Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Орнаменты"»
Разработка урока
по теме : «Орнаменты»
Учитель: Темиржанова Г.Н
СОШ №17
г.Екибастуз
Тема урока: «Орнаменты»
Тип урока: урок-практикум.
Цели урока:
Образовательная:знакомство с классификацией орнаментов, научить школьников определять характер и вид орнамента, создать свой орнамент и использовать его для оформления;
Воспитательная:формирование художественного вкуса, воспитание любви к искусству;
Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, наблюдательности.
Оборудование урока:интерактивтная доска, презентации, альбом, краски, кисть,раздаточные материалы.
Структура урока
Организационная часть - 1 мин.
Мотивация - 2 мин.
Актуализация знаний учащихся - 5 мин.
Объяснение нового материала - 10 мин.
Практическая работа учащихся - 20 мин.
Контрольно-оценочный этап – 5 мин
Рефлексия, задание на дом - 2 мин.
Ход урока
Организационная часть.
Мотивация: Знаете ли вы как можно красиво оформить окружающие нас предметы?
Актуализация знаний учащихся:
При сообщении темы учитель определяет главную цель урока: знакомство учеников с орнаментом и многообразием его видов и форм. Для того чтобы учащиеся не были пассивными зрителями, учитель помогает вспомнить некоторые необходимые сведения из геометрии и повседневной жизни (проводит фронтальный опрос).
Вопросы предлагаются следующие:
Какие геометрические фигуры вы уже знаете?
Какие предметы квадратной формы вы можете назвать?
Какие предметы круглой формы вы можете назвать?
Чем можно будет украсить данные предметы?
Почему оформления делают яркими и разноцветными?
Подготовив учащихся таким образом к восприятию нового материала, учащиеся выходять к цели урока: какие орнаменты можно применить в оформлении.
4. Объяснение нового материала:
Учитель показывает компьютерную презентацию "Орнаменты".
Основное внимание следует уделить классификации орнаментов и их назначению.
Рассказывая о народных промыслах, необходимо сказать о том, что очень часто орнамент нёс важную смысловую нагрузку: это украшение предметов-оберегов, защита от злых духов и тёмных сил; знаки - символы на одежде показывали социальный статус человека, состав его семьи и т.д. В конце презентации ученики отвечают на контрольные вопросы по теме урока.
Далее учитель с учениками обсуждают увиденное. Учитель показывает ребятам реальные предметы, оформленные с помощью орнамента (полотенце, расписную тарелку, глиняный резной колокольчик, книгу сказок и др.)
Графические средства создания орнамента (линии, точки, цвет и фон) учащиеся определяют с помощью учителя.
Существует множество приемов, применяемых при создании орнаментов. Рассмотрим простейшие из них.
• Переносы.
- Простейший прием создания орнаментального ряда – копирование элемента орнамента и сдвиг его по горизонтали.
Создавая различные промежутки между копиями, можно добиваться различного ритма в пределах ряда – например, сдвигать элементы орнамента парами.
Можно чередовать пары с одиночными изображениями.
Следующий возможный шаг – сдвиг изображения по вертикали.
Можно инвертировать элемент орнамента и использовать чередование элемента и его инверсии.
• Зеркальные отображения. Следующий часто используемый прием – зеркальное отображение. Нагляднее всего его можно представить, вообразив, что наш элемент отображается в зеркале:
5. Практическая работа учащихся:
Для закрепления знаний предлагается выполнить практическое задание: Используя любой вид орнамента и форму, применяя методы переноса, зеркального отражения – создать свой вид орнамента в цвете. Работа в паре с презентацией и защитой своей работы.
Учитель следит за выполнением работы, при необходимости оказывает школьникам дифференцированную помощь.
6. Контрольно-оценочный этап: Учащиеся в паре представляют свои проекты.
7. Рефлексия, задание на дом:
1. Достигли ли мы своей цели?
2. Было ли интересно?
3. Можете ли вы применить свои знания на практике?
(Ученики отвечают «да» или «нет» и вывешивают свои стикеры на доске)
В конце урока учитель оценивает работу учащихся на уроке, объявляет отметки, даёт домашнее задание.
Задание на дом
Подготовить устный рассказ об одном из предметов с орнаментом из своего дома.