Цель занятия: Углубить знания о русском народном художественном промысле Полховский Майдан.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения и развития промысла Полхов-Майдан, с традиционными элементами и приемами росписи токарных изделий.
2. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи, путём «наложения» цвета (жёлтый, синий, алый, малиновый) Закрепить материал из раздела цветоведение.
3. Умение выделять характерные особенности росписи Полхова-Майдана
4. Развивать мышление учащихся, продолжить учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений отбирать материал по заданной теме.
Создавать изделия в традициях промысла: ориентируясь на образцы, наглядные пособия.
6. Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.
Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.
Формирование УУД:
Личностные действия:
*формировать эстетических потребностей, ценностей и чувств;
*формирование мотивации к учению;
*развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Регулятивные действия:
*организовывать своё рабочее место;
*формулировать и удерживать учебную проблему;
*работать по плану;
*осуществлять контроль и взаимоконтроль результатов деятельности (сличение способа действий и его результата с заданным эталоном)
Познавательные действия:
*проводить сравнение, классификацию;
*применять полученную информацию на практике;
*делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные действия:
*работать в паре, группе и вырабатывать совместные решения при работе;
*формулировать собственное мнение, участвовать в диалоге;
*слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы учителя.
В начале занятия организуется «ярмарка» различных расписных изделий народных художественных промыслов: Хохлома, Городец, Гжель, и новых изделий из Полхова Майдана. Класс делится на группы для проведения дидактической игры: «Узнай и назови», где каждая группа учащихся отбирает только один вид промысла. Распределив изделия «изделия» на известные им народные художественные промыслы, выявляя при этом новый не знакомый промысел, который им не знаком. На основе этого дети сами определяют цель и задачи урока, свою деятельность.
В презентации «Сказочная роспись Полховского Майдана» учащиеся
знакомятся с истоками и традициями росписи.
Затем выполняется практическая работа. Учащийся выбирает сам трафарет посуды или игрушки, выполняет роспись узоров на «изделии» в традициях Полховского Майдана. При этом каждый ученик применяет новые знания о промысле, совершенствуют свои навыки и умения.
В завершении практической работы проводится повторный контроль знаний, обсуждение творческих работ учащихся, заполняется индивидуально лист успешности, проводится рефлексия и «ярмарка» расписных изделий в традициях Полхова Майдана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель занятия: Углубить знания о русском народном художественном промысле Полховский Майдан.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения и развития промысла Полхов-Майдан, с традиционными элементами и приемами росписи токарных изделий.
Формировать технические умения и навыки кистевой росписи, путём «наложения» цвета (жёлтый, синий, алый, малиновый) Закрепить материал из раздела цветоведение.
Умение выделять характерные особенности росписи Полхова-Майдана
Развивать мышление учащихся , продолжить учить детей делать выводы , обобщения , сопоставления на основе наблюдений отбирать материал по заданной теме.
Создавать изделия в традициях промысла: ориентируясь на образцы, наглядные пособия.
Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.
Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.
Формирование УУД:
Личностные действия:
*формировать эстетических потребностей, ценностей и чувств;
*формирование мотивации к учению;
*развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Регулятивные действия:
*организовывать своё рабочее место;
*формулировать и удерживать учебную проблему;
*работать по плану;
*осуществлять контроль и взаимоконтроль результатов деятельности (сличение способа действий и его результата с заданным эталоном)
Познавательные действия:
*проводить сравнение, классификацию;
*применять полученную информацию на практике;
*делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные действия:
*работать в паре и вырабатывать совместные решения при работе;
*формулировать собственное мнение, участвовать в диалоге;
*слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы учителя.
Включение нового знания в систему знаний и повторение (2 минуты)
Рефлексия. Подведение итогов занятия. (1 минута)
Содержание занятия
«Уровень культуры эпохи, как и отдельного
человека, определяется отношением к прошлому»
А.С. Пушкин.
Организационный момент.
Закрепление изученного.
- Посмотрите, сколько различной посуды я приготовила для нашего урока. Попробуйте распределить её на группы по известным вам характерным признакам.
- По какому признаку вы распределили посуду?
-Когда – то, давным – давно, наши деды и прадеды хлебали щи такими деревянными ложками, самовары ставили на красивые подносы. В наше время все изменилось. Этими предметами уже почти не пользуются люди, но их красота продолжает радовать нас, В каждом доме есть предметы народного промысла. Они создают уют, тепло, поднимают настроение.
- Что такое народно художественные промыслы?
Откроем словарь С.И.Ожегова и прочитаем: « Художественный промысел – изготовление народных художественных изделий».
