kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по изобразительному искусству в 7 классе . Тема: «Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.»

Искусство  -  есть одно из средств единения людей.

                                                                                  Л.Н. Толстой

Тип урока: урок усвоения новых знаний по теме “Русская культура II половины XIX в.”.

Форма урока: рассказ учителя с элементами самостоятельной творческой работы учащихся.

Цели:

1. Познакомить учащихся с творчеством русских художников: А. Венецианова и П. Федотова.

2. Воспитывать любовь к России и ее национальному искусству.

3. Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление, а также навыки публичных выступлений.

Оборудование и материалы:

1. Материалы для проведения поисковой работы.

2. Творческие работы учащихся.

3. Репродукции картин П. Федотова и А. Венецианова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по изобразительному искусству в 7 классе . Тема: «Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.»»

Разработка урока по изобразительному искусству в 7 классе .

Тема: «Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.»

Искусство - есть одно из средств единения людей...

Л.Н. Толстой

Тип урока: урок усвоения новых знаний по теме “Русская культура II половины XIX в.”.

Форма урока: рассказ учителя с элементами самостоятельной творческой работы учащихся.

Цели:

1. Познакомить учащихся с творчеством русских художников: А. Венецианова и П. Федотова.

2. Воспитывать любовь к России и ее национальному искусству.

3. Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление, а также навыки публичных выступлений.

Оборудование и материалы:

1. Материалы для проведения поисковой работы.

2. Творческие работы учащихся.

3. Репродукции картин П. Федотова и А. Венецианова.


Техническое обеспечение урока:компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация PowerPoint, репродукции картин Федотова; Раздаточный материал: репродукции картин П.А.Федотова иА. Венецианова;видеозапись танца учащихся; Художник П.А. Федотов, аудиозапись релаксация для учащихся

ПЛАН урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Повторение. Беседа с учащимися.

  4. Знакомство с новым материалом. Слово учителя.

  5. Презентация учащихся.

  6. Мини – викторина.

  7. Творческая работа.

1.Создание коллажа в бытовом жанре.

2.Работа в группах.

VIII. Защита творческих работ.

IX. Итоги урока.

X. Домашнее задание.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Настрой учащихся на дальнейшую работу.

II. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с темой урока:«Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.»

Цель урока: познакомиться с творчеством русских художников: А. Венецианова и П. Федотова.

Искусство - есть одно из средств единения людей...

Л.Н. Толстой

III. Повторение. Беседа с учащимися.

На прошлом уроке мы говорили о возникновении и развитии бытового жанра на примере знакомства с творчеством «малых голландцев», работавших в бытовом жанре. Давайте вспомним, что такое бытовой жанр? (Жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта.).

А какие жанры ИЗО вы еще знаете? ( Бытовой, исторический, батальный анималистический, сказачно-былинный и религиозно-мифологический жанры)

– Каким одним понятием можно объединить их? (Сюжетно-тематическая картина.) То есть это картины, раскрывающие события жизни.





IV. Знакомство с новым материалом. Слово учителя.

Человек на протяжении каждого дня производит действия: учится, работает, отдыхает, лечится, играет, танцует, обедает, гуляет …

Действия человека явились для многих художников отдельной темой в искусстве.

Сегодня мы поговорим о творчестве Алексея Гавриловича Венецианова и Павле Андреевича Федотова.


Художник А.Г. Венецианов


Из биографии Алексея Гавриловича Венецианова

(слайд 1)Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична. Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.


(слайд 2)Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты - матери (1802), (слайд 3)А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге чиновником.

В 1811 году - признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И.Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

(слайд 4)В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, - в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.

В 1829 году получил звание придворного живописца.





Творчество Алексея Гавриловича Венецианова

(слайд 5)Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828).

(слайд 6)На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Портрет также олицетворял единство старой Академии с новой.

(слайд 7)Значение творчества Венецианова для русской живописи первой половины XIX в. огромно. Алексей Венецианов был первым художником в истории русского искусства, который не только изображал быт крестьян, но и создал поэтический образ крестьянской России, показал единство русского человека и гармоничного окружающего мира.

Наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка»уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.

(слайд 8)1.Картина «Жнецы». Конец 1820-х

Вглядываясь в этот небольшой холст, мы невольно проникаемся атмосферой завороженного созерцания. Как восхищенно и внимательно, затаив дыхание, рассматривает деревенский паренек двух пестрых бабочек, присевших на руку матери. Та слегка наклонила голову к мальчику, а глядит в сторону, снисходительно и немного утомленно. В этой картине мы видим мальчишку Захарку, героя нескольких полотен Алексея Венецианова, и его мать Анну Степанову.

Композиция картины лаконична, крупные полуфигуры героев приближены к самой раме; задний фон – условная сплошная стена из колосьев. Пластически объемно вылеплены лица и руки персонажей, очертания их голов словно повторяются разомкнутыми окружностями серпов. Плотно, густыми мазками написана грубая ткань одежды Анны Степановой: ее белая рубаха, сарафан, желтоватый головной платок, не забыты и скромные украшения – тонкое ожерелье и колечко. Венецианов зорко подмечает разный тон кожи женского запястья и загрубелых, обветренных рук подростка, легко прописывает светотень на лицах крестьян. С искренней симпатией он рисует смышленого, любознательного Захарку и раскрывает в материнском лице застенчивую ласковость и теплоту.

В работе «Жнецы» автор отдает дань так называемой «картине-обманке» – он изображает бабочек столь иллюзорно, что с первого взгляда и не разобрать, нарисованы ли они или, быть может, сидят на поверхности холста.

(слайд 9)2.Картина.«Спящий пастушок» появилась между 1823 и 1826годах.

В «Спящем пастушке» нет никакого действия. Изображен крестьянский мальчик, уснувший в поле; он сидит на берегу узкой речки, прислонившись к стволу большой старой березы, а за ним на дальнем плане картины открывается типичный русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими елочками и бескрайними, уходящими до самого горизонта полями. Но в этот несложный сюжет вложено глубокое эмоциональное содержание. Картина Венецианова проникнута чувством умиротворенности и покоя, лирической любовью к природе и человеку.

Главной темой картины является гармоничное, слияние человека с природой, и Венецианов в этом близок, несомненно, сентименталистам конца XVIII столетия. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нем национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной и трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив – именно поза спящего мальчика с ее своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует ометкой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.

(слайд 10)3.Картина А. Г. Венецианова «Захарка» 1825Художник показывал крестьян в их повседневной жизни. Он задавался целью представить русскому обществу людей труда, полных собственного достоинства и благородства. При этом художник оставался верным натуре. Захарка — сын крестьянина Федула Степанова, взятого В. Г. Венециановым в дворню из отдалённой деревни Сливнево. Когда художник впервые увидел мальчика, тот был в большой шапке и рукавицах, с топором на плече. Сам маленький, а на вид важный, деловой. Ну прямо мужичок с ноготок! Из-под неуклюжей, отороченной мехом, то и дело наползавшей на лицо шапки пытливо глядели большие живые глаза. В них светились ум, твёрдость, доброта. Ясный взгляд озарял и делал привлекательным некрасивое лицо с широкими скулами, коротким носом и очень полными губами. Алексей Гаврилович тогда сразу подозвал Захарку, разговорился с ним и повёл к себе в дом. Там немедленно начал писать с него портрет. Бедно одет деревенский парнишка, крепостной по положению, но ни тени робости, зависимости, а только живость ума, человеческое достоинство, одарённость. Вот он каков, русский крестьянин!!

(слайд 11)В мире “зазеркалья”

Все слова во фразах – перевёртыши (каждое слово заменено на антоним или просто другое слово). Отгадайте название картин А. Венецианова:

1.«На отдыхе. Зима»… («На жатве.Лето» (1830))

2. «Царская девочка, снимает туфли»…(«Крестьянский мальчик, надевает лапти» (1823-1827))

3. «Вечер крестьянки»…(«Утро помещицы» (1823))

4. «Нет-то и мамкиной стряпни»…(«Вот-те и батькин обед» (1824))


Венецианов погиб в результате несчастного случая по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. Он похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.


Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Какие факты жизни Венецианова вас заинтересовали?

Назовите самые известные полотна художника Венецианова.(слайд12)Наблюдать, углубляться, подмечать законы высшей премудрости, есть наслаждение для души П.А. Федотов



(Слайд 13-14)Федотов Павел Андреевич — высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи.

(Слайд 15). Родился Павел Андреевич в Москве 22 июня 1815 г. на одной из окраинных улицах Москвы в Огородниках в семье титулярного советника. Отец художника мечтал о военной карьере для сына.

(Слайд 16) Просмотр файл МP4 Художник П.А. Федотов

(Слайд 17) Большое впечатление на Федотова произвела картина Брюллова «Последний день Помпеи». Она была выставлена в Академии Художеств. И в 1840 году Федотову разрешено было стать учеником Брюллова. Но учеником Брюллова Федотов так и не стал: он еще не верил в свой талант.

(Слайд 18) Свободного времени становилось все меньше, все чаще закрадывалось в душу сомнение: может быть, никогда не будет он настоящим художником?

Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 г. в отставку.

Сначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи.

Гениальный старец, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить солдатиков и лошадок и заняться исключительно бытовым жанром. Так Федотов и поступил.

V. Презентация учащихся.

(Слайд 19)1. В1846 году Федотов создал замечательную картину “Свежий кавалер”. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. На картине – небольшая комната, беспорядок. В центре – босиком, в полосатом халате, с папильотками на голове, в позе античного героя – самодовольный молодой человек. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. На служанку это не производит впечатления и она с насмешливой улыбкой подаёт ему единственные, да и то стоптанные и с протёртыми подошвами, сапоги. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. Художник сочувствует своему персонажу – жалкому человеку, празднующему свой жалкий праздник – получение жалкого ордена.!



(Слайд 20)2.В 1848 году П.Федотов пишет картину “Сватовство майора”. Именно эта картина принесла ему огромную славу. Старожилы сравнивали его с триумфом тридцатилетней давности, которым был удостоен “Последний день Помпеи” К.Брюллова. Небольшое полотно (58х75 см) демонстрирует высочайший художественный дар Федотова. Сюжет картины – бытовой, без откровенной насмешки и карикатурности, как в “Свежем кавалере”, но со своим “подтекстом”. Майор, а, значит, согласно “Табели о рангах” - дворянин, сватается к богатой купеческой дочке. Действие картины происходит в интерьере. Справа – в проёме двери – стоит приехавший свататься майор. Он в мундире, при сабле, молодцевато подбоченился, подкручивает ус. На переднем плане – молодая и красивая купеческая дочь-невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов. Захваченная врасплох, она пытается скрыться в соседней комнате, но мать, одетая по-купечески, в шёлковом повойнике, старается удержать её за подол нарядного белого платья. Справа, в глубине комнаты, стоит в тени её отец, наскоро застёгивающем свою сибирку. К нему обращается сваха в шёлковом шугае, с неизбежным платочком в руках. Равнодушным к всеобщему переполоху остаётся только кошка, занимающая самый первый план картины и беззаботно умывающаяся на паркете купеческой гостиной. Изображение интерьера, комната, проходная, тёмная; боковые стены, в сущности, такие же глухие, как задняя стена, завешенная портретами. Персонажи входят и выходят, создают некую толчею. На сюжетном уровне сцена - забавна, на композиционно-метафорическом – драматична. Фигура невесты – единственное белое пятно – подобно вспугнутой птице, рвётся из заставленной вещами и людьми комнаты. Рвётся она в соседнюю комнату, чтобы спрятаться. В свое время, картина Федотова была написана актуально. Сюжет картины оказался и правда жизненным. Фёдоров организовывал свои выставки картин. Вскоре после закрытия выставки к художнику неожиданно явился незнакомец с корзиной подарков. Оказывается, несколько лет назад, выйдя в отставку и желая поправить своё пошатнувшееся финансовое положение, он женился на богатой купчихе, с которой и по сей день живёт счастливо. Узнав о картине, майор был несказанно поражён совпадением её сюжета с историей своей женитьбы и решил выразить художнику своё восхищение.

(Слайд 21)3.Картина “Игроки” появилась 1852 г. и находилось в частном собрании П. Федотова. За столом в центре – проигравший (его Федотов писал с самого себя). Он сидит в состоянии, близком к умопомешательству. Его искажённое идущим снизу светом лицо выглядит почти смешным – оскаленный рот, недокуренная папироса в нём, - и одновременно трагичным. Фигуры остальных игроков имеют в себе что-то неподвижное, нечеловеческое. Словно это даже и не люди, а какая-то нежить. Интересная деталь: некоторые исследователи предполагают.что в центральной, самой большой раме, находится зеркало. Так вот, - никто из персонажей в нём не отражается. Вообще, в “Игроках” есть нечто странное. Картины, в которых ничего “не нарисовано”, длинные тени, каменные позы персонажей. И из каждого угла встаёт, нависая над игроками какая-то тень. Особое, красноватое, освещение создаётся благодаря свече, стоящей за бутылкой. Другие источники света не играют столь важной роли в этой картине.

Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. 14 ноября художника не стало

(Слайд 22)VI. Мини – викторина.

Назовите картины П.А.Федотова, о которых идёт речь:

а) …в полосатом халате, с папильотками на голове, в позе античного героя – самодовольный молодой человек. Он показывает служанке свою первую награду(“Свежий кавалер”), б) …невеста захвачена врасплох и пытается скрыться в соседней комнате, но мать схватила её за подол нарядного платья(“Сватовство майора” ), в) …человек, лежащий на лавке, заставляет собаку прыгать через палку(«Анкор, еще анкор!» ), г) …молодой человек набил хлебом рот, а тут залаяла его собачка, так как пришёл гость(“Завтрак аристократа”)

Какой из этих “завтраков” принадлежит кисти П.Федотова: а) “Завтрак гребцов” б) “Завтрак аристократа” в) “Завтрак в мастерской” г) “Завтрак на траве”

Вывод. Каждый художник по – своему видит и отражает окружающий его мир, стремится в своих картинах запечатлеть нечто для него значимое. Поэтому, почти все художники сюжетно-тематической картины в своем творчестве затрагивают темы семьи, материнства, детства, словом, жизнь вокруг нас.

В заключение, ребята, давайте еще раз вспомним сегодняшние произведения, представляющие бытовой жанр.( П.Фёдоров“Свежийкавалер”,“Сватовствомайора”,“Вдовушка”,“Игроки” ;А. Веницианов«Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка»,«Гумно» )

(Слайд 23)Вывод:В центре этого жанра находится человек со своей внешностью, особенностью, характером и интеллектом. И отражая эти моменты в своем творчестве, мастера стараются показать все качества изображаемой личности, которая имеет право на уважение. Все выше представленные картины о жизни, об обыкновенных людях и все они хотят нам с вами о чем - то рассказать и мы понимаем их, потому что эти картины и о нас.

(Слайд 24,25,26)Физкультминутка.

VII. Творческая работа.

1.Создание коллажа в бытовом жанре.

Учащиеся получают вырезанные из журналов фигуры людей и создают свой или по данной теме коллаж.

Задание учащимся:При помощи заготовок, создайте коллаж в бытовом жанре. Для этого на доске даны вспомогательные темы: «Отдых», «Работа на участке», «Игры на свежем воздухе», «Мое увлечение» и т. д.

2. Работа в группах.

Музыкальное оформление: классическая музыка Ф. Шопена «Вальс»

VIII. Защита творческих работ.

(Слайд 27)Критерии оценивания творческих работ

1. Соответствие работы по заявленной теме

2. Аккуратность выполнения работы

3. Творческий подход к работе (Оригинальность работы)

4. Эмоциональный настрой учащихся ( Речь уч-ся)

5. Отношение к картине (Чем нравится этот коллаж?)

6. Самооценка учащихся (По 5-ти бальной системе)

7. Ответьте на вопрос: «Что полезного для себя, для своей жизни ты узнал в ходе этого урока?»

IX. Итоги урока.

(Слайд 28)Что нового внес А. Венецианов в бытовой жанр? (Он рисовал простых крестьян и организовал собственную художественную школу для крестьян )

Кого называли «Гоголем в русской живописи»?( П. Федотова)

Кто из великих современников П.Федотова оказал влияние на его жизнь и творчество? ( И.А. Крылов К. П. Брюллов, )

Основателем какого направления русской живописи стал Федотов и Венецианов? (Бытовой жанр)

Знакомясь с творчеством художников А. Венецианова и П. Федотова, вы увидели, что картина – это итог длительных размышлений и наблюдений художника.Каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе свет. Из обычных дней складывается жизненный опыт людей, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценность.В чем же красота этой жизни? Картина – взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности.Еще раз посмотрите на картины на доске. Все они о жизни, об обыкновенных людях и все они хотят нам с вами о чем-то рассказать и мы понимаем их, потому что это картины и о нас.

X. Домашнее задание. Домашнее задание записано на доске:познакомиться с творчеством художников «передвижников» И.П. Репина, И.Н. Крамского, В.Г.Перова.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Слесаренко Светлана Валерьевна

Дата: 21.11.2015

Номер свидетельства: 256411

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Разработка кружка "Юный оформитель" "
    ["seo_title"] => string(35) "razrabotka-kruzhka-iunyi-oformitiel"
    ["file_id"] => string(6) "139262"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417692360"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Разработка урока по изобразительному искусству в 7 классе .  Тема: «Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.»"
    ["seo_title"] => string(99) "razrabotkaurokapoizobrazitielnomuiskusstvuv7klassietiemazhiznkazhdoghodniabolshaiatiemaviskusstvie1"
    ["file_id"] => string(6) "256412"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448125707"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему:«Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Греция» "
    ["seo_title"] => string(133) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-na-tiemu-mnoghofighurnaia-kompozitsiia-tantsy-narodov-mira-grietsiia"
    ["file_id"] => string(6) "127209"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415282233"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Непоседы"" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-naia-studiia-nieposiedy-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194796"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427813109"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока по теме " Проект «Семья слов»". "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-tiemie-proiekt-siem-ia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "139771"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417791430"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства