Урок родного языка. (Республика Марий Эл) на марийском языке в рамках ФГОС.
Урок марийского языка в 5 «Г» классе по теме «Шошо» («Весна»).
Черных Ирина Евгеньевна
Учитель марийского языка
ГБОУ СОШ № 19 г. Йошкар-Олы.
Тема: Шошо
5-шеклассыште «Шошо» блок гыч3-шо урок. (3 урок из блока «Весна» в 5 классе)
Цели:
Образовательные:
- способствование формирования у учащихся лексико-грамматических навыков и умений;
- формировать умение диалогической речи.
Воспитывающие:- воспитывать любовь к родному языку, уважительное отношение к старшим
- воспитывать умение работать в парах;
- воспитывать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям друг друга;
- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес и активность учащихся;
- развивать навыки устной речи и фонематический слух;
- развивать мышление, память, внимание
Задачи:
- повторение ранее пройденного грамматического материала;
- развитие языковой догадки.
- формирование лексических единиц по теме "Весна"
Оборудование урока: компьютер, аудиозапись, проектор, экран, листы для записей, разрезные карточки с заданиями,
трафареты цветов (четырехлистников), цветные карандаши (красные, зеленые, желтые).
Применяемые технологии:
-здоровьесберегающего обучения;
-личностно-ориентированного обучения.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1. Мотивация.
Салам лийже, йоча-влак. Угычын тендам марий йылме урокышто ужаш мыланем куан.Могай кумылда? Могай таче игече сай, туге вет? Могай игече?
(Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть снова на уроке марийского языка.Как у вас дела? Прекрасная погода, не так ли?
Шинчына. (Садимся)
Салам лийже. Здравствуйте.
Сай кумыл.
Кечан
Мардежан
Йушто
Юалге
Леве
(дети реагируют)
Личностные:
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
Развитие учебного сотрудничества с учителем.
2. Фонетическая зарядка.
Первым делом давайте мы с вами вспомним наших друзей, с которыми подружились еще в сентябре – звуки у, о, н
Запись на доске:
Удыр, турво, уяча
Мор, порт, орш, да когорчен
Меран,понго да йыран
Мый марла кутрен моштем
Дети повторяют звуки и слова с этими звуками.
Регулятивные:
Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Актуализация знаний.
1. Звучит стихотворение о весне под музыку.
Лиеш игече кажне кечын
Шокшо, шокшо
Толеш уремыш да кудывечыш
Шошо, шошо.
И.Антонов
Йоча-влак, айста ондак колыштына, вара пырля ойлена.
Дети, давайте сначала послушаем, а затем повторим вместе.
Мо нерген ты почеламут? Ребята, о чем это стихотворение?
Постановка учебной задачи: «Для чего мы прочитали это стихотворение?»,
-Учитель: «Весна на марийском языке:как мы уже знаем - Шошо. А кто любит весну?»
Тема нашего урока.(на доске появляется: Шошо. Шошо пайрем-влак.
- Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?
Цель урока: доказать, почему мы любим весну; что нас радует весной.
Планирование: (на доске записывается план урок)
План урока:
- Природа весной.
- Весенние праздники.
- Итог.
- Что нам надо сделать на уроке для того, чтобы реализовать намеченный план? (описать весну; назвать праздники, и как их отмечают)
-А оценку нашей работы мы выразим через составление весеннего букета, цвет которого покажет нам общий результат.
Дети повторяют стихотворение вслед за записью.
Переводят стихотворение(в помощь появляются слайды к каждому проявлению весны).
ребята отвечают: «Мы будем говорить о весне.»
Дети отвечают.
Познавательные:
Формирование умения использовать в учебной деятельности аудио средства.
Регулятивные:
Формирование способности принимать учебную цель и задачу.
Коммуникативные:
Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
4. Основная часть урока
1.Описание весны (по упражнению на с.89).
Раздаточный материал - текст о весне
Читает один ученик. Перевод текста.
Используются карточки – подсказки с новыми словами.
2.Ребята, эти новые слова используются и в стихотворениях, которые вы подготовили к сегодняшнему уроку. Давайте послушаем.
-Контроль домашнего задания.
Молодцы, мальчики и девочки. Вы услышали наши новые слова в этих произведениях?
3.Давайте теперь попробуем составить словосочетания. В тетрадях вы пишете образовавшиеся совосочетания, а потом мы послушаем, что у вас получилось.
Вставить пропущенные слова (слайд).
4.Составить предложения из предложенных словосочетаний (работа по группам, раздаются разрезные карточки). Если группа готова, поднимают руки. У кого возникают трудности, запрашивают помощь.
-Составление картины о весне (появляются слайд за слайдом, картинки отражающие суть составленных фраз, и представитель группы, которой достались это проявления природы, зачитывает получившееся выражение).
- Ребята, как вы считаете, нам удалось, описать весну, выполнить этот пункт плана нашего урока? – А теперь попрошу вас закрасить лепесток под № 1. Если вы легко справились с заданием, закрасьте красным; были небольшие затруднения-зеленым, оень трудно-желтым.
Дети выполняют задание.
Дети записывают новые слова, которые использовали, с доски.
(
стихи наизусть о весне на марийском язык по очереди, индивидуально)
Дети реагируют.
Дети пишут, затем зачитывают.(индивидуальный опрос)
(Отвечают устно).
Коммуникативные:
Формировать умение работать группой.
Регулятивные:
Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
5. Физминутка
Повторение ранее изученного.
5. Мамин праздник.
-Ребята, какие весенние праздники любите вы? (слайд).
Как вы думаете, чей это праздник?
Конечно же, мамин, бабушкин, сестры и сестренки. Как будет по марийски мама, бабушка, сестра.
-Вы все писали сочинение о своих мамах. Давайте послушаем некоторые из них.
- Ребята, а теперь попрошу вас закрасить лепесток под № 2. Если вам задание показалось нетрудным, закрасьте красным; были небольшие затруднения-зеленым, очень трудно-желтым.
Дети встают и выполняют действия.
Дети реагируют, поднимают руку и отвечают.
Кова
Ава
Шужар
Ака
Личностные:
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
Формирование умения оценивать действия других с целью обнаружения отклонений и отличий
Коммуникативные:Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков
Конец урока. Рефлексия.
1. Возвращение к цели урока.
-Что делали для достижения поставленной цели?
-Как вы думаете, справились с задачами? Что нам удалось?
-Ребята, а теперь попрошу вас закрасить лепесток под № 3. Если вам все стало понятным, закрасьте красным; если остались небольшие затруднения-зеленым; многое осталось непонятным-желтым.
Регулятивные:
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.