Тема урока: «Правила линейной и воздушной перспективы».
Цель урока: Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения
на плоскости предметов в пространстве.
Учить учащихся применять законы перспективы в своих рисунках,
использовать воздушную перспективу.
Развивать творческие конструктивные способности, изобразитель-
ные навыки.
Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятель-
ности.
Оборудование: Таблица с разновидностями перспективы, фотографии, план-конспект.
Орг.момент. Установка дисциплины, взаимное приветствие, проверка отсутствующих.
Объяснение темы:
Сегодня на уроке вы узнаете главные, необходимые сведения из области перспективы, и сможете нарисовать рисунок в природе, применяя законы перспективы.
Основателем перспективы в живописи был Аполлодор из Афин. Эллинистические и римские художники усовершенствовали глубину перспективы. В поздней антич ности перспектива как изобразительное средство применялось мало. Широко эти приемы стали применяться только в эпоху Возрождения.
Перспектива-это учение о том, как передать на плоскости листа бумаги ощуще- ние глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как мы его видим. Оно основано на соблюдении нескольких законов, учитывающих особен- ности человеческого зрения.
Первый закон перспективы говорит о том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше. Значит, таким его и надо изображать под небольшим углом друг к другу.
Кроме того, художник должен учитывать, что цвет предмета меняется в зависимости от расстояния: отдаленные предметы кажутся нам слегка голубоватыми и не такими яркими. Дело в том, что воздух смягчает цвета. Это правило было впервые подмечено и применено Леонардо да Винчи. Называется этот эффект приемом воздушной перспективы.
И.Шишкин И.Шишкин
Линейная перспектива дает возможность, верно, построить кажущиеся очертания предмета при любом его положении. Существует фронтальная, угловая перспективы.
Фронтальная перспектива- означает Угловая перспектива- означает
прямое расположение предметов к расположение предмета к ри-
рисующему. сующему под углом.
И. Левитан И. Левитан И. Шишкин
Основные закономерности линейной перспективы
- Предметы равные по величине, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше, и на линии горизонта сходятся в одной точке (т.с.).
- Удаляющиеся в глубину параллельные линии (рельсы) зрительно воспринимаются сближающимися.
На сегодняшнем уроке вы попробуете использовать законы перспективы, и изобразите уголок природы с ярко выраженными законами линейной перспективы (сельская улица, аллея в парке, железная дорога и т.д.). В своих работах вы должны продумать окружающую обстановку
После линейного построения уголка в природе и окружающей обстановкой, вам надо переходить к выполнению работ в цвете. Здесь вам надо использовать воздушную перспективу.
Практическая часть: Коллективное выполнение рисунков природы с использованием линейной перспективы.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места, 2) контроль правильности выполнения приемов работы, 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, 4) контроль объема и качества выполненной работы.
Д/з - собрать информацию по данной теме.