Предмет: ИЗО.
Тема урока: "Правила линейной и воздушной перспективы"
Класс: 6
Дата:
Учитель: Денисова Инга Анатальевна
Цель урока: Научить передавать пространство на плоскости изображения.
Задачи урока:
Обучающая: Научить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
Развивающая: Развить навыки рисования перспективы.
Воспитывающая: Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.
Оборудование и материалы:
Для учителя: репродукции картин художников, презентация.
Для учеников: альбом, карандаш, ластик, акварель или гуашь.
Термины: линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, плановость.
План урока:
- Организационная часть.
- Сообщение темы урока.
- Повторение изученного материала.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Постановка художественной задачи.
- Физкультминутка.
- Практическая работа.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационная часть.
– приветствие;
– проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока.
- На сегодняшнем уроке мы с вами разберем правила линейной и воздушной перспективы, и выясним, для чего художникам нужны эти правила. Как вы думаете?(Обучающиеся ставят цели урока).
- Что такое линейная перспектива и каковы правила построения
фронтальной и угловой перспективы.
- Что такое воздушная перспектива и как изменяется цвет
под влиянием воздушной перспективы.
Ход урока
3. Повторение изученного материала.
Но для начала вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.
Ребята, скажите, что изображено на этой картине? (пейзаж)
Что художник изображает в пейзаже? (природу, пространство)
Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее.
Как изображали пространство художники разных эпох в разных странах? - Что такое ПЕРСПЕКТИВА? Какие виды перспективы вам известны?
В эпоху Древнего Египта фронтальная перспектива изображения никогда не создавали иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.
Обратная линейная перспектива - вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.
В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода.
Перспектива — это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.
4. Изучение нового материала
Показ презентации.
Во время презентации вам даётся возможность зафиксировать основные понятия на выданных карточках для дальнейшего обсуждения и запоминания, в дальнейшем их можно приклеить на обратную сторону листа вашего рисунка.
Для того чтобы научиться изображать объёмные предметы необходимо знать законы построения линейной и воздушной перспективы.
Основной отличительной особенностью линейной перспективы (будь она прямой или обратной) является фиксированный угол зрения и наличие общей точки схода (обычно на линии горизонта).
Представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.
Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.
Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода или точка зрения ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.
Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.
Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.
Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.
Воздушная перспектива — кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой.
Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом.
Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.
Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.
Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.
Задний план. Все сливается в воздушной дымке.
5. Закрепление
Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал.
Показ репродукций.
Что изображено на картинах? Обсуждение.
Что называется точкой зрения или точкой схода?
6. Постановка художественной задачи.
А сейчас, используя полученные знания, вы нарисуете городской пейзаж. Ваша задача на сегодняшний урок: выполнить построение по всем правилам линейной и воздушной перспективы. Для того чтобы получить хорошую оценку, вы должны в своей работе правильно показать линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение дороги и по возможности применить правила воздушной перспективы. Построение выполняем тонкими линиями, чтобы при необходимости можно было легко исправить.
1. Располагаем лист горизонтально.
2. Проводим линию горизонта (низкую)
3. Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.
4. Дома, начиная с первого плана.
5. Работаем цветными карандашами.
6. В завершении, более детально прорабатываем предметы, находящиеся на переднем плане.
7. Физкультминутка.
8. Практическая работа.
Ученики самостоятельно выполняют эскиз городского пейзажа, применяя на практике полученные знания.
9. Итог урока.
По итогам активной работы на уроке я могу положительно оценить…
Для дальнейшей результативности рекомендую вам понаблюдать за природой и проанализировать как меняется в течении дня цветовая гамма выбранного вами вида, обратить внимание на линейное построение улиц нашего города.
- Домашнее задание. Домашним заданием будет дорисовать начатый в классе рисунок, по результатам которого я выставлю оценки.