Обучающие: обучать гармоничной заполненности плоскости листа бумаги, найти образ весны, передать праздничное, веселое настроение, которое возникает в связи с приходом весны;
Развивающие: развивать изобразительные навыки, чувство композиции, формы, цвета, творческие способности.
Воспитывающие: художественный вкус, эстетическую отзывчивость, природоохранительные качества.
Время выполнения: 45 мин
Тип урока: комбинированный
Методы:
§ словесные;
§ наглядно-демонстрационные;
§ практические
Оборудование для преподавателя: ТСО – мультимедиа, магнитофон
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План открытого урока по ИЗО " Весна"»
План открытого урока изо
в 3 классе
Изучаемая тема: Тематическое рисование.
Тема урока: Весна
Вид урока: рисование по воображению.
Цель урока: Нарисовать сюжет на весеннюю тему.
Задачи:
Обучающие: обучать гармоничной заполненности плоскости листа бумаги, найти образ весны, передать праздничное, веселое настроение, которое возникает в связи с приходом весны;
Развивающие: развивать изобразительные навыки, чувство композиции, формы, цвета, творческие способности.
Воспитывающие: художественный вкус, эстетическую отзывчивость, природоохранительные качества.
Время выполнения: 45 мин
Тип урока: комбинированный
Методы:
словесные;
наглядно-демонстрационные;
практические
Оборудование для преподавателя: ТСО – мультимедиа, магнитофон
Зрительный ряд:
демонстрационный материал: слайдовая презентация на тему «Времена года – весна», слайды с изображением птиц, цветов, слайды с репродукциями с картин (И. Левитан «Март», « Весна»)
Музыкальный ряд: Антонио Вивальди, «Времена года», концерт №1 Ми мажор RV 269 «La Primavera» («Весна»)(I- Allegro)
Назовите контрастные цвета ( зеленый , красный, желтый фиолетовый)
Правила декоративного натюрморта.
Цветовая гамма, материалы.
Открываем письмо:
Учитель: Собирайтесь скорее В необычный поход. Ждут вас тайны весенние , Вдаль дорожка зовет.
Дети встают
В гости мы к весне шагаем Ноги выше поднимаем. Топают ножки По прямой дорожке. По узенькой дорожке Пойдут тихонько ножки. Друг за дружкой побежали. В гости прибежали.
Преподаватель: Вы наверно уже догадались, что тема нашего урока посвящена весне, но мы не просто поговорим о весне, и определим её характер, попробуем создать образ весны, какой она бывает.
Почувствовали ли вы, ребята, приход весны в музыке, в стихотворении, которые прозвучали?
Чем она отличается от зимы, лета, осени? Назовите приметы весны (предполагаемый ответ: весной ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, появляется зелёная трава, первые цветы, распускаются листочки на деревьях).
РОЛИК
Учитель : Что такое весна?
Это зеленая травка, весенние цветы, желтые одуванчики, проснувшиеся пчелы и бабочки, ласковое солнце и белые облака в пейзажах пробуждающейся природы.
Три весенних месяца от первых лучей марта, обильного снеготаяния апреля, до радостного пробуждения природы мая. За это время природа успевает очиститься от томных снежных оков, земля пропитывается влагой и умывается свежим дождем, а весь животный и растительный мир готовится к периоду роста и цветения.
Преподаватель: Вот мы совершили прогулку по весне, видно, как меняется облик весенней природы от одного месяца к другому.
Многие художники и поэты восхищаются этим удивительным временем года. И благодаря их произведениям мы можем увидеть и почувствовать абсолютно разную весну. Детям предлагается рассмотреть картину Иссаака Левитана «Последний снег», « Весна» Педагог задаёт наводящие вопросы:
Исаак Ильич Левитан был выдающимся русским художником-пейзажистом. Он написал более тысячи картин, и все они посвящены изображению природы. На картине И. И. Левитана "Март" изображена ранняя весна, март. Картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено. Солнечный свет автор передает желтым цветом. Так же он использует голубые, зеленые и белые краски. Весь пейзаж представлен художником в состоянии пробуждения природы. Снег сероватый, потемневший. От тающего снега веет сырой прохладой. Светло-голубое безоблачное небо. На дороге лужи талого снега, из-под снега выступила земля. В доме открытая дверь, ведь уже не нужно беречь тепло. Деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне. Ветки берез тянутся вверх, скворечник еще пустой. На этой картине ощущается присутствие человека. Кажется, что он только что подъехал на санях и вошел в дом, оставив дверь открытой. Эта картина полна движения: переминается лошадка, раскачиваются деревья. В картине много звуков: поют птицы, шумят ветки деревьев, скрипнула дверь, звенит капель. Можно почувствовать запах леса, деревни, свежий воздух.
Какое время года изобразил художник?
Какой именно месяц весны?
Какое чувство вызывает у вас эта картина?
Определить жанр живописи.( ПЕЙЗАЖ)
Пейзаж – общий вид местности, картина изображающая виды природы.
Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.
Дети как вы думаете, а весна наступила на всей планете?
Фрагмент. Смена времен года — вечное и неизменное явление природы. Причина его заключается в движении Земли вокруг Солнца
Земля движется вокруг Солнца, наклон земной оси не изменяется
В холодном темном космосе только одна планета, которая дарит такое чудо как: лето, осень, зима, весна. И эта планета-Земля. Этим чудом не устаешь удивляться, радоваться, любоваться. Какое время года будет на этой части земной поверхности? Значит, если в Северном полушарии - зима, то, в Южном лето.
Смотрим ролик
А как на казахском, английском языке будет весна?
слайд.
Весна
көктем
Spring
Времена года не только изображают художники. Но также великие композиторы показывают нам природу через музыку, весеннее настроение нас создаст мелодия композитора Вивальди - Времена Года (Весна)
Детям предлагаю закрыть глаза.
А теперь откройте глаза и скажите кого цвета весна?
Весной природа одевается в очень нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких тонов: светло-жёлтого, голубого, зелёного, розового. Помним, что через цвет мы передаём настроение и эмоциональное состояние (цветовое)
Переход к практическому заданию.
1 Задание определяем горизонт. Рисуем облака .
Для выбора радостного, светлого колорита нам понадобятся синия и белая пастель. Так как мы будем рисовать без предварительного рисунка, а мелком и заготовленным шаблоном.Небо – легкие горизонтальные мазки.
Учитель: А какой первый цветок у нас распускается весной ?
X. Легенда о подснежнике.
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слезы.
История о подснежнике , рассказ +ролик
Ежегодно 19 апреля во многих странах мира отмечается уже ставший традиционным красивый весенний праздник — День подснежника (The Day of Snowdrop). Свою историю он ведет из Англии, где был учрежден в 1984 году. Вообще в мире, в зависимости от климатической зоны, подснежники зацветают от января до апреля. А поскольку в Великобритании их цветение приходится на середину апреля, то и данный праздник был приурочен к этому периоду — началу весны и теплых солнечных дней, а сегодня стал любим и популярен и в других странах. Стоит сказать, что в Англии подснежники — это очень популярные цветы, а отношение к ним весьма трепетное
В разных странах этот цветок называют по-разному. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой; чехи — снежинкой; немцы — снежным колокольчиком, а мы — подснежником. Русское название, вероятно, произошло благодаря способности этого весеннего растения пробиваться из-под снега и зацветать с первыми теплыми лучами солнца. Интересно, что в каждой местности есть свое название подснежнику — те цветы, которые в данной местности зацветают первыми и называются подснежниками.
Подснежник
Бәйшешек
Snowdrop
В мастерской художника.
Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками. Тогда на девайте шапочки-цветочки на голову. Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись. Физминутка
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись, Улыбнулись, потянулись. Раз – росой они умылись. Два – изящно покружились. Три – нагнулись и присели. И на солнце поглядели.
Встают и протирают глаза. Улыбаются и потягиваются. Умываются. Кружатся. Наклоняются и приседают. Поднимают голову вверх.
Мастерская художника.( делаем подснежник)
Задание № 3 рисуем деревья.
Перед вами иллюстрация с изображением дерево берёзы. Внимательно рассмотрите её.
- Из каких частей состоит дерево? (Ствол, ветки)
- Какая часть дерева толще, а какая тоньше? (внизу ствол толще, а вверху тоньше)
- Обратите внимание, что ствол постепенно сужается к верху, к вершине.
Вершина-это верхняя часть ствола. (читаем слово на доске, закрепляем)
-Ствол какого цвета?
- Чёрные чёрточки полоски называются чечевички, через них берёза дышит. (читаем слово на доске, закрепляем)
- Скажите сейчас, есть у берёзы листья.
- Вот и мы будем рисовать дерево без листьев.
