Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
Работа была разработана для учителей образовательных школ.В работе представлены разработки,методика и ход работы.Я надеюсь,что вы объективно оцените мо. работу.Спасибо !СПАССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССсссссссссссссссссссссииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииибооооооооооооооооооооооо
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Библиографический список программы
Изобразительное искусство Рабочие программы предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского 1 – 4 классы
Москва «Просвещение» 2012
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение).
Обоснование УМК
УМК входит в федеральный перечень учебников, утвержденных Министерством образования и науки РФ
Реализует требования ФГОС
Цели и задачи обучения предмету
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Это определило задачиобучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
развивать способность к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально- логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально- образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей молодёжи. Учебная программа «Изобразительное искусство » опирается на приоритеты современного школьного образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Общая характеристика организации учебного процесса
В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.
Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.
Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 1 учебных часов в неделю (всего 34 часов за учебный год).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:
развитие образного мышления , использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Общая характеристика организации учебного процесса
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в 3 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего 34часа
( 34рабочие недели)
Информация о внесённых изменениях в авторскую программу
В авторскую программу изменения не внесены.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
Сформированность эстетических потребностей( потребности в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Использование средств ИКТ для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по графике, моделированию;
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в cоответствии c поставленной задачей;
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий;
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно- творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности ( рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
знание видов художественной деятельности: изобразительной, конструктивной, декоративной;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
способность передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношении к природе, человеку, обществу;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов- свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание программы (34ч)
№
Наименование разделов /количество часов
Количество часов
1
Искусство в твоем доме
8 часов
2
Искусство на улицах твоего города
7 часов
3
Художник и зрелище
11 часов
4
Художник и музей
8 часов
Итого
34 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Раздел Тема урока
№ урока по теме
Вид
деятельности
.Планируемый результат ( в соответствии с ФГОС)
Вид контроля
Дата по плану
Фактически
Предметные
знать/уметь
Универсальные учебные действия
3В
3Г
3Д
3В
3Г
3Д
Искусство в твоем доме (8ч)
1
Твои игрушки
1
Лепка из пластилина
Знать: основные правила работы на уроке, технику безопасности.
Уметь :создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её
Развитие композиционного мышления и воображения.
Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение
текущий
2
Посуда у тебя дома
2
Лепка из пластилина, изготовление посуды
Знать: проектирование предметов по принципу стилевого единства, понятия«гармония», «колорит».
Уметь:
- характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением;
- создавать выразительную форму посуды и её декорирование в лепке
Развитие композиционного мышления и воображения, навыков построения композиции.
Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников
текущий
Продолжение табл.
3
Обои и шторы у тебя дома
3
Работа с бумагой и фломастерами
Знать: роль цвета и декора в создании образа комнаты;
понятия «цветочный рисунок», «природные элементы», «ритм», «периодичность».
Уметь:
- изготавливать варианты рисунков с помощью шаблона;
- научатся созданию рисунков в зависимости от их назначения.
Овладение навыками коллективной работы.
Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников
текущий
4
Мамин платок
4
Рисование красками на бумаге
Знать : разновидности красок, искусство росписи тканей, понятия «холодные и тёплые тона», «мотив», «акцент», специфику народных платков.
Уметь: располагать роспись на платке, ритмика росписи; различать внешний вид рисунков в разной технике
Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки. Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства.
Индивидуальный
5
6
Твои книжки
5
6
Бумажное конструирование, рисование
Знать : приёмы создания собственной книги. Понятия «переплёт», «суперобложка», «титульный лист», «шмуцтитул», «концовка».
Уметь:
- выбрать проект конструкции книги и её составные части- обложку, шрифт, эскизы иллюстраций
Приобретут знания о технике создания книг; усовершенствуют навыки мелкой ручной моторики и иллюстративных умений. Овладеют навыками коллективной работы
текущий
Продолжение табл.
7
Открытки
7
Бумажное конструирование
Знать: технологию выполнения объёмной открытки. Понятия «лаконизм», «избирательность».
Уметь:
- работать с циркулем
- вырезать по контуру
-выполнять композиционное сочетание
деталей открытки, разная техника её оформления.
Развитие художественного объемно-пространственного мышления, познакомятся с проектной деятельностью и составными частями производства проектов.
текущий
8
Труд художника для твоего дома
(обобщение темы)
8
Выставка, игра- викторина
Знать и понимать неразрывную связь всех сторон жизни человека с трудом художника.
Уметь : анализировать и обсуждать свои работы.
Демонстрировать свои достижения, обсуждать и оценивать лучшие работы.
текущий
Продолжение табл.
9
Памятники архитектуры
1
Бумажное конструирование, рисование, складывание из шаблонов
Знать: понятия « малая родина», «памятник архитектуры», «зодчество». Акцентировать интерес на памятниках архитектуры и бережное отношение к ним.
Уметь:
-выстраивать композицию листа, передавая своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Умение использовать
адекватные выразительные
средства в творческой работе
текущий
10
Парки, скверы, бульвары
2
Работа в смешанной технике- рисование, аппликация
Знать: о назначении зелёных зон в городах, традиции парковой архитектуры в нашей стране.
Понятие «садово-парковое искусство»
Уметь:
- создавать парковые проекты в смешанной технике
Овладение приёмами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта
текущий
11
Ажурные ограды
3
Работа в смешанной технике- объёмная аппликация,
рисование
Знать: назначение и роль ажурных оград в украшении города. Понятия «ажур», «дизайн».
Уметь: сравнивать природные аналоги и варианты, созданные человеком;
- создавать эскиз ажурной решётки;
- придумывать свой вариант декоративного ажура.
Умение строить композиции, использовать художественные материалы .
Умение участвовать в диалоге.
текущий
12
Волшебные фонари
4
Объёмная поделка из бумаги, рисование
Знать: о роли фонарей в жизни человека, познакомить с понятиями «миниатюрность», «колоссальность»; художественные образы фонарей.
Уметь: создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приёмы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание)
Приобретут навыки дизайнерского мышления. Умение участвовать в диалоге.
текущий
13
Витрины
5
Работа с бумагой. Аппликация из рваной бумаги, создание объёмной модели
Знать: понятия «эклектика», «коллаж». Витрины как украшение города. Реклама товара.
Уметь: создавать творческий проект оформления витрины магазина
- применять основные средства художественной выразительно сти в конструктивных работах;
- использовать навыки конст руктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и на- блюдательности.
Развитие художественного объемно-пространственного мышления.
Умение участвовать в диалоге
текущий
14
Удивительный транспорт
6
Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объёмной модели
Знать: о роли художника в создании образа машины. Природа- источник вдохновения для художника- конструктора.
Уметь: обрести новые навыки в конструировании из бумаги
- применять основные средства художественной выразительно сти в конструктивных работах;
- использовать навыки конст руктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и на блюдательности.
Развитие художественного объемно-пространственного мышления.
Умение участвовать в диалоге
текущий
15
Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы)
7
Коллективная творческая работа-проект города, игровой момент
Уметь: в форме игры закрепить полученные знания
- создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию «Наш город» в технике коллажа
Научатся
-распределять задания между собой,
- приобретут навыки коллективного труда.;
-участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.
текущий
Продолжение табл.
16
17
Художник в цирке
1
2
Рисование красками
Знать : роль художника в цирке. Элементы циркового оформления, освещение, оформление арены, занавес, костюмы. Понятия «художник-постановщик», «цирковые номера», «реквизит»
Уметь:
- использовать художественные материалы (гуашь,краски);
- применять цвета нужных тонов и насыщенности,
- изобразить детали цирковых выступлений
Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы .
Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства