Просмотр содержимого документа
«"Портрет ветерана"»
Тема урока «Портрет ветерана»
Класс: 4.
Тип урока: открытия новых знаний.
Цель урока: формировать умение передачи в рисунках величие духа людей военного поколения, праздника; способствовать развитию эстетического восприятия.
Задачи урока:
Образовательные:
Продолжить знакомить детей с жанром изобразительного искусства – батальный жанр;
Познакомить с репродукциями картин В.Н. Корбаков «Портрет Семена Максимовича Бойченко», «Русский солдат».
Развивающие:
Развивать творческие способности, внимательность и фантазию;
Развивать эмоциональное и эстетическое восприятие окружающего мира, природы и искусства.
Воспитательные:
Воспитывать уважение и любовь к старшему поколению;
Вызывать интерес к событиям прошлого, патриотизм.
Оборудование: доска настенная, технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор; кисти, краски (Гуашь или акварель), банка с водой (Непроливайка), альбом А4.
Учитель (У.): Доброе утро, дорогие ребята! Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку. У вас на столах должны лежать: альбом, гуашь, непроливайка, кисточки.
2. Актуализация знаний
У.: Ребята, давайте начнем наш урок с загадок.
Солнышко слепит, день освещая,
Красные звезды и красное знамя.
Красную дату и солнышко знает:
Это, ребята...
Предполагаемый ответ детей: День Победы, 9 мая.
В войну он был солдатом,
Шёл в атаку с автоматом,
Города освобождал,
Воевал и побеждал.
Предполагаемый ответ детей: Ветеран.
У.: Сегодня мы познакомимся с новым жанром изобразительного искусства. Если мы будем изображать военный, солдатов и ветеранов – это будет батальный жанр. Что такое «Батальный жанр»?
У.: Батальный жанр (от фр. bataille – битва) – жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Главным образом этот жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота. Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни).
Включается песня “Священная война” А. Александрова – В. Лебедева-Кумача.
У всех святое право – Отчизну защищать.
А если и придётся, то жизнь свою отдать.
Во времена любые достоин славы тот,
Кто, как зеницу ока, Отчизну бережет.
Сегодня вспомним с вами защитников Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!
У.: Ребята, чему посвящена эта песня? Какие эмоции вызвала у вас эта песня?
Предполагаемый ответ детей: Эта песня о войне. Я почувствовал
3. Формулирование темы и цели урока
У.: Почему тема сегодняшнего открытого урока названа “Портрет ветерана Великой Отечественной Войны»?
Предполагаемый ответ детей: Скоро праздник 9 мая. День Победы.
У.: Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – особая дата в судьбе целого народа. Смотря на своих бабушек и дедушек, мы часто задумываемся об этом. Какими они были сильными, бесстрашными, шли на врага без страха. А сейчас какими они стали – беззащитными, но такими любимыми. Мы гордимся своими предками!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть!
Она, как сила, нам нужна
4. Изучение нового материала.
На доске представлен портрет В.Н. Корбакова (Рис. 8)
(Рис. 8)
У.: Владимир Николаевич Корбаков. Добровольно уйдя на фронт 19-летним юношей, испытав на себе все трудности войны и военного времени, он с Победой вернулся домой, но уже инвалидом второй группы. А ведь ему было тогда всего 23 года! Тяжелое ранение в правую руку поставило под угрозу всю дальнейшую творческую жизнь Владимира Корбакова, ведь еще с детства он мечтал рисовать, на войне не расставался с мыслью стать художником и принимал самое активное участие в выпуске боевых листков и плакатов, а также в оформлении стендов солдатских клубов и домов офицеров. Видя огромное желание юного матроса к живописи, командование военной Беломорской флотилии Северного флота после окончания войны дало ему направление в Московское художественное училище инвалидов войны, куда Владимир Корбаков и поступил в 1946 году. Так было положено начало творческому пути будущего художника.
Портретная галерея ветеранов войны, созданная Корбаковым, – явление далеко не ординарное, а по сути даже уникальное. Она навсегда запечатлела образы тех людей, которые не щадя своей жизни защищали Родину, своих близких и родных. Они не только победили в той страшной войне. Они подарили нам жизнь. И благодаря портретам В. Н. Корбакова их светлый образ вечно будет жить в памяти всех будущих поколений, являясь примером истинного патриотизма и беззаветного служения Родине.
Репродукции картин К.В. Николаевич «Портрет Семена Максимовича Бойченко» (Рис. 9), К.В. Николаевич «Русский солдат» (Рис.10).
(Рис. 9) (Рис. 10)
У.: Работая практически во всех жанрах изобразительного искусства, художник особое предпочтение отдавал созданию портретов, справедливо считая, что именно по этим картинам наши потомки будут судить о том, как мы жили, что любили, как выглядели.
У.: Портретные серии, созданные художником, многолики и разнообразны. Но отдельную веху в творчестве Владимира Корбакова занимает цикл работ о ветеранах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Входя в плеяду защитников Отечества, художник прекрасно понимал все внутренние переживания людей своего поколения. Поэтому, желая сохранить для потомков образы тех, кто не жалел себя ради свободы будущих поколений, Владимир Корбаков и решил создать портретную галерею участников той войны.
У.: Что мы можем сказать о портретах ветеранов, которые изобразил Владимир Николаевич?
Предполагаемый ответ детей: Гордость, что эти люди пережили такие тяжелое время, устояли и выжили, подарив нам спокойную жизнь.
5. Физкультминутка
У.: Давайте разомнемся перед важной работой.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся).
6. Основная часть
У.: В изобразительном искусстве портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета - мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом). Сходство в портрете - результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды; Однако вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью портрета часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или, по крайней мере, главной темой художественного произведения.
У.: Мы начинаем рисовать наш портрет. Вспомним, как правильно делать набросок. Наша задача - правильно распределить пропорции лица человека, а затем мы будем правильно переносить черты старого человека, с рисунка, который дан вам на доске.
Объяснение пропорций и напоминание о поэтапном построение человеческого лица на доске.
7. Закрепление полученных знаний
У.: Вы можете нарисовать портрет своего дедушки, бабушки, или же нарисовать своего собственного героя-ветерана. Все зависит только от вашей фантазии, вдохновения и кого вы хотите поздравить с праздником.
У.: А теперь приступим к самостоятельной творческой работе.
8. Подведение итогов. Рефлексия
У.: Сейчас каждый ряд выходит и показывает свои работы.
У.: Какие работы отличились оригинальностью? Что вам понравилось на уроке? С какими трудностями столкнулись на уроке? Почувствовали ты вы радость праздника победы? Гордость за тех, кто воевал и победил? Получилось ли у вас передать праздник?