ИЗО 8. Перспектива улиц. Композиция по представлению: «Улица родного города»
Дата: 01.12.15
Класс: 8-А
Урок №7
Количество детей в классе: 22. Присутствовало: 20
Цель:
- Образовательная: учить передавать пространство на плоскости при помощи нестандартных изобразительных техник; совершенствовать умения и навыки в работе с графическими и аппликационными материалами. Обобщить и закрепить знания обучающихся по пройденным в 8 классе темам черчения и обучать детей использовать полученные знания на уроках ИЗО. Познакомить обучающихся с творчеством дончан.
- Развивающая: развивать умение анализировать форму и пропорции, которые подвергаются «перспективным изменениям»; творческое воображение, память.
- Воспитательная: вызывать желание правильно использовать полученные знания на практике, приобщать обучающихся к искусству и творчеству. Ценить и любить родной город, людей - творцов и созидателей.
Тип урока: интегрированный с элементами интерактивного обучения.
Вид урока: восприятие искусства, изображение на плоскости, прикладная деятельность
Межпредметные связи: черчение, МХК, геометрия.
Оборудование и материалы:
- Мультимедиа презентация.
- Рабочие тетради для обучающихся (разработанные учителем, на основе своего опыта).
- Бумага, карандаши, фломастеры, ластик, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, циркуль, любые вырезки для стаффажа.
- Образец педагогического рисунка (поэтапный).
План урока.
- Организационный момент. Запись домашнего задания.
- Актуализация опорных знаний учащихся с использованием ТСО.
- Мотивация учебной деятельности.
- Сообщение темы и целей урока.
- Изложение нового материала. Физкультминутка.
- Постановка практического задания.
- Выполнение практического задания.
- Завершение урока.
Ход урока.
Творчество в архитектуре более чем в других искусствах, связано с жизнью. (А. В. Щусев)
- Организационный момент. Запись домашнего задания.
Дети заходят в класс под музыкальное сопровождение: песня «Мой любимый город Донецк», группа «Мегаполис 230». Готовятся к уроку. Отмечаются отсутствующие, записывается домашнее задание в дневник: Наблюдение явлений линейной и воздушной перспективы в жизни и в произв-х ИЗО.
- Актуализация опорных знаний учащихся с использованием ТСО.
На прошлом уроке, мы говорили с вами об архитектуре, как искусстве, о художественных стилях в архитектуре… Прием «Микрофон» СЛАЙДЫ№4,5,6:
-Я познакомился со следующими стилями в архитектуре… Архаичная архитектура, Античный стиль…
-МНЕ нравиться стиль в архитектуре …
Красота и способность вызывать у людей определенные чувства и настроения делают архитектуру.
- Мотивация учебной деятельности.
И всей этой красотой, занимаются люди по профессии – архитекторы, инженеры и строители. Но прежде, чем построить любое здание или сооружение, человеку надо нарисовать его, как будет выглядеть пространство на плоскости листа.
Понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи. Просмотр слайдов №7,8,9.10.
- В эпоху Древнего Египта изображения никогда не создавали иллюзию прорыва стены, а следовали вдоль ее плоскости, располагаясь рядами, подобно строкам письма. Изображения словно мерно шествовали, ритмически повторяя жесты. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть. Настенная роспись. Древний Египет.
Древние египтяне совмещали в одном изображении вид сверху, вид спереди и вид в профиль.
- Искусство Средних веков сосредотачивается на духовной и эмоциональной жизни людей. Изображения несут символический и рассказывающий, повествовательный смысл.
Концепция пространства Джотто. 14 век. Европа. Джотто прекрасно иллюстрирует архитектурные мотивы в верхней церкви Сан Франческо в Ассизе. Хотя здание церкви изображено на этой фреске и не в системе линейной перспективы, но у зрителя создается впечатление абсолютного трехмерного пространства, в которое можно войти. Свои новаторские решения он объединяет и выливает в единый уникальный прием - изображения объемного пространства на плоской поверхности стены. Сцена 10. Изгнание демонов из Ареццо
У пространства иконы свои законы построения: обратная перспектива. Икона будто открывается навстречу стоящему перед ней человеку. Линии в иконе, если их продолжить, сходятся впереди – на молящемся человеке, как бы замыкаются им. Троица Андрея Рублева. 15 век. Первая четверть. Россия.
Архитектурный мотив в живописи Нидерландов XV века.
Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 1435. Лувр, Париж.