Дидактическая игра: «Узнай и назови»
Сейчас я предлагаю вам поиграть, а заодно проверить свои знания. Посмотрите на нашу «ярмарку изделий» народных художественных промыслов и сложите их, объединив в группы известных вам промыслов.
Выбор делает группа учащихся с каждого ряда.
1 группа
Как называется ваша роспись? (Хохлома)
- Чем прославилось старинное село Хохлома? ( Деревянной посудой.)
- Какими красками пользуются художники из Хохломы? (Черной, красной, золотой.)
2 группа
Как вы считаете, к какому худ-му промыслу принадлежат ваши работы? (Гжель.)
- Почему так назвали? (по названию речки Гжелки)
- Что изготавливают в Гжели? ( Фарфоровую посуду.)
- В чем особенности гжельского фарфора? ( Роспись идет только синей краской.)
3 группа
– В каком селе изготавливают предметы с такой красивой росписью? ( Городец.)
- Что изготавливают в Городце? ( Деревянную утварь, игрушки, детскую мебель.)
-Когда вы составляли эти группы известных вам изделий художественных промыслов , у вас оказались лишние изделия.
- Давайте объединимся оставшиеся изделия в одну группу
- К какому народному художественному промыслу можем отнести декоративную роспись этих изделий?
- Почему? Докажи.
- А вы хотите узнать, к какому художественному промыслу относится это изделие?
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на нашем уроке? (Ответы детей.)
- Вы все правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с неизвестным нам пока промыслом, который называется Полхов – Майданская роспись – это и будет тема нашего урока.
(Открывается доска, на которой записана тема урока: «Цветочные узоры Полховского – Майдана».
Постановка цели и учебной задачи. Мотивация творческой деятельности учащихся.
Цель: Углубить знания о русском народном художественном промысле Полхов-Майдан.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения и развития промысла Полховского-Майдана, с традиционными элементами и приемами росписи токарных изделий.
Формировать технические умения и навыки кистевой росписи, путём «наложения» цвета (жёлтый, синий, алый, малиновый) Закрепить материал из раздела цветоведение.
Умение выделять характерные особенности росписи Полхова-Майдана
Развивать мышление учащихся, продолжить учить детей делать выводы , обобщения , сопоставления на основе наблюдений отбирать материал по заданной теме.
Создавать изделия в традициях промысла: ориентируясь на образцы, наглядные пособия.
Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.
Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.
Актуализация знаний
- Ребята, вы любите путешествовать? (презентация)
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по родной стране.
А отправимся мы с вами в край, где делают знаменитые игрушки –тарарушки, сувениры и посуду с яркой затейливой росписью в село Полховский Майдан, деревню Крутец и поселок Вознесенское на юг Нижегородской области.
Здесь находится один из самых известных центров росписи по дереву – Полховский –Майдан.
История промысла: Село Полхов Майдан – лесная, удаленная от железных дорог местность. Замечено, что деревни, в которых процветают ремесла, располагаются поблизости от монастырей. Майдан тоже находится неподалеку от Дивеева монастыря Раньше это были центры не только духовной жизни: у монастырей были деньги, от них шли заказы на те же деревянные ложки и посуду. Крепостные крестьяне, сбегавшие от хозяев, селились вблизи 2-х монастырей и под их защитой – этим можно объяснить и не совсем русское название села и дух местного населения.
Полховский Майдан – это название села. “Майдан” очень старинное село, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.
С середины 19 в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая продавалась на ярмарках.
С начала 1920-х гг. Полхов Майданскую посуду начали покрывать выжженным контурным рисунком. Ремесло быстро развивалось. Вскоре выжигание стали раскрашивать яркими, пестрыми масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Мужчины обычно занимались изготовлением токарных изделий, называемых «бельем», а женщины выполняли роспись. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более дешевой и простой в исполнении наводкой тушью.
В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря»
В это же время определяются основные приемы местной росписи:
«Цветы с наводкой» - цветочная роспись, очерченная чётким чёрным контуром.
«Цветы без наводки»- рисунок, который выписывается по фону без линейного контура.
В 1960 г. артель преобразуется в Полхов Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением похожих расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера вносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки более округлые, а в росписи посуды чаще появляются сюжеты.
В 1972г. в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение «Полхов Майданская роспись», где работают художники, прошедшие специальное обучение. Но, несмотря на это, и по сей день процветает семейное производство.
Работы мастеров-кустарей были расписаны более интересным рисунком и чаще применялись в быту по назначению.
Изделия, производимые объединением, чаще были сувенирами, т.к. рисунок был более однообразным.
