Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна ее природа. И на суше, и на воде, и под водой — всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года. Вот как об этом рассказал писатель Георгий Алексеевич Скребицкий. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают сказку и демонстрируют репродукции картин русских художников-пейзажистов. 1 - й ученик. Сошлись как-то вместе четыре волшебника живописи: Зима, Весна, Лето, Осень; сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга и поля, а в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима, и земля покрылась пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Чудесная получилась картина! (А. А. Пластов «Первый снег», К.Ф. Юон «Зима», «Русская зима»,И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», Ф. Фелонов «У берега Катуни», П. Джура «Лесная сказка», А. Шишкин «Ностальгия» 2- й ученик. Но вот пришла Весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать. Зеленой краской чуть-чуть тронула лес — и сразу он повеселел, Полянки запестрели от первых цветов. А сколько появилось птиц в лесу и на полях! (А. К Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Левитан «Март» И. И Шишкин «Апрель», И.С. Остроухов «Ранняя весна», А.А. Рылов «Весна в Финляндии», И.Э. Грабарь «Мартовский снег», А. Югаткин «Весна на Оби»), З - й ученик. Приступило к работе жаркое Лето. «Пусть в моей картине все будет спелым, созревшим», — решило оно. Весь лес расписало Лето сочной зеленью. На деревьях в фруктовом саду развесило яблоки и груши, под кустиками ягоды разбросало, заглянуло на луга и затеяло там веселый сенокос. - Смотрит Красное Солнышко — и не может налюбоваться картиной Лета. (А. А. Пластов «Летом», В. Васин «Июнь в горах», «Папоротник», Г. Гуркин «Пруд в саду художника»), 4 - й ученик. Настала очередь Осени рисовать. для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Березы и клеим покрыла Осень лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А могучий дуб-богатырь одела в медную кованную броню. (И. И. Шишкин «Осень», И.И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день», И.С. Остроухов «Золотая осень», А.А. Рылов «Осень на реке»,В.Д. Поленов «Золотая осень», М. Буткевич «Осенняя река Катунь», А. Шильдер «Овраг», С. Прохоров «Холодная вода»,В. Зотеев «Осенние сумерки», С. Кашкаров «Медвежий ручей»,) Каждое время года имеет свой характер и свое настроение. Вы просмотрели произведения художников и народных мастеров. Они запечатлели в своих работах красоту родной природы. Назовите произведения известных русских художников пейзажистов. Какие чувства пробуждают в вас эти картины? (Ответы учащихся.) У каждого времени года Особенный запах и цвет. Но так совершенна природа, Что в целом ее краше нет. О. Рязанова Какова цветовая палитра представленных картин? Назовите произведения со сближенной или контрастной гаммой. 2. Музыка и художественное слово о временах года. 1) Дидактическая игра «Музыкальные загадки». Учащиеся слушают музыкальные фрагменты из произведения П. И. Чайковского «Времена года» и определяют, о каком времени года рассказывает композитор в каждом отрывке. 2) беседа по вопросам: — Какое настроение передает этот музыкальный фрагмент? — Какие средства выразительности помогли вам определить название музыкального фрагмента? — К какому художественному произведению можно отнести прослушанный музыкальный отрывок? — Какие средства выразительности использовал художник для передачи настроения природы каждого времени года? З) Художественное слово о временах года. Чтение стихотворений А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Некрасова и других поэтов, с которыми дети уже знакомы. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою. Неподвижною, немою. Чудной жизнью он блестит. И стоит он околдован, - Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь окутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Ф. Тютчев Вот и лето подоспело – Земляника покраснела; Повернется к солнцу боком - Вся нальется алым соком. В поле - красная гвоздика, Красный клевер... Погляди-ка: И лесной шиповник летом Весь осыпан красным цветом... Видно, люди не напрасно Называют лето красным! М. Ивенсен Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный - Все вторит весело громам. Ф. Тютчев Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-желтая листва. Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок. И, хвостом мелькая, белка Легкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней, Бережет густую тень. Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень. А. Твардовский - Какие чувства объединяют эти стихотворения? Учащиеся. Гордость за нашу Родину, восхищение красотой русской природы, любовь к родному краю. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Я вышел в сад осенний сад (Ходьба на месте) На ветках яблоки висят Качает ветер ветки (Фонарики и взмахи руками) Я в руки яблоки беру— Веселые, как лето... (Потянулись вверх на носочках.) Закаты на одном боку, А на другом — рассветы (Наклоны туловища вправо — влево) 3. Знакомство с картиной И. И. Шишкина «Перед грозой». 1) Анализ цветовой гаммы полотна. Дети рассматривают репродукцию картины, название не сообщается. - Какими красками написано полотно? Что оно изображает? Ученики. На переднем плане - светлыми, на заднем - темными. Собирается гроза, но еще светит солнце. - Представьте, что вы оказались на тропинке, изображенной на полотне, какое бы состояние вы испытали и почему? - Тревогу, страх. Скоро начнется гроза. Все замерло... Как вы определили, что надвигается гроза? Ученики. Это передают краски. - Какими оттенками переданы тревога, неспокойное состояние? Ученики. На полотне светлые и темные краски, а контрастное сочетание всегда неспокойно. - Вы правы, с помощью красок мы ощущаем напряжение, но в картине это состояние передано не только красками, но и расположением предметов. Расположение изображенных объектов называется композицией. Кто заметил в композиции предмет, дополнительно создающий ощущение напряжения? Ученики. Это дерево, стоящее справа. Если его закроем на репродукции, то перед нами возникнет только равнина, что создавало бы ощущение спокойствия. Дерево нарушает покой, вносит в картину ощущение порывов ветра, терзающих его крону. - Перед нами картина, изображающая наступление грозы. Какое название может быть у этого полотна? (Дети дают несколько названий, затем сравнивают их с авторским.) -Вы сказали о том, что наступление грозы пугает человека. Зачем же И. Шишкин изобразил это состояние природы? Ученики. Художник увидел в нем красоту и решил передать ее зрителям. -Как вы считаете, красиво ли это состояние природы? (Дети высказывают различные мнения.) И. Шишкин написал свое произведение в XIX в. Каждый художник в картинах старался выразить свое отношение к Родине. Все это делали по-разному. И. Шишкин писал русские пейзажи. Он показывал, как красива наша природа в любое время года. Смотришь на его картины и понимаешь, что невозможно не любить Русь, невозможно не любить эти леса, поля и равнины. Так художник выразил свое отношение к своей стране. Расскажите, как он к ней относился. Ученики. Очень любил, восхищался ее красотой. 2) Обращение к традициям и обрядам. - На картине изображено состояние природы перед грозой. Давайте вспомним, как люди в древности относились к этому явлению природы. Почему они боялись грозы? По христианским традициям грозу воспринимали как кару Божью, поэтому всегда крестились при ее наступлении. Но, несмотря на страх перед грозой, люди радовались. Наступление грозы они связывали с появлением дождя, который поливал их посевы и давал возможность им расти. В заключение дети еще раз высказывают свое отношение к полотну, говорят о чувствах, которые оно вызывает. |