В живописи северных мастеров проявляется два основных принципа композиции – пространственное разделение героев и объединение их фигур одним архитектурным пространством. Архитектурная среда, созданная мастерами Северного Возрождения, индивидуальна и необычна по своим принципам построения, он упорядочена настолько, что образует некое подобие коробки, ограниченное с трех сторон архитектурными конструкциями. В эпоху Возрождения в искусстве возобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека.
СЛАЙД 11
. И вот появилось «окно», через которое художник посмотрел вдаль, и родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке вы узнаете главные, необходимые сведения из области линейной перспективы и сможете так нарисовать городскую улицу, что она будет выглядеть на плоскости реалистично, создадите рисунок большой глубины, А ПАРРАЛЕЛЬНО, ОБОБЩИМ ВАШИ ЗНАНИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ О СПОСОБАХ И МЕТОДАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ НА ПЛОСКОСТЬ, ТИПАХ И ВИДАХ ЛИНИЙ НА ЧЕРТЕЖАХ И РИСУНКАХ.
Изложение нового материала. Что же такое перспектива? Каковы основные правила линейной перспективы? Просмотр слайдов №12, 13, 14
Основные правила линейной и воздушной перспективы:
- Прямые, параллельные линии, на рисунке сходятся в одной точке.
- Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере.
- Чем дальше находятся друг от друга предметы, тем ближе они будут располагаться на рисунке.
- По мере удаления предметов цвет теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет.
- Ближний план – теплый и контрастный, средний – тона мягче, дальний – светлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.
Художественная грамота, лежащая в основе работы художника-реалиста, покоится на трех столпах – анатомии, цветоведении и перспективе.
Чтобы написать свои картины, эти художники изучали законы перспективы.
Перспектива – это учение о том, как передать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства. Наука, изучающая законы линейного построения изображения предметов при разном их удалении от наблюдателя. То есть передавать окружающий мир таким, как мы его видим.
Линейная перспектива – дает возможность, верно, построить кажущиеся очертания предмета при любом его положении.
Давайте, и мы сегодня, изобразим городскую улицу, используя закон линейной перспективы, но вначале проведем физкультминутку:
- Поднимает руки класс, это раз.
- Повернулась голова, это два.
- Руки вниз, вперед смотреть, это три.
- Руки в стороны пошире развернули на четыре.
- С силой их к плечам прижать, это пять.
- Всем спасибо, можно сесть, это шесть.
Постановка практического задания. Выполнение практического задания.
СЛАЙД №15…
Сегодня мы с вами будем создавать композицию улицы по представлению. Для завершения работы используем нестандартные изобразительные техники: коллаж, рисование корректором.
Совместная работа, создание композиции улицы, с проведением параллели к изучаемому по черчению (типы линий, в каких случаях их применяют в рисовании, в черчении, масштабы, их названия и обозначения) подробное обсуждение каждого шага работы, с использованием рабочих тетрадей, составленных учителем, в помощь обучающимся. Проработку деталей композиции дети делают под музыкальное сопровождение из подборок песен о Донецке:
- Располагаем лист горизонтально.
- Работаем простым карандашом (Мягким или твердым? Маркировка. Какие типы линий используем? Какова толщина линий в черчении, а в рисовании?).
- Проводим линию горизонта (высокую)
- Как называются плоскости выше и ниже линии горизонта в рисовании? А в черчении? Какова их связь?.
- Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта (Вспоминаем о видах проецирования, которые использовали на уроках черчения)
- На какой многогранник похожа обобщенная форма здания? (используем элементы аппликации для создания композиции, повторяем плоские геометрические фигуры и многогранники, а так же законы цветоведения, креатива и фантазии).
- Анализируем формы и пропорции в композиции.
- Не забываем про стаффаж и творческий подход к работе.
Завершение урока.
В завершении урока я предлагаю посмотреть работы наших донецких художников урбанистов. Просмотр слайдов картин Юлии Киселевой и Александра Болотова, в музыкальном песенном сопровождении (новые современные песни о Донецке) и стихотворном (Гражданская поэзия Донбасса 2014-2015))
Прием «Беседа»:
- Понравились ли тебе картины Киселевой и Болотова, а песни о Донецке? Чем?
- Как художники в разные времена изображали пространство?
- Назови основные правила построения перспективы?
- Как вы считаете, какими качествами должен обладать будущий инженер, архитектор?
Анализ работ – лучшие показываю всему классу.
Спасибо вам дети за внимание, ваш труд и творчество! Вы – молодцы!
Хочу завершить урок словами: От рождения город мой труженик, а по жизни – вообще молодец, вот поэтому ты нужен нам: сильный духом и гордый Донецк!