С начала 1980-х гг. начали выполнять цветочную роспись по обожженному паяльной лампой фону. В новых сюжетах и темах часто отображались современные события.
В наше время этот уникальный промысел продолжает развиваться.
Ассортимент токарных изделий этого промысла разнообразен:
Игрушки, так называемые – тарарушки: погремушки, птички-свистульки, каталки на палочке с птичками и лошадками, грибочки, копилки, пасхальные яйца, матрешки, пистолеты-хлопушки. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре.
Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полховского Майдана. Как ярко расписаны игрушки, они сразу же привлекают к себе внимание сочностью цвета, жизнелюбием, радостной праздничной красотой. Веселое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов Майдана радует своей сочной орнаментальной росписью.
В росписи на одной веточке здесь растут цветы, ягодки и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы.
Излюбленные мотивы Полхов Майданской росписи:
Растительный орнамент – «травки», веточки с румяными яблочками, клубника с чередующимися зелеными и синими листьями
Чаще всего используется мотив «розы», который для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками.
Популярны изображения пятилистников: бутоны и цветы шиповника, мака, васильки, колокольчики.
Широко распространены и фигурные композиции «пестрение» - они состоят из прямых и зигзагообразных линий, завитков, сцепленных в один ряд, точек. Иногда в фигурную роспись включают условные изображения листиков, ягод и цветов. Такую роспись обычно применяют при изготовлении посуды.
В росписи применяют чистые яркие краски, например, желтую, алую, малиновую (до розовых оттенков), синюю, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета.
Стиль полхов майданской росписи - контрастный по цвету, хорошо выражает идею пышного и яркого изобилия цветов, плодов и красочности мира.
Для этих изделий характерны строгие, простые, округлые формы предметов. Гладкую поверхность изделий грунтуют крахмалом. Затем на сухое изделие наносится пером контур росписи при помощи туши. Черная линия контура эффектно сочетается с светлым фоном дерева и цветовым пятном росписи, положенным то плотным мазком, то полупрозрачным расплывом. Роспись располагают так, чтобы подчеркнуть криволинейную поверхность предмета. После высыхания поверхность изделия покрывают лаком.
Последовательности выполнения росписи
Выбрать интересный растительный мотив росписи, составить из него узор и разместите его на плоскости изделия.
Узор в цвете будем выполнять в определённом порядке. Работать будете тремя кистями:№1, 3, 5.
А – Сначала будем работать желтым цветом и распишем крупные элементы узора кистью № 5 – цветы пятилистники, «розы. Рисовать элементы будем желтым цветом цветом везде, где он повторяется
( кроме мест, где будет синий и фиолетовый цвета)
Б - Затем расписываем желтым цветом более мелкие элементы – бутончики, яблочки, листики, сразу расписываем кистью № 3 одинаковые элементы везде, где они повторяются.
В- теперь будем работать красным цветом и распишем мазками крупные элементы узора кистью № 5 – цветы пятилистники, «розы. Рисовать элементы будем красным цветом везде, где он повторяется
( кроме мест, где будет синий и фиолетовый цвета)
Г - Затем расписываем красным цветом более мелкие элементы –
бутончики, яблочки, листики, сразу расписываем кистью № 3 одинаковые элементы везде, где они повторяются.
Д – Затем расписываем кистью № 3 синей или темно зеленой краской листочки.
Е– Завершаем роспись фиолетовым цветом, если он есть.
И в завершении берем тоненькую кисть №1 и черный цвет (черный фломастер), и выполняем «наводку», и мелкие элементы (точечки, завиточки, штрихи, крестики, спиральки, прожилки, волнистые линии). Также сразу везде, где они повторяются.
Роспись готова!
5. Первичное усвоение новых знаний, проверка понимания.(3- минуты)
- А сейчас мы попробуем применить наши новые знания на практике и распишем «посуду» по традициям Полховского Майдана.
У вас на партах лежат заготовки для росписи будущей посуды .
Рассмотрите образцы росписи.
- Из каких элементов состоит роспись? (ответы детей)
Выполните эскиз декоративной росписи своего сосуда растительным узором.
Самоанализ и самоконтроль. Ответственность, аккуратность, творчество. (Звучит тихая народная музыка).
Включение нового знания в систему знаний и повторение (2 минуты)
Мы с вами достаточно погостили в Полховском Майдане. Пора в обратный путь. Но из поездок не возвращаются с пустыми руками. Вы тоже приобрели здесь сувениры – яркую, нарядную посуду, выполненную своими руками. Давайте полюбуемся на ваше мастерство, устроив экспресс-выставку.
- Экспрес выставка детских работ
- А сейчас давайте подумаем, что нового мы узнали на уроке?