Просмотр содержимого документа
«ПК Пастель МЗ Волшебный карандаш 1го»
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
(МБУ ДО "ДДТ")
ПК Пастель
по программе Волшебный карандаш 1го
Автор:
педагог дополнительного образования
Шалимова Наталья Александровна
Схема (нужное отметить V)
Тип занятия: традиционные
получения новых знаний (на этих занятиях происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление. Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта)
закрепления знаний и формирования ЗУН (предназначено для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний. Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина)
обобщение и систематизация - полученных знаний (обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе. Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины)
контроля ЗУН и коррекции знаний (предназначено для определения качества ЗУН по теме, выявление уровня освоенности темы. Виды: зачеты, тесты, опросы)
комбинированное занятие (предназначено для выработки умения самостоятельно применять новые знания на практике. Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс)
нетрадиционные
творческая мастерская (это новый тип занятия, основанный на доверительных отношениях педагога и учащегося, в процессе которого создается продукт (творческая работа, проект, исследование, иллюстрация к произведению, видеоролик и тд. Работа в мастерских особенна тем, что организуется групповая деятельность учащихся при участии педагога-модератора)
интегрированное занятие (проводится одновременно по двум предметам двумя педагогами, например, вокал и ИЗО-ДПИ. Занятие демонстрирует непосредственную связь изучаемых дисциплин)
занятие-суд (предполагает слушание дела в импровизированной судебной инстанции. Такой тип занятия позволяет реализовать интерактивность - погружение учащегося в конкретную роль, организация его взаимодействия с другими субъектами процесса)
театрализованное представление или занятие-концерт (учащиеся принимают участие в творческом вечере, инсценировке, литературных чтениях)
занятие игра. (наиболее подходящий вариант для повторения и систематизации знаний. Может быть проведен в формате популярных телевизионных передач)
встреча с интересным человеком (занятие, на которое приглашается гость (специалист в какой-либо области или человек, переживший значимые события: художник, сотрудник правоохранительных органов, МЧС, ученый, писатель, ветеран, путешественник, носитель иностранного языка и т.д.).
диспут (занятие проходит в форме обсуждения важной проблемы с использованием как групповой, так и индивидуальной работы. Актуален в детей старшего возраста)
защита творческих работ (конференция) (в свете требований ФГОС каждый обучающийся обязан уметь самостоятельно готовить и защищать проекты)
занятие-путешествие (необычная форма, подключающая воображение учащихся. Позволяет разнообразить традиционные занятия и повысить интерес к ИЗО и ДПИ)
Формы организации познавательной деятельности
индивидуальная (каждый ребенок получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и возможностями. Индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач)
фронтальная (педагог ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися - рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает детей в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися. Все, что необходимо знать и уметь каждому учащемуся, показывается педагогом одновременно для всех)
групповая (группа делится на подгруппы для решения конкретных учебных задач; каждая подгруппа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера подгруппы или педагога)
коллективная (это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других. Сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех)
Методы обучения: по источнику знаний
словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия, диспут и др.)
наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.)
практические методы (опыты, упражнения, учебно-производственный труд и др.)
по уровню познавательной активности
проблемный (педагог сам ставит задачу, передавая учащимся ее конкретную формулировку, и сам же ее решает, демонстрируя ход рассуждения. Учащиеся наблюдают, осмысливают и запоминают, получая в итоге пример научного размышления)
репродуктивный (в основе репродуктивного метода лежит объяснение педагогом нового материала)
частично-поисковый (учащиеся не всегда справляются с самостоятельным поиском решений поставленной задачи от начала и до конца, и педагогу необходимо направлять их. В некоторых ситуациях часть знаний подается педагогом в готовом виде, а часть ученики получают в самостоятельных действиях, находя ответы на поставленные вопросы. Одним из вариантов частично-поискового метода является эвристическая (открывающая) беседа)
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивные). (педагог преподносит готовую информацию учащимся, которые осознают и стараются зафиксировать её в памяти)
исследовательский (под исследовательским методом понимают усвоение учащимися знаний с использованием их творческого мышления)
При этом используются следующие педагогические технологии:
информационные
развивающие
проблемное обучение
коммуникативные
исследовательские
личностно-ориентированная
здоровьесберегающая
модульного обучение
дифференцированное обучение
проектное обучение
разноуровневое обучение
дистанционное обучение
интерактивные обучение
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие
речевое развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
Цель занятия: Научить детей основам рисования пастелью, развивать навыки смешивания цветов и создания текстур, а также стимулировать воображение через игровые элементы и творческие эксперименты.
Задачи:
Обучающая: Познакомить детей с особенностями работы пастелью, обучить техникам растушёвки, наложения слоёв и смешивания цветов.
Развивающая: Развивать чувство цвета, композиции и техники работы с пастелью, навыки создания текстур и цветовых переходов.
Воспитательная: Воспитывать аккуратность и бережное отношение к художественным материалам, формировать интерес к творческому эксперименту.
Техника безопасности (ТБ):
Объяснить, что пастель легко размазывается, поэтому следует аккуратно работать, избегая касания рисунка руками.
Использовать салфетки или влажные салфетки для очищения рук, чтобы избежать переноса пастели на одежду и лицо.
Рекомендуется работать в фартуках, чтобы не запачкать одежду.
Напомнить детям не дышать глубоко над рисунком, так как пастель может пылить.
Материалы и инструменты:
Пастель мягкая (сухая) или масляная — наборы основных цветов.
Плотная бумага или картон светлых оттенков (формата A4 или A3).
Салфетки или мягкие тряпочки для растушёвки, влажные салфетки для рук.
Карандаши для наброска и ластики.
Защитные фартуки и подкладки для столов.
Ход занятия:
1. Организационный момент (5 минут)
Приветствие детей, краткое введение в тему занятия.
Раздача материалов, надевание фартуков.
Напоминание правил техники безопасности при работе с пастелью.
2. Введение в тему (10 минут)
Рассказ о пастели как художественном материале: Чем она отличается от других материалов? Какие эффекты можно достичь?
Демонстрация основных техник работы пастелью: нанесение цветных слоёв, растушёвка пальцами или салфеткой, создание цветовых переходов и текстур.
Игровой элемент: «Цветные облака». Дети пробуют нарисовать облака, используя пастельные штрихи и растушёвывая их, чтобы понять, как материал поддаётся смешиванию и растушёвке.
3. Основная часть — знакомство с техниками и экспериментирование (20 минут)
Техника растушёвки: Учитель показывает, как пастель можно размыть для создания мягких и плавных переходов, используя пальцы или салфетку.
Эксперимент: Дети пробуют смешивать пастель на бумаге, чтобы создать градиенты (переходы от одного цвета к другому), например, от голубого к розовому.
Наложение слоёв и создание текстур: Учитель демонстрирует, как пастель можно накладывать слоями для создания сложных оттенков и текстур.
Игровой элемент: «Цветной ковёр». Дети накладывают друг на друга два или три цвета, а затем создают узоры, процарапывая верхний слой.
Точечная техника и штриховка: Обучение созданию текстуры с помощью точек или штрихов, что подойдёт для передачи таких элементов, как трава, листья или мех.
Эксперимент: Дети создают небольшие области с текстурами (например, камешки или траву), используя точечные или короткие штрихи.
4. Практическое задание — творческая работа (50 минут)
Тема работы: «Фантазийный пейзаж». Дети создают яркий рисунок фантазийного пейзажа, используя пастель, например, пейзаж с горами, деревьями, облаками, рекой или солнцем.
Этапы выполнения:
Скетч карандашом: Лёгкий набросок основных элементов пейзажа (горы, небо, деревья), который затем будут заполнять пастелью.
Закрашивание больших областей: Дети начинают с фона и закрашивают небо, горы или землю крупными мазками пастели, растушёвывая их для создания мягких переходов.
Создание деталей и текстур: Используя пастель разных оттенков, дети добавляют более мелкие детали, такие как листья на деревьях, трава или текстура воды. Детали можно рисовать штрихами, точками или мягкой растушёвкой.
Эксперимент: Дети могут добавлять светлые цвета поверх тёмных или использовать несколько оттенков для создания глубины и объёма.
5. Итог занятия — анализ и обсуждение работ (20 минут)
Выставка и обсуждение: Учитель и дети просматривают работы друг друга, обсуждая техники, которые использовались для создания цветовых переходов и текстур.
Обратная связь: Вопросы для детей: Что вам понравилось в работе с пастелью? Какой момент был самым интересным? Что было сложным?
6. Завершение занятия (5 минут)
Уборка рабочего места: аккуратное складывание фартуков и пастели, удаление пастельной пыли.
Подведение итогов: обобщение полученных навыков работы с пастелью, обсуждение впечатлений от работы с материалом.
Прощание и вдохновение детей на продолжение экспериментов с пастелью.
Рекомендации:
Поддерживать самостоятельность детей и их индивидуальные идеи.
Направлять внимание на аккуратность работы, особенно при смешивании цветов и растушёвке.
Подчёркивать, что пастель позволяет создавать мягкие и живописные эффекты, что делает её интересным материалом для передачи настроения и атмосферы в рисунке.