека (см. приложение 4).

Пошаговые действия такие:

  • продумываем компоновку на листе бумаги,

  • намечаем очертания фигуры,

  • определяем положение головы;

  • прорисовываем линию плеч, линию талии, линию бёдер;

  • тонкой вспомогательной линией намечаем положение рук и ног, отмечаем расположение суставов (локтевых и коленных);

  • прорисовываем мышцы, намечаем одежду;

  • прорабатываем детали.

Ребята, хочу обратить ваше внимание на то, что в рисунке всегда важно продумать композицию и сделать эскиз простым карандашом. В эскизе важно решить следующие задачи: передача настроения будущей композиции, выявление характера, разрешение тональных задач, выявление движения, решение заданной идеи. Необходимо подумать о том, как расположить композицию на листе бумаги.

Композицию можно составлять на листе, расположенном как горизонтально, так и вертикально. Формат, более вытянутый по горизонтали, подходит для панорамных пейзажей, либо каких-то стремительных действий, таких как скачки, полет. В таком формате редко используются крупные планы лиц, портреты, чаще — целые фигуры.

Формат, вытянутый по вертикали — более легкий, летучий, даже торжественный. В него идеально вписывать фигуры людей.

Необходимо помнить о некоторых правилах при составлении композиции. Как правило, в рисунке существуют смысловые точки, за которые цепляется глаз человека — в первую очередь привлекает внимание композиционный центр, затем - общее пространство, перспектива, конкретные детали и фон. Давайте вспомним, что же такое композиционный центр?

Ответы воспитанников: Это центральное место на листе бумаги, где расположено самое главное, то, ради чего затевался рисунок.

Педагог: Правильно, а также я хочу добавить, что смысловой центр располагается на втором плане. На первом располагаются объекты (фон, абстрактные узоры, второстепенные персонажи, пейзаж), которые как бы «вводят» взгляд зрителя в рисунок, плавно подводят его к главному.

Если по вашему замыслу в композиции нужно передать динамику, то фигуру человека или животного необходимо нарисовать в движении. Если вы рисуете танцовщицу, то подчеркнуть вихрь танца поможет взметнувшиеся в порыве движения волосы, развивающиеся фалды юбки, как например, на картине художницы А. Галимбаевой «Радостный день» (см. приложение 1).

Если по вашему замыслу необходимо передать бег скакуна, нужно учесть особенности построения лошади в движении. Посмотрите на рисунок художника Е. Букарбекова, где изображены скачки (см. приложение 5). Тело лошади словно вытянулось в струну, а наездник, сидящий на ней, крепко держится за узды и упирается ногами в бока скакуна. Движение лошади подчёркнуто развивающимися на ветру гривой и хвостом. Так же для того, чтобы подчеркнуть скорость, движение, можно воспользоваться приёмом диагонального построения в композиции.

Итак, когда вы определились с сюжетом, можно начинать делать эскизы простым карандашом. Лучше сделать несколько эскизов, а затем вместе с педагогом выбрать наилучший.


Физкультминутка (звучит казахская национальная музыка «Кюй Курмангазы «Адай»)

Танцевальные движения под музыку: Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно на 0,5 метра. По команде педагога дети начинают танцевать, в ходе танца педагог дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой. При этом педагог поясняет, что в казахском танце есть движения, имитирующие движения животных.

Команда Движение

«Лошадки!» - Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.

«Заяц!» - Дети высоко подпрыгивают.

«Птицы!» - Дети имитируют полет птиц.

«Медведь» - Дети громко топают ногами. И т.п.


Педагог: После того, как вы выполнили задуманное в эскизе, можно переносить рисунок на формат А3. Далее мы начинаем работать в цвете акварельными красками. Рисовать необходимо на плотной акварельной бумаге с шероховатой поверхностью, чтобы можно было смывать неудавшиеся моменты. Резинкой пользуемся осторожно, чтобы при стирании не портилась поверхность бумаги. Кисти лучше применять колонковые, они эластичные, упругие, позволяют делать различные замывки, прорисовывать не только крупные, но и мелкие детали. Кисти №4, №6 необходимы для заливки крупных плоскостей и №2 для проработки деталей.

Для колористического решения вашей композиции необходимо вспомнить особенности цветового спектра. Художник с помощью цвета может передать замысел, характер своей картины, например, передать тонкие нюансы времени суток. Я обращаю на это ваше внимание, так как для раскрытия темы необходимо включить в композицию пейзаж.

Общее освещение, характерное для того или иного времени дня, сближает предметы по тону, бросает на них похожие блики. Скажите, если вы изображаете солнечный день, то какие будут преобладать оттенки?

Ответы воспитанников: В композиции будут преобладать тёплые оттенки, при этом его светлые места какого-либо объекта будут иметь тёплую окраску, а теневые – холодную.

Педагог: Ребята, а как вы думаете, какие оттенки преобладают в спектре луны?

