Закрепление знаний, умения и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа обучающегося под руководством педагога;
Подготовительная работа: на предыдущих занятиях обучающиеся рисовали портреты взрослого человека.
Ход занятия:
№
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Время
1
Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята!Проходите, готовьте рабочие места.
Дети проходят в кабинет, готовят рабочие места.
3 мин
2
Теоретический этап.
Педагог задает детям вопрос.
Ребята, какой праздник мы отмечаем в конце июля?
-Правильно.
-Послушайте стихотворение.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Юрий Энтин
-Ребята, о чем это стихотворение?
-Молодцы.
Ребята, посмотрите на доску, здесь размещен образец рисования правильных пропорций лица. Давайте рассмотрим образец. Педагог поэтапно рассказывает рисования портрета.
Практический этап.
(Педагог проводит инструктаж по технике безопасности при работе с материалами. Правила техники безопасности при работе с карандашом и бумагой)
(Приложение 1)
Карандаш вытяните в руке, направляя его в сторону модели(фото). Отметьте расстояние между верхушкой головы и подбородком на бумаге. Ширину отмечаем также. Теперь поставьте все эти величины на бумаге с помощью точек, не забывая о пропорциях, масштабе.
Помните, что ширина головы составляет ¾ высоты. В реальности могут быть отклонения в 1-2 см. Так что, тщательно измерьте высоту и ширину, проверьте их соотношение.
Очертания должны быть лёгкими и нежными, еле заметными. Для этого подойдёт карандаш HB.
Золотое правило портретистов — это так называемый эталон. С него впоследствии лепят уникальный шедевр, то есть лицо.
Он вобрал в себя следующие составляющие:
1.Отрезок ровно посередине между макушкой головы и подбородком обозначает линию глаз.
2.Следующая черта проходит посередке между линией бровей и концом подбородка. Это линия носа.
3.Поделите отрезок между носом и подбородком на три части. Нижняя граница верхней трети и есть место расположения губ. Оно может быть немного выше или ниже, все зависит от особенностей человека.
4.Чтобы найти линию бровей, поделите высоту головы на три с половиной. Половина от трех частей обозначает линию роста волос. Вторая за ней черта — линия бровей. Третья черта — линия носа.
Отметьте особенности человека:
-толщину скулы, впадающие и выпирающие части лица, своего рода рельеф;
-толщину переносицы, основания носа;
-ширину и высоту глаз, их расположение;
-толщину и ширину губ;
-брови, их изгиб, направление, толщину;
-форму подбородка: треугольный, квадратный и т. д.
Поделите ширину головы на пять частей. 2-ая и 4-ая части представляют глаза.
Теперь приступаем к созданию плоскости носа:
-Проведите от уголков внутреннего века вниз линии, параллельные друг другу. Наметьте расположение крыльев носа.
- Постройте трапецию в основании носа, предварительно начертив линии спинки носа. Для этого поставьте карандаш параллельно вертикальной оси и запомните угол между спинкой носа и осью, перенесите на бумагу.
Если поделить высоту головы на 8 частей, то пятая линия вниз от макушки головы составит линию губ.
Верхняя губа должна равняться 1/3 от высоты губ. Ширина губ равна расстоянию между центром зрачков.
Удалите лишние линии, начните добиваться сходства с фото. При этом замеряйте ширину глаз, носа и других частей и сравнивайте их с шириной лица. Рисуйте плавные линии, округлости.
Последний заключительный этап — штриховка.
Штрихуйте с тёмных участков постепенно переходя на самые светлые. В последнюю очередь высветлите, добавьте бликов зрачкам, кончику носа и другим частям.
(Приложение 2)
Физминутка.( Приложение 3)
Обучающиеся выполняют работу самостоятельно, педагог подсказывает, нацеливает, как
сделать лучше, помогает не справляющимся детям.
- День Дружбы.
Ответы детей
Педагог следит за осанкой воспитанников.
Самостоятельная работа детей.
7 мин
30 мин.
3
Итоговый этап.
Наше занятие подошло к концу.
Молодцы ребята, вы все постарались и у вас получились замечательные работы.
- Как называется праздник, к которому мы сегодня готовились?
4. Паранюшкин Р.В.: Техника рисунка. - Ростов на/Д: Феникс, 2006
5. Константинова С.С.: Техники изобразительного искусства. - Ростов на/Д: Феникс, 2004
6. Лушников Б.В.: Рисунок. Портрет. - М.: Владос, 2004
7. «http://www.wikiwand.com/ru/Портрет»
Приложение 1
Правила техники безопасности при работе с бумагой и карандашом.
1.При пользовании бумагой и карандашом на занятии нужно быть максимально внимательным и дисциплинированным. 2. Использовать инструменты только по их прямому назначению, не пользоваться неисправным инструментом.
3. Во время рисования, применять безопасные приемы работы, показанные педагогом. 4. Не держать карандаш в руках без дела, не играть им.
5. Во время рисования не разговаривать.
6.На занятии использовать карандаши, заточенные только с одной стороны.
7.Передавать карандаши не заточенной стороной вперед.
8. После окончания работы убрать карандаши с рабочего места.
Приложение 2.
Правила техники безопасности при работе с материалами.
1. Осторожно обращаться с бумагой, чтобы предотвратить порезы.
2. Не грызть карандаш и ластик.
3. Пользоваться только предоставленными педагогом материалами (точилка, ластик, карандаш, бумага)
Приложение 3.
Физминутка «Про друзей»
Встаньте, дети, встаньте в круг, Я твой друг и ты мой друг Пусть будет шире Дружбы круг. В кругу стоят друзья твои Ты им улыбку подари. Слева друг и справа друг А вместе это Дружбы круг, Другу справа руку пожми, Передай ему тепло твоей руки. Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья За работу нам пора!
Дидактическая игра «Вопрос-ответ». (Про запас)
-Что может разрушить дружбу? (ссора, обман, непонимание, предательство)
-Каким должен быть друг? (умный, добрый, верный, понимающий)