Учитель: Первым делом, простым карандашом нарисуем землю. Затем сделаем легкий набросок дерева – ствол. Сначала провожу одну линию вверх к вершине, постепенно ссужая вверх, затем -другую линию. Вспомогательную линию убираем. Теперь рисуем изогнутые линии веток . Их может быть 5– 6. Первую ветку рисуем с середины ствола, она тянутся вверх и кончик немного опускаются вниз. Затем рисую также вторую ветку, она чуть короче. Третью рисую. Можно видеть, что первая была самая длинная, вторая чуть короче, третья ещё короче и вот таким образом ещё одну и на вершине самая короткая веточка. Теперь мы должны сделать толщину этих веток. Провожу внизу ещё одну линию и постепенно приближаю к первой. Также я сделаю и со следующей веточкой и т.д., чем выше к вершине ветка, тем она всё короче и тоньше. Это надо помнить - внизу ветки толще и длиннее. Когда ветки нарисуем, вспомогательные линии убираем.
- Сейчас рисуем тоненькие ветки, а на них добавим ещё свисающих веточек, они спадают вниз, как косы девичьи. Одна вторая третья и т.д.
- Далее рисуем чечевички. Внизу возле корневой части чечевички более насыщены, гуще, более толще, поднимаясь вверх эти расширяем по всему стволу. Набросок готов!
Рисунок с доски стирается. Учащийся под руководством учителя рассказывает последовательность выполнения рисунка по пооперационной карте.
- Покажите, как расположить лист бумаги, чтобы нарисовать берёзу?
- Какого цвета карандаши нам понадобятся? простой карандаш, чтобы сделать набросок и чёрный карандаш, чтобы прорисовать ветки и чечевички.
Физминутка для пальчиков « Весна»
Задание № 3
Рисунок в технике по мокрому.
( земля, трава, цветы)
Поверхность земли - кое-где вертикальными мазками показать нежную травку из-под снега.
Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка
-Попадали ли вы когда-нибудь под дождь?
-А кто из вас любит дождь?
-Делаем дождь.
Какие первые птицы прилетают в наши края?
Ответы детей –
Игра - шутка
Учитель называет птиц, но если появились не птицы, ученики хлопают в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Комары, кукушки.
V. Итог урока.
Что еще можно изобразить на рисунке?
Дополните свою композицию самостоятельно
Ролик.
V. Просмотр и анализ работ
Преподаватель делает на доске небольшую выставку рисунков и предлагает учащимся выбрать к своему рисунку подходящее прилагательное, которое соответствует состоянию. Преподаватель делает вывод:
Преподаватель: У всех получились очень красивые рисунки, у кого-то весна тихая, спокойная, у кого-то поющая, у кого-то цветущая, с нежными пастельными оттенками цветового решения, у всех весна разная, тем не менее вам удалось передать настроение весны через цвет, а значит вы смогли ответить на мой вопрос
VI. Итог урока
Преподаватель: Что нового и полезного вы узнали на уроке? (предполагаемый ответ: на уроке узнали произведения музыкантов, поэтов и художников, создавших образ весны при помощи различных средств, узнали их имена, побывали в мастерской художника, сами попробовали использовать композиционные средства, при помощи правил и приёмов создали весенний сюжет и передали цветовое настроение весны).
Домашнее задание Понаблюдайте за изменениями природы в течении недели: за деревьями, за появлением первой весенней травы на проталинах, за поведением птиц, прислушайтесь к удивительному миру природы.
Молодцы, ребята, вы постарались. А весна передала мне для вас свои волшебные весенние цветы, а цветы не простые, они с сюрпризом. ( детям раздаются цветы, на обратной стороне –«5»
-Занятие окончено. Большое спасибо!
Поздравление с днем весны , дети дарят подснежники.
1.-Это слово можно перевести как « застывающая природа». Овощи , фрукты, цветы, посуда-всё это можно назвать ….( натюрморт)
-Назовите основные цвета ?( красный, желтый и синий)
Назовите контрастные цвета ( зеленый - красный, желтый -фиолетовый)
2.
В гости мы к весне шагаем Ноги выше поднимаем. Топают ножки По прямой дорожке. По узенькой дорожке Пойдут тихонько ножки. Друг за дружкой побежали. В гости прибежали.
Идут маршевым шагом.
Идут топающим шагом.
Идут на носках.
Бегут на носочках.
Вот подснежники проснулись, Улыбнулись, потянулись. Раз – росой они умылись. Два – изящно покружились. Три – нагнулись и присели. И на солнце поглядели.
Встают и протирают глаза. Улыбаются и потягиваются. Умываются. Кружатся. Наклоняются и приседают. Поднимают голову вверх.
Декоративный натюрморт :
цветовая гамма –несколько красок.
Предметы реалистичные
Предметы упрощенные по цвету и форме.
Материалы для декоративного натюрморта: ткани , фольга, бумага, перья, стекла , монеты, бусинки.