Воспитанник: В спектре луны преобладают холодные оттенки.

Педагог: Скажите, ребята, можно ли с помощью цвета выразить настроение в рисунке?

Воспитанник: Да, например радостное настроение можно отразить яркими, звонкими, тёплыми красками. Печальное настроение можно передать холодными, серыми цветами.

Педагог: Ребята, работу в цвете лучше начать с фона, чтобы не запутаться в колористическом решении задуманного. Цвет фона определит главное настроение композиции, позволит удержать работу в едином цветовом состоянии. Эти приёмом пользуются художники от эпохи Возрождения до наших дней.

Работая над фоном необходимо также обратить внимание на плановость, воздушную и линейную перспективу. Давайте вспомним, каким способом можно написать первый, средний и дальний план с помощью акварельных красок.

Воспитанник: Дальний план лучше выполнить в технике «Аля-прим» (нанесение красок на влажный лист); средний план прописать по слегка просохшему листу; первый – по сухому листу.

Педагог: Совершенно верно, так же я хочу напомнить, что начинать работу в цвете необходимо с дальнего плана.

Давайте вспомним, как можно передать воздушную перспективу с помощью цвета. Воспитанник: На первом плане цвета будут более звонкими, насыщенными, на дальнем плане краски будут приглушёнными, прозрачными.

Педагог: Правильно, также я хотела бы отметить пространственные свойства тёплых и холодных цветов. Холодные тона как бы удаляются от зрителя, а тёплые – приближаются.

Ребята, после того, как вы написали фон, можно перейти к смысловому центру. Помните, что с помощью цвета вам необходимо выделить главный персонаж. Для этого можно подобрать цветовую гамму, отличную от фона, использовать метод контраста. Когда найдено цветовое решение одежды и тона кожи, можно перейти к деталям: прорисовать тонкой кистью черты лица, узор на одежде, украшения.

Мы подходим к завершению, теперь необходимо проработать линию переднего плана, это могут быть какие-либо элементы пейзажа: растительность, поверхность земли и т.д. Для этого можно использовать гуашь, так как она обладает хорошей перекрывающей способностью.


Подведение итогов занятия. Просмотр работ. Рефлексия.

Итак, мы с вами закончили работать над композицией, теперь все вместе просмотрим ваши работы и отметим в них лучшие стороны (см. приложение 6).

Давайте повторим те знания, которые необходимо знать при создании композиции.

- О каких традициях казахского народа вы сегодня узнали?

- Какие существуют правила при создании композиции?

- Что такое композиционный центр?

- Можно ли с помощью цвета выразить настроение в рисунке?

- С чего лучше начинать работу в цвете?

Уборка рабочего места.


Использованная литература:


  1. Г. Балмахаева « Национальные орнаменты» », издательство «АРУНА», Алматы 2003г.

  2. А. Токтабаев «Казахские тулпары-скакуны», издательство «АРУНА», Алматы 2003г.

  3. К. А. Акишев, Н. А. Оразбаева, Л. Г. Плахотная «Изобразительное искусство Казахской ССР», издательство «Советский художник», 1974г.

  4. Б. Барманкулова, Е. Гаврилова «Акварель Казахстана», Алма-Ата: «Онер» – 232с, илл., 1989г.

  5. Б. Руббра «Учимся рисовать человеческое тело», 2-е изд. – Минск: «Попурри», 2009 – 48с.: илл. – (Серия «Учитесь рисовать»).














Приложение 1

















Приложение 2

Приложение 3







Приложение 4





Приложение 5



Приложение 6























Данное занятие продолжает серию занятий в студии «Колорит», на которых ребята знакомятся с традициями и творчеством казахского народа. Считаю его очень актуальным, т.к. в наши дни в Казахстане уделяется значительное внимание сохранению и возрождению народных традиций и культурного наследия. Воспитание нравственности и трудолюбия у воспитанников средствами прикладного и изобразительного искусства, приобщение к истории и культуре изоискусства способствует развитию разносторонней личности.



9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка занятия "Традиции казахского народа"

Автор: Колганова Елена Леонидовна

Дата: 18.05.2016

Номер свидетельства: 328121

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками "
    ["seo_title"] => string(98) "samoobrazovaniie-piedaghoghov-kak-odin-iz-faktorov-povyshieniia-kachiestva-raboty-s-doshkol-nikami"
    ["file_id"] => string(6) "185725"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426234195"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Этно-педагогический аспект при организации работы с семьёй в детском саду."
    ["seo_title"] => string(73) "etnopiedaghoghichieskiiaspiektpriorghanizatsiirabotyssiemioivdietskomsadu"
    ["file_id"] => string(6) "280656"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453396248"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему: "МУЗЕЙ КАК КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-muziei-kak-krieativnoie-prostranstvo-kul-tury-v-doshkol-noi-organizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "273324"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452184977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства