Цель урока: знакомство с основными законами построения композиции и перспективы,
выделение композиционного центра
Задачи урока:
Формирование у учащихся навыков рисования по представлению и по памяти, знаний об основных законах композиции, умение выделять наиболее интересное, подчёркивать композиционный центр.
Развитие навыков художественной деятельности, умение передавать в тематических
рисунках смысловую связь элементов композиции и соблюдение последовательности выполнения рисунка. Развивать умение выделять в окружающей среде яркие запоминающиеся моменты. Развивать воображение и наблюдательность.
Воспитание эстетических чувств, интереса и любви к изобразительному искусству.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Форма организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная и коллективная работа учащихся.
С.Р.Мамбеева «В горах», М. Палаткин «Внутренний вид юрты», геометрические фигуры
из цветного картона, чистые листы, схемы композиций.
Ход урока:
Организационный момент (Приветствие. Проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих)
Всесторонняя проверка предыдущего материала. Анализ выполнения домашнего
задания, оценивание работ.
Усвоение новых знаний. Объявление темы и цели урока.
«Композиция-это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину». Л.Б. Альберти.
Что такое «композиция»? Слово «композиция» означает «составление» или «сочетание». Художники создавая произведения графики, живописи, скульптуры, находят конкретные
отношения предметов и пространства, размещают фигуры и определяют их место, чередуют
линии и пятна, устанавливают их пропорции и размеры. Весь этот процесс и называется композицией.
Основными выразительными средствами композиции являются ритм, симметрия, асимметрия, равновесие, контраст и нюанс. Чтобы составить композицию нужно знать и применять определённые правила. Вспомним, что это за правила: а) связь изображения с форматом, б) связь изображения с размером, в) равновесие в композиции.
Всякое изображение ограничено краями плоскости или объёма и имеет свой размер и формат. Определение формата и размера является одним из первых элементов композиции. Сегодня мы рассмотрим и узнаем, что такое композиционный центр. В композиции выделяется композиционный центр, который несёт основную смысловую нагрузку. В композиционном центре художник располагает главного героя, главную сцену, к которой он хочет привлечь внимание зрителей. Все второстепенное должно быть подчинено тому главному, что входит в композиционный центр. Компонуя группы, предметы и отдельные части изображения авторы произведения исходят из художественной идеи и общего замысла картины, рисунка или скульптуры. Так, например, чтобы передать глубокие движения души, сложные переживания людей, художники чаще всего стремятся выдвинуть фигуры на первый план, ограничить пространство, отказаться от изображения многих деталей и окружения, чтобы ничто не отвлекало от восприятия облика персонажей. Например, увеличивает размер главного героя по сравнению с остальными, протрет Ф.Шаляпина работа художника Б.М.Кустодиева. Выделяет его цветом, делая его контрастным по сравнению с другими элементами композиции, картина художника П.А Федотова «Сватовство майора». Использует месторасположение, выделяющее главное, картина С.А.Мамбеева «В горах». Выделяет главное при помощи фактуры или формы, располагает второстепенные элементы композиции таким образом, что они привлекают внимание зрителя к композиционному центру картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова».
Проверка понимания нового материала.
Подведём итоги к сказанному. Какими выразительными средствами можно выделить композиционный центр?–цветом,-формой,-размером,-расположением. В учебнике нам показаны схемы выделения композиционного центра, рассмотрим и проанализируем их.
Закрепление темы. Практическая работа.
Класс делится на группы, выбирается главный художник группы. По предложенной репродукции составить схему композиции в технике аппликация из готовых геометрических фигур.
Подведение итогов. Выставление работ. Анализ и оценивание.