Тема: Искусство Гжели Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.
Методы: По источникам знаний: наглядно-иллюстративный; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: наглядно-практический. Место проведения: учебный кабинет
Этапы урока | Формируемые умения | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1.Организационный (этап мотивации). Создание эмоционального настроя | Осуществляется самоконтроль по организации рабочего места. | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований | -Добрый день ребята! Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок. - Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место. | Настрой на урок, самооценка готовности к уроку. Учащиеся самостоятельно проверяют готовность к уроку |
2. Актуализация опорных знаний и умений. | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: -обсуждать задание -выражать в творческой работе своё отношение к истории - находить в иллюстрациях и таблицах презентации ответы на заданные вопросы | Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов(внимание, память). | Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «гжель», т.е. «жечь» или «обжечь» История промысла. Начиналось всё с глины. Издавна жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями. Всем хотелось напасть на хорошую глину Когда мастер отец заканчивал свою работу звал детей своих. Мальчишки помогали обливать глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг в печку. Кроме утвари лепил отец детишкам и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Простую, обыденную вещь мастер превращал в сказочный предмет; по сюжетам можно узнать чем занимались люди, как отдыхали…… Изначально, Гжель была из красной глины многоцветной, цветы жёлтые, красные и зелёные. Называлась она майолика. Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, цвет неба и воды. Роза является главным узором. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. 1.Что такое керамика? 2.Какие изделия керамики присутствовали в русской избе? 3.Знаете ли вы, что такое Гжель? | Ответы учащихся Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя. |
3.Постановка учебной проблемы. | Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Метапредметные УУД регулятивные: - отличать различные виды объектов выполняемого задания; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; предметные: - правильно владеть художественными терминами; - сравнивать образцы; -находить общее и разное; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов. | Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися | Какие роли играет гжель в убранстве русской избы? Для чего использовалось украшение изделия? | Ответы детей: 1. для использования в быту, для украшения, для поднятия настроения, для красоты. 2. для уюта в доме, для украшения стола. |
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. | регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; -под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке. Личностные УУД Устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать здание; -создание творческого и реалистичного объекта. Задания; - уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту. | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач | Гжельская роспись делится на три вида. 1. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это растительная роспись. 2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»). 3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, разные Русалки и т. п. ГОНЧАР - название профессии по производству глиняной посуды МАЙОЛИКА - изделие из красной глины с многоцветной росписью по белому. ФАРФОР - керамические изделия ПРОМЫСЕЛ — Занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования ГЖЕЛЬ — один из традиционных российских центров производства керамики Задание 2 (На столе лежат иллюстрации разных промыслов). В чем сходство и различие Гжельской керамики с другими промыслами? | Ответы детей: изображение цветов, растительности. Различие: цветовая гамма, изображение узора на изделиях из разных материалов |
5.Открытие нового знания | познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний ( определение границ знания-незнания); коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; -владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала ( знаний) на уроке и проводить его. | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | Рассмотрим изображение изделий гжельских мастеров. | Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя. |
6. Первичная проверка понимания | регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его. Здоровьесберегающие | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. переключение вида деятельности. | Какие цвета использовали художники в росписи орнамента? (слайд) Художники не отдавали предпочтение тому или иному цвету. Какие сочетания цветов синего и белого в природе вы знаете? «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! ФИЗМИНУТКА (музыка народная) Предлагаем одному из учеников провести физминутку. Включаем музыку. (Дети сами проводят физминутку) | Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя. Небо, облака. Пароход, море., тельняшка. (выходит один человек и показывает упражнения) |
7.Применение новых знаний. | регулятивные: - определять и формулировать цель деятельность на уроке; - определять последовательность своих действий на уроке; предметные: - владение худ. материалами Метапредметные УУД регулятивные: - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - проводить анализ своей творческой деятельности; -проводить сравнение объясняя его критерии; - умение пользоваться разнообразными графическими материалами; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение развёрнуто и точно ( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов. | Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги, украшение плоской формы нарядной гжельской росписи. Материал гуашь, кисть, бумага. Используя приемы гжельского кистевого мазка-«мазка с тенями». | Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях. Уборка класса. |
8.Рефлексия учебной деятельности | Личностные УУД - установление связи между целью деятельности и её результатом; - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества; Метапредметные УУД регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке ( совместно с учителем и одноклассниками); коммуникативные: -уметь точно выражать свои мысли. | Просмотр работ. Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | Какую роль играет орнамент в искусстве Гжели? Что было сложнее всего в проделанной работе? Какие элементы декора вам больше всего понравились? | В конце урока выставка результатов с обсуждением работ и закреплением результатов изученного материала. |