Тема: Тайна космоса.
Ход урока.
1. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок ИЗО. Думаю мы с вами сегодня поработаем очень интенсивно и интересно.
2.Актуализация знаний
- Ребята, вы когда-нибудь видели ночное небо, выйдя на улицу в теплый летний или морозный зимний день? (Да).
- Как выглядит небо в это время? (оно темное и на нем встречаются яркие и не очень яркие звездочки).
- Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивает к себе внимание людей. Но ближе и понятнее он стал только после полета человека в космическое пространство.
- Человек всегда мечтал о полетах в космос. А что же влекло его в эти неизведанные дали? Что же там особенного? (варианты ответов детей выслушиваются все).
- Ребята, какой праздник связанный с космосом к нам сейчас приближается
( 12 апреля - день космонавтики).
- Кто из вас знает, почему в нашей стране, да и во всем мире празднуют этот великий день? ( т.к. в этот день был осуществлен первый полет человека в космос).
- В каком же году или сколько лет назад это произошло? ( это произошло в 1961 г., т.е. 40 лет назад). Верно!
- И еще в том же году Борис Бобылев написал замечательное стихотворение об этом героическом поступке, послушайте:
Затаи дыхание планета,
Огляди пространства звездных карт,
Вслушайся, как в зареве рассвета,
Прозвучит команда: “Ключ на старт!”
Этот день, 12-ый апреля,
На века запишут в календарь,
Как начало восхожденья к цели,
О которой лишь мечтали встарь.
В этот день такое совершилось,
Бурею в сознание ворвалось,
Изумило и ошеломило:
Очень небывалое сбылось!
- Ребята, а как звали человека, который совершил этот полет? (Ю.А. Гагарин).
- И по этому поводу Б. Бобылев написал:
Этот парень, этот русский парень.
Улыбнулся, как лишь он умел,
И узнали люди, что Гагарин,
Совершил подвиг, песни пел.
- Ребята, как вы думаете, почему поступок Юрия Алексеевича Гагарина можно назвать героическим? (мнения детей, т.к. это было опасно, ведь никто не знал, что его ожидает.)
- Да, действительно, это было опасно, но зато он увидел то, что до него из людей никто не видел.
- А совершил он это вот на таком корабле ( наглядность 1).
3. Угадай что это
- Ребята посмотрите внимательно на его изобретение и скажите, сколько и какие геометрические фигуры содержатся в этом корабле? (круг, овал, треугольники, линии). Попробуем их начертить.
- Значит можно сказать, что космический корабль состоит из геометрических фигур.
- А теперь ребята, посмотрите на доску. Вам даны два равносторонних треугольника. Расположите их так, чтобы образовалось 6 равносторонних треугольников и шестиконечная звезда.
- А теперь я вам добавляю такие фигуры, как окружность, прямоугольник, овал. Составьте из них схематичное изображение чего-либо.
- Хорошо!
- Теперь посмотрите на изобретение двух на первый взгляд одинаковых кораблей и найдите в них 10 отличий. (нагл. № 2).
- Составьте рисунок из вот этих квадратиков кусочков, т.е. расположите их так, чтобы получилось изображение чего - либо (получится изображение ракеты).
- Вот теперь мы и узнали, вы внимательны и сообразительны. (№3)
4. Наш корабль
- Ребята, мы с вами уже говорили, что космический корабль состоит из геометрических фигур, но как же его построить с их помощью? А вот как.
Посмотрите, пожалуйста, на эту таблицу (технологическую карту).
- Ребята, как вы думаете с чего мы начнем построение? ( о осевой линии).
- Осевую линию нужно чертить в нашем случае через центр листа и тонкой линией.
- Ребята, а как можно получить, рисуя карандашом, тонкую линию. (не нажимать на карандаш).
- Возьмите и положьте на парту чистый альбомный лист и прочертите через центр тонкую осевую линию.
- Затем нам нужно узнать, из каких геометрических фигур состоит наша ракета. Ребята посмотрите на вот этот корабль и скажите из каких фигур он состоит (окружность, овал, треугольники).
- Посмотрите, как они построены на таблице: сначала чертим окружность, затем от точки пересечения ее с осью чертим отрезок равный диаметру окружности
- затем чертим через окружность еще одну вспомогательную линию под прямым углом к осевой и отмеряем на ней отрезок равный диаметру окружности и не забывайте, что рисунок с одной стороны осевой линии должен “отзеркаливать” противоположную, на осевой линии откладываем отрезок равный половине диаметра и чертим через засечки окружность.
- затем чертим два треугольника, у которых 1 сторона общая.
- Начертили?
- А теперь, чтоб придать объем кораблю чертим овалы в 3-х местах (показываю на карте).
- Теперь убираем всё лишнее линии, т.е. те которые мы не видим. И добавляем мелкие детали, здесь вы уже можете воспользоваться своим воображением.
5. Первичное усвоение новых знаний.
Путешествие в космос
- А сейчас, ребята, закройте все глазки и представьте, что мы с вами летим в космос. (звучит музыка, “Время вперед”). Посмотрите внимательно, что вы видите вокруг вашего корабля.
- Полетали?
- А теперь откройте глазки и вспомните, что вы видели. И то, что видели нарисуйте вокруг нашего, уже нарисованного космического корабля. а кто ничего не представил, можете нарисовать как и в моей композиции: в уголке покажите дугой нашу Землю, чуть повыше Солнце.
- Вот и получился космос нашими глазами.
6. Подведение итогов. Рефлексия
- Понравилась ли вам ваша работа? А теперь посмотрим, что получилось. Лучшие и необычные работы можно показать всем.