kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Изображение фигуры человека" к уроку изобразительного искусства в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит с традициями и правилами изображения фигуры человека в разные исторические эпохи. Анимированный рисунок в презентации даёт возможность сделать более наглядным процесс рисования. Рисунок можно использовать как для обучения этапам изображения фигуры человека, так и для повторения этапов построения, пропорций фигуры человека. Материал презентации создаёт условия для активизации познавательной деятельности учащихся. Разработку можно использоватькак на уроках  изобразительного искусства, так и на куружковых занятиях. К презентации прилагаются методические рекомендации по её использованию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изображение фигуры человека»

Демина М.М., учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ№3» г. Сафоново


Пояснительная записка к презентации «Изображение фигуры человека».

Изображение фигуры человека – сложная тема для учащихся. Анимированный рисунок даёт возможность сделать более наглядным процесс рисования, соответственно облегчить задачу. Рисунок можно использовать как для обучения этапам изображения фигуры человека, так и для повторения этапов построения, пропорций фигуры человека.

Презентация знакомит с традициями и правилами изображения фигуры человека в разные исторические эпохи.

Примером изображения фигуры человека в движении являются работы А.А. Дейнеки.

Материал презентации создаёт условия для активизации познавательной деятельности учащихся.

Презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства в 7 классе, кружковых занятиях.

Слайд

Содержание слайда

Примечание

Смена всех слайдов осуществляется по щелчку. Каждый слайд (кроме первого) содержит кнопку, позволяющую вернуться на первый слайд, к содержанию. Окончание раздела отмечено кнопкой


1

На слайде представлено содержание презентации. Переход на разделы презентации:

  • Изображение фигуры человека в истории искусства

  • Пропорции фигуры

  • Построение фигуры человека

  • Схема для аппликации

  • Схемы изображения человека в движении

  • Творчество А.А. Дейнеки

  • Список источников


2

Изображение фигуры человека в Древнем Египте. Рельеф, как и скульптура, создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа. Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Поэтому в рельефе, на рисунке или скульптуре изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее подходящим для счастливой и вечной загробной жизни. Изображение любого предмета, живого существа или человека — это изображение не самого предмета или человека, а изображение его Ка.

Египтяне не стремились изображать людей реалистично. Всякий раз они показывали лишь одну сторону части тела. Все зависит от того, с какой стороны эту часть тела легче узнать. Существовал специальный канон (правила) изображения человека:

Лицо и ноги изображали в профиль;

Верхняя часть туловища – анфас;

Бедра - на три четверти анфас;

Глаза увеличены и подчеркнуты;

Верхняя часть туловища – спереди;

Ноги – в движении;

Регламентировалась также величина (рост) человека на рисунке:

мужчина как глава семьи изображался выше всех;

его жена не доставала ему даже до плеча;

дети были еще меньше, хотя на египетских росписях они выглядели как маленькие взрослые.

Если дети были совсем маленькие, их рисовали голыми.

Особенно строго канон применялся к изображению высокопоставленных персон. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении; дети и животные находились в самом низу.

Появление поясняющей стрелки – по щелчку.

3

Греки представляли себе загробный мир как земной, их боги подобны людям. Им свойственны человеческие мысли, действия и даже недостатки, все то, что присуще человеку. Ставя во главу изобразительного искусства образ человека, греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. Используя традицию построения изображения человеческой фигуры по канонам, греческие художники выдвинули новую проблему в искусстве и удачно решили ее в своих трудах.

В 432 году до н. э. скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела. Поликлет установил новые пропорциональные членения человеческой фигуры и впервые в истории изобразительного искусства разрешил проблему «contraposto» — то есть внутреннюю подвижность стоящей фигуры, с упором на одну ногу. Благодаря решению этой проблемы изображение человека стало реальным, оно вышло из той скованности и окаменелости, в которой находилось тысячелетия. Фигура человека стала изображаться очень естественно и жизненно.


4

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. В это время возрождается стремление к реалистическому искусству, к правдивой передаче действительности. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства, например Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и многие другие. Разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, Леонардо пытался восстановить «квадрат древних». На основании литературных данных он сделал рисунок-схему, который наглядно показывает пропорциональную закономерность в соотношениях частей человеческого тела.

