Воспитательная - формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.
Методы и методические приемы:
-словесные - изложение материала в виде беседы;
-наглядные - демонстрация наглядного материала при объяснении выполнения практической работы;
-практические - показ приемов выполнения портрета в скульптуре на образце.
Оборудование:
Для учащихся - клеенка, пластилин, стеки, заготовка для каркаса головы:
Для учителя: - то же, репродукции скульптур - портретов, плакат с изображением головы человека, плакат «пропорции лица человека»,проектор,интерактивная доска, презентация.
План урока
Организационный момент-1мин.
Сообщение тема урока-3мин.
Изучение нового материала- 9мин.
Постановка художественной задачи-5мин.
Практическое выполнение задания-25 мин.
Итог урока-2мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1.Приветствие.
Учитель. Чувство прекрасного в мире как бы заложено в «программу» жизни. Оно в человеческой природе, так же как любовь, добро, стремление к справедливости. Это чувство может развиваться, а может быть, и приглушено, деформировано и почти утрачено при неблагоприятных условиях. Это чувство может во многом определять характер действия человека, его отношения к жизни, к самому себе и другим людям. Вот поэтому, в школе есть такой замечательный урок - изобразительное искусство, где вновь и вновь мы можем встретиться с прекрасным, пережить чудесные минуты эстетического наслаждения.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы урока.
Учитель. На предыдущих уроках вы узнали о пропорциях человеческой фигуры и лица, научились рисовать голову человека. Сможете ли вы полученные знания и умения применить при лепке портрета человека? Сегодня на уроке мы это проверим.
Изучение нового материала.
Учитель. Вглядитесь внимательно в портретные скульптурные образы, представленные на классной доске и страницах учебника. Вероятно, вам более знакома монументальная скульптура, то есть памятники, которые поставлены в честь великих людей. В этих торжественных и величественных, иногда скорбных произведениях портретный образ выражен всей постановкой фигуры, ее силуэтом и жестом, размещением в пространстве и соотношением с окружением. Однако есть другой вид скульптуры, когда скульптурное изображение приближено к нам и мы можем заглянуть в лицо, почувствовать характер и жизненную правдивость образа. Это камерная скульптура.
Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Впоследствии скульптурами стали называть и сами произведения этого вида искусства.
Скульптура бывает «круглой» (ее можно обозревать со всех сторон) и рельефной.
Изображая человека в круглой скульптуре, скульптор может ограничиться только маской, то есть только лицом, головой без затылка, может изваять голову или погрудный бюст с плечами. При этом подставке бюста может быть придана самая разнообразная форма. Изображение человека по пояс называется полуфигурой, а изображение во весь рост - статуей. Многофигурная композиция называется скульптурной группой.
Рельеф - это скульптурное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое только с одной стороны. Здесь фигуры могут быть помещены на каком-то изобразительном фоне. Различаются два вида рельефа: когда фигуры выступают из плоскости фона менее чем на половину своего объема, он называется барельефом; когда фигуры выступают более чем на половину, он называется горельефом.
В живописи или графике, изображая человека, художник воспроизводит обстановку, в которой тот находиться. Воздух, пространство, различные окружающие предметы участвуют в формировании создаваемого художником образа. В скульптуре этой возможности художник полностью лишен, здесь все должно быть выражено самой фигурой, ее движением.
В отличие от всех рассмотренных видов изобразительного искусства, когда видимый мир передавался на плоскости, в скульптуре главное выразительное средство - объемная форма. Это и дает возможность при ее создании использовать такие долговечные материалы, как дерево, металл, камень.
Материал играет огромную роль в создании образа. Его особенности и свойства подсказывают художнику возможности выразительного решения.
В изображении, созданном из камня, сама его твердость, сколотость каменных граней обязательно станут существенной характеристикой портрета.
В изображении, созданном из пластилина или глины, красота и выразительность рождаются благодаря пластичности, податливости материала.
IV. Постановка художественной задачи!
Задание. Вам предстоит сделать скульптурный портрет человека. Это может быть персонаж произведения, изучаемого на уроке литературы или придуманный образ. В любом случае будет неинтересно, если все станут лепить одно и то же.
Для выполнения задания потребуется пластилин. Лепить надо на подставке - пластиковой или какой-либо другой дощечке. Хорошо иметь стеки (специальные плоские и неострые ножики для работы с пластилином) и тряпку для вытирания рук. А еще можно использовать небольшую цилиндрическую банку (например, из-под кофе) и смятый в плотный шар лист бумаги, который надо будет втиснуть в горлышко банки. Этот неожиданный для урока предмет послужит каркасом и сильно упростит техническую сторону работы.
Тщательно облепите каркас пластилином так, чтобы получилась общая форма головы. Нижняя часть банки останется в качестве шеи. Найдите соотношение лицевого и черепного объемов, подумайте, какими будут волосы, головной убор. Главный принцип вашей работы - идти от общего к частному и помнить о симметрии. Не бойтесь упрощать форму, не мельчите ее. Упростить - значит не обеднить форму, а лишь подчеркнуть выразительность, опустив малозначительные детали. Ваши пальцы мнут форму, вдавливая и выдавливая из нее необходимые детали, где-то мягкие по очертаниям, а где-то резкие, определенные. Хотя вы наращиваете форму головы прибавлением новых кусков пластилина, следите за цельностью формы, чтобы у вас не получались отдельно прилепленные детали. Не забывайте смотреть на свою работу с разных сторон. Думайте о своем персонаже, мысленно как бы превращаясь в него. Главное - понять меру проработки деталей, чтобы не потерять выразительность образа.
V. Практическое выполнение задания.
При лепке головы перед скульптором стоят те же задачи, что и при лепке других предметов.
Во всех случаях пластический язык скульптуры должен быть подчинен передаче объемно-пространственной характеристике предмета. Поэтому для того чтобы эта характеристика была точной, необходимо изучить строение предмета, определить его главные составляющие части, их взаимосвязь и взаимозависимость.
При лепке головы последовательно решаются задачи:
нахождение расположения частей в пространстве
(движение);
нахождение их относительных размеров (пропорции);
нахождение формы (лепка в собственном смысле слова).
Я рекомендую вам вылепить голову во фронтальном положении, то есть без поворота или другого движения. В процессе лепки обращайте внимание на части, имеющие основное пластическое значение: лоб, затылок, виски и т. п.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения приемов работы;
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
контроль объема и качества выполненной работы.
VI. Итог урока.
1. Выставка портретов из пластилина.
Учитель. Давайте посмотрим на ваши первые скульптурные портреты.
Авторы рассказывают о своих замыслах и их воплощении.
2.Заключительное слово.
Учитель. Несмотря на то, что это первые ваши скульптурные портреты, можно сказать, творческие пробы, хочется отметить, что вы сумели в лучших работах передать характерные особенности внешности литературных героев, соблюсти пропорции человеческой головы. Поэтому портреты получились законченными, выразительными, индивидуальными.
Динамическая пауза:во время занятия.
Домашняя работа: описать внешность и характер полюбившегося литературного героя.