Разработка урока по композиции для 4 класса ДШИ. Тема: "Выделение сюжетно - композиционного центра". Три основных способа: совпадение с центром картины, выделен размером и формой, выделен цветом и светом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: знакомство с основными правилами выделения композиционного центра.
Задачи урока:
Формирование у учащихся знаний об основных законах композиции, умение выделять наиболее интересное, подчёркивать композиционный центр.
Развитие навыков художественной деятельности, умение передавать в тематических рисунках, смысловую связь элементов композиции и соблюдение
последовательности выполнения рисунка.
Развитие умений выделять в окружающей среде яркие запоминающиеся моменты. Развивать воображение и наблюдательность.
Воспитание эстетических чувств, интереса и любви к изобразительному искусству.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный.
Форма организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная и индивидуальная работа учащихся.
Оборудование: репродукции художников, геометрические фигуры из цветного картона, чистые листы, схемы композиций.
Ход урока:
Организационный момент.
(Приветствие. Проверка готовности к уроку).
Повторение пройденного материала. Анализ выполнения домашнего задания, оценивание работ.
Усвоение новых знаний. Объявление темы и цели урока.
Рассматриваем картину мастера эпохи Возрождения С. Боттичелли «Весна».
- Ребята, вам нравиться картина этого художника? (Анализ).
Посмотрите, справа на картине изображён Зефир, тёплый западный ветер, он похищает Хлориду, греческую нимфу полей и цветов, которая превращается в Флору (тут же изображённую), осыпающую землю цветами..В левой части картины – три грации, олицетворяющие целомудрие, любовь и наслаждение. Меркурий, разгоняющий облака. В центре картины богиня Афродита, мягко ступает по ковру из трав и цветов. Над её головой – Амур с луком, целящийся в одну из граций.
Прежде чем создать такую картину, художник долго думал, где и кого расположить. Сделал множество разных вариантов. А остановился на этом. Потому что ему понравилось её композиционное построение.
-Скажите, кто здесь главный герой? А почему?
- Создавая картину, необходимо позаботиться о том, что будет в ней главным, и как выделить это главное. Главное называют «смысловым центром» или «сюжетно – композиционным центром».
- Богиня Афродита, это культ « прекрасной дамы», вдохновительницы поэтов.
-Ребята, а как вы определили, что Афродита – смысловой центр композиции?
-Чем она привлекает к себе внимание? Правильно, она находится в центре картины.
-Ребята, не всегда «смысловой центр» совпадает с центром картины.
-Посмотрите, эта картина В.Сурикова «Боярыня Морозова». Определите, где здесь главный «смысловой центр»? Значит, не всегда главное изображают в центре. Этот приём хорошо используется для передачи движения. А почему вы обратили внимание на боярыню? Она крупнее, чем остальные фигуры и выделена цветом.
-Это картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. Он тосковал все эти годы без него.
-Как здесь, ребята, выделен главный «смысловой центр»? Здесь главное в картине выделено светом.
-Ребята, проанализировав данные картины, какие основные правила выделения композиционного центра вы усвоили?
(Делаем вместе выводы).
1.Смысловой центр совпадает с центром картины.
2.Смысловой центр выделен размером и формой.
3.Смысловой центр выделен цветом или светом.
- Ребята, запомните, на одной картине может быть использовано сразу несколько способов выделения главного. Важно, чтобы все приёмы выделения сюжетно- композиционного центра применялись для лучшего раскрытия замысла художника.
4. Закрепление пройденного материала.
(Ребятам раздаются карточки, с репродукциями картин известных и современных художников. Они должны найти главный «смысловой центр» и объяснить свой выбор).