Появление картинки по щелчку

5

Пропорции фигуры человека меняются в зависимости от возраста. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища,

у ребенка 2 лет— 1/5,

6 лет—1/б,

12 лет—1/7,

у взрослых — 1/8.


6

Существуют различия в пропорциях и строении мужской и женской фигур. Основные различия наблюдаются в пропорциях и массе. Кроме того, существуют небольшие отличия в строении скелета, например, в тазовой области. Как правило, все размеры тела женщины, за исключением ширины бедер, меньше, чем у мужчины.

Ширина плеч составляет две высоты головы для мужчин,

две ширины головы для женщин.

Мужчины имеют более узкие бедра, в две ширины головы,

женщины — в две с половиной ширины головы.

Появление каждой надписи по щелчку, поясняющих стрелок – автоматически (анимация «после предыдущего»)

Если вы хотите сделать женскую фигуру ниже, обычно следует уменьшать высоту бедер (на величину до половины высоты головы) и верхнюю часть рук (до одной трети высоты головы).

Локоть обычно располагается как раз над талией. (Вспомните, как выглядит обезьяна с ее достающими до пола руками!)

Кисти рук расположены на уровне промежности.

Голова и торс вместе составляют обычно половину длины тела.

Длина кисти руки от основания ладони до конца среднего пальца равна расстоянию от подбородка до середины лба.

Предплечье от внутренней стороны локтя до запястья имеет ту же длину, что и ступня.

Ширина головы обычно равна пятикратной ширине глаза.


7


Построение мужской фигуры

Поэтапное изображение:

  1. намечаем высоту фигуры человека, отмечаем уровни: темени и ступней ног;

  2. делим высоту пополам – уровень основания туловища;

  3. нижний отрезок делим пополам – уровень коленей;

  4. верхний отрезок делим пополам – уровень подмышек;

  5. делим расстояние от уровня подмышек до основания туловища – линия талии; от уровня темени до подмышек – уровень подбородка;

  6. таким образом, получили высоту головы человека. Проверяем, высота головы составляет одну восьмую от высоты всей фигуры;

  7. делим расстояние от уровня подбородка до подмышек – получаем уровень плеч;

  8. намечаем ширину плеч, равную двум размерам высоты головы для мужской фигуры;

  9. намечаем ширину бёдер, равную двум размерам ширины головы;

  10. намечаем ширину линии талии чуть уже, чем ширина бёдер;

  11. изображаем линии рук до локтя – предплечье, локоть – на уровне талии;

  12. предплечье – откладываем такое же расстояние от локтя;

  13. намечаем кисти рук;

  14. проводим линии ног, на уровне коленей намечаем суставы; намечаем линии ступней ног;

  15. обрисовываем получившийся «скелет», используя геометрические фигуры.








Изображение фигуры идущего человека.

  1. Используя уровни, намечаем линию туловища;

  2. рисуем голову, используя круг и прямоугольник;

  3. намечаем плечи, ограничиваем их ширину, не забывая, что таз и плечи стали немного уже. Ведь мы рисуем вид сбоку;

  4. намечаем ноги до колен, используя расстояние от основания туловища до коленей;

  5. намечаем голени, ступни;

  6. так же поэтапно намечаем руки;

  7. обрисовываем схему


Появление этапов по щелчку, появление поясняющих линий и стрелок автоматически (анимация «после предыдущего»)

8



Схема для аппликации «фигура человека».

Появление схемы раскладки выкройки, человечка по щелчку

9 -

10

Схемы изображения фигуры человека в движении.

Появление каждой картинки по щелчку

11 - 27

На слайдах представлены работы художника А.А. Дейнеки. Рассматривая рисунки фигур людей, можно предложить ученикам выполнить зарисовки схем по ним.

О творчестве художника: http://art.liim.ru/hr/hr24.html


28


Список использованных источников




1


Просмотр содержимого презентации
«Изображение фигуры человека»

Изображение человека в истории искусства Пропорции фигуры Построение фигуры взрослого человека Схема для аппликации Схемы изображения человека в движении Изображение человека в творчестве А.А. Дейнеки Список источников

Изображение человека в истории искусства

Пропорции фигуры

Построение фигуры взрослого человека

Схема для аппликации

Схемы изображения человека в движении

Изображение человека в творчестве А.А. Дейнеки

Список источников

Канон (правила) изображения человека: лицо и ноги изображали в профиль; верхняя часть туловища – анфас; бедра - на три четверти анфас; ноги – в профиль; глаза увеличены и подчеркнуты. Единицей измерения фигуры человека служила длина среднего пальца руки.

Канон (правила) изображения человека:

лицо и ноги изображали в профиль;

верхняя часть туловища – анфас;

бедра - на три четверти анфас;

ноги – в профиль;

глаза увеличены и подчеркнуты.

Единицей измерения фигуры человека служила длина среднего пальца руки.

Скульптор Поликлет  в V веке до н. э. создал систему идеальных пропорций человеческой фигуры. Впервые разрешил проблему внутренней подвижности стоящей фигуры, с упором на одну ногу. Диадумен Дорифор

Скульптор Поликлет в V веке до н. э. создал систему идеальных пропорций человеческой фигуры.

Впервые разрешил проблему внутренней подвижности стоящей фигуры, с упором на одну ногу.

Диадумен

Дорифор

Знаменитый рисунок, сопровождаемый пояснительными надписями, выполненный Леонардо да Винчи примерно в 1490 году и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Марк Витру́вий Поллион — римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувианский человек

Знаменитый рисунок, сопровождаемый пояснительными надписями, выполненный Леонардо да Винчи примерно в 1490 году и помещённый в одном из его журналов.

На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат.

Марк Витру́вий Поллион — римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э.

Витрувианский человек

Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет— 1/5, 6 лет—1/6, 12 лет—1/7, у взрослых — 1/8.

Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища,

у ребенка 2 лет— 1/5,

6 лет—1/6,

12 лет—1/7,

у взрослых — 1/8.

Ширина плеч составляет две высоты головы для мужчин, две ширины головы для женщин. Мужчины имеют более узкие бедра, в две ширины головы, женщины — в две с половиной ширины головы. Локоть обычно располагается как раз над талией.

Ширина плеч составляет две высоты головы для мужчин,

две ширины головы для женщин.

Мужчины имеют более узкие бедра, в две ширины головы,

женщины — в две с половиной ширины головы.

Локоть обычно располагается как раз над талией.

a a b Уровни: c 1 темени 2 подбородка a a 3 подмышек 4 талии 5 основания туловища 6 7 коленей 8 9 ступней ног b = 1/2a

a

a

b

Уровни:

c

1

темени

2

подбородка

a

a

3

подмышек

4

талии

5

основания туловища

6

7

коленей

8

9

ступней ног

b = 1/2a

голова туловище ноги руки полоска для рук ноги

голова

туловище

ноги

руки

полоска для рук

ноги

Изображение фигуры человека в движении (схемы) 1 4 2 3 5 7 6 8

Изображение фигуры человека в движении (схемы)

1

4

2

3

5

7

6

8

Сделайте зарисовки ещё нескольких схем и объемные прорисовки на их основе Положитесь на глазомер для передачи правильных пропорций. Использование головы как единицы измерения очень удобно и полезно при изучении пропорций фигуры. Но помните, что вы создаете рисунок фигуры не с помощью измерителя или линейки; ваши главные инструменты - глаза и карандаш.

Сделайте зарисовки ещё нескольких схем и объемные прорисовки на их основе

Положитесь на глазомер для передачи правильных пропорций. Использование головы как единицы измерения очень удобно и полезно при изучении пропорций фигуры. Но помните, что вы создаете рисунок фигуры не с помощью измерителя или линейки; ваши главные инструменты - глаза и карандаш.

Дейнека Александр Александрович (1899 г. - 1969 г.) - советский живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор. Раздолье. Х., м. 1944

Дейнека Александр Александрович (1899 г. - 1969 г.) - советский живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор.

Раздолье. Х., м. 1944

Оборона Севастополя. 1942.

Оборона Севастополя. 1942.

На стройке новых цехов. 1926. Х., м. Рисунки к картине «На стройке новых цехов»

На стройке новых цехов. 1926. Х., м.

Рисунки к картине «На стройке новых цехов»

Теннис 1928 Бумага, перо, тушь. Теннис. Гравюра

Теннис

1928 Бумага, перо, тушь.

Теннис. Гравюра

Футбол

Футбол

Коньки. 1927 Картон, гуашь, тушь. Лыжники

Коньки.

1927 Картон, гуашь, тушь.

Лыжники

Лыжники 1931 Холст, масло.

Лыжники

1931 Холст, масло.

Кросс. 1932. Х., м.

Кросс. 1932. Х., м.

На финише. Оборот обложки журнала «Красная нива» (1928. № 20)

На финише.

Оборот обложки журнала «Красная нива» (1928. № 20)

Кросс 1932 Бумага, тушь, перо

Кросс

1932 Бумага, тушь, перо

Три мужские фигуры с мячами. 1928 Бумага, акварель, перо. Рисунок для журнала 1928 Бумага, цветная тушь, перо.

Три мужские фигуры с мячами.

1928 Бумага, акварель, перо.

Рисунок для журнала

1928 Бумага, цветная тушь, перо.

Рисунок для детской книжки «Электромонтер» 1930 Бумага, акварель, тушь. Иллюстрация к детской книжке Н. Н. Асеева «Кутерьма» 1931 Бумага, тушь, белила.

Рисунок для детской книжки «Электромонтер»

1930 Бумага, акварель, тушь.

Иллюстрация к детской книжке Н. Н. Асеева «Кутерьма»

1931 Бумага, тушь, белила.

Женская фигура

Женская фигура

Учебный рисунок

Учебный рисунок

Эстафета Толкание ядра

Эстафета

Толкание ядра

Баскетбол. Витраж. 1964 Баскетбол. Холст, масло. 1962

Баскетбол. Витраж. 1964

Баскетбол. Холст, масло. 1962

http://www.artprojekt.ru/school/homo/39.html (дата обращения 15.08.12) http://hudozhnikam.ru/zarubezhnaya_shkola/7.html (дата обращения 15.08.12) http://doll4you.narod.ru/sovet1.html (дата обращения 15.08.12)  http://www.boltaeva.mukhm.ru/p13aa1.html (дата обращения 15.08.12) http://gogr.narod.ru/lessons.html (дата обращения 15.08.12) http://art.liim.ru/galleries_hr/hr24b_1/hr24b1-03-034.html (дата обращения 15.08.12) http://lux3d.narod.ru/art_rstp.html (дата обращения 15.08.12)

http://www.artprojekt.ru/school/homo/39.html (дата обращения 15.08.12)

http://hudozhnikam.ru/zarubezhnaya_shkola/7.html (дата обращения 15.08.12)

http://doll4you.narod.ru/sovet1.html (дата обращения 15.08.12)

http://www.boltaeva.mukhm.ru/p13aa1.html (дата обращения 15.08.12)

http://gogr.narod.ru/lessons.html (дата обращения 15.08.12)

http://art.liim.ru/galleries_hr/hr24b_1/hr24b1-03-034.html (дата обращения 15.08.12)

http://lux3d.narod.ru/art_rstp.html (дата обращения 15.08.12)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Изображение фигуры человека" к уроку изобразительного искусства в 7 классе

Автор: Демина Марина Михайловна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 293071

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Разработка урока изобразительного искусства учителя ИЗО МБОУ г. Иркутск «СОШ № 9» Аксеновской Е.М. Тема урока: «Искусство народов гор и степей»."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_izobrazitiel_nogho_iskusstva_uchitielia_izo_mbou_gh_irkutsk_sos"
    ["file_id"] => string(6) "382628"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485149142"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему:«Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Греция» "
    ["seo_title"] => string(133) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-na-tiemu-mnoghofighurnaia-kompozitsiia-tantsy-narodov-mira-grietsiia"
    ["file_id"] => string(6) "127209"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415282233"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по предмету изобразительное искусство"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_priedmietu_izobrazitiel_noie_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "380500"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484663464"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект по изобразительному искусству на тему «Олимпийский урок. Спортивные игры Древней Греции», 4 класс."
    ["seo_title"] => string(97) "konspiektpoizobrazitielnomuiskusstvunatiemuolimpiiskiiuroksportivnyieighrydrievnieigrietsii4klass"
    ["file_id"] => string(6) "317024"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460228630"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Образ человека в скульптуре»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_izobrazitiel_nomu_iskusstvu_na_tiemu_obraz_chielovieka_v_skul"
    ["file_id"] => string(6) "459340"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519490251"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства