Просмотр содержимого документа
«Пермогорские узоры»
МОУ ДО «РЦДОД» СП при МОУ «Невонская СОШ № 1» имени Н. Д. Родькина.
План-конспект урока
по изобразительному искусству
на тему: «Искусство в твоём доме»
объединение «Утро художника»
педагог: Баязитова М. Н.
2016 г.
План – конспект учебного занятия.
Тема: «Искусство в твоём доме».
Занятие: «Роспись посуды. Пермогорские узоры».
Тип занятия: Учебное занятие изучения и первичное закрепления новых знаний.
Цели занятия:
Познакомить детей с техникой Пермогорской росписи.
Развивать интерес к народному творчеству, творческое отношение к трудовой деятельности.
Воспитывать любовь к труду, интерес к знаниям, эстетический вкус.
Оборудование к занятию:
Музыкальный ряд: русские народные мотивы.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, эскизы, шаблоны основных элементов.
Диапроектор, магнитофон, компьютер.
Клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры.
План занятия:
ПЛАН УРОКА
Организационный момент. Проверка готовности к уроку (1 минут)
Актуализация знаний обучающихся и постановка проблемы. (10 минут)
Сообщение темы и цели урока. (3 минут)
Беседа по теме урока. (15 минут)
Практическая часть.(20 минут)
Подведение итогов урока. (5 минут)
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!! Я рада видеть Вас на своём занятие!!! Давайте проверим, всё ли у вас лежит на столе на своём месте! Нет ли чего лишнего, что могло бы отвлекать вас или мешать вам во время занятия!
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Сегодня мы с вами отправимся на весёлую русскую ярмарку…
- Ребята кто-нибудь из вас знает, что такое ярмарка? (ответы детей)
Ярмарки на Руси всегда проходили весело и задорно!!! (слайд 2) Много народу собиралось на торговой площади (слайд 3) Одни привозили свой товар, что бы выгодно его продать, другие спешили сюда для того, что бы что – либо приобрести, купить. А как вы думаете, что могли в те времена продавать люди на таких ярмарках? (ответы детей)
В стародавние времена нелегка была жизнь крестьянина и что бы хоть как – то наполнить тяжелые трудовые дни радостью и весельем бедные люди стали украшать предметы быта различными рисунками, орнаментами и так хорошо, нарядно у них стало это получаться, что и не стыдно было такой товар и на ярмарку возить. А скажите мне, пожалуйста, а какие предметы быта вы знаете – можно сделать небольшую вставку из предметов (дер. ложки, туески, и т. д.) (ответы детей) (слайд 4)
Раньше, много лет назад, многое в доме русского человека было сделано из дерева. Все свои изделия мастера изготовляли из липы, осины и бересты.
Это и детские игрушки, санки, прялки, лавки, ложки и, конечно же, разнообразная посуда.
С туеском и набирухой ходили деревенские ребятишки в лес по грибы да по ягоды. В набируху дары леса собирали, а в туесок набирали квас или ключевую воду, которая весь день на солнышке оставалась такой же холодной, как и в ручье .(слайд 5)
Раньше, много лет назад, многое в доме русского человека было сделано из дерева. Все свои изделия мастера изготовляли из липы, осины и бересты.
Это и детские игрушки, санки, прялки, лавки, ложки и, конечно же, разнообразная посуда.
Ребята, и раз уж мы с вами сегодня находимся на ярмарке, нам придется пообщаться с торговками. Они продают свой товар.
(Девочки – продавцы зазывают купить товар.)
1 девочка
Мы девчонки удалые!
2 девочка
Мы девчонки озорные!
1 девочка
Всех на ярмарку зовём!
2 девочка
Мы посуду продаем!
1 девочка.
А ну, честной народ, подходи смелей,
Покупай товар не робей!
2 девочка
Ребята не зевайте! Кто хочет – покупайте!
1 девочка
Не ходите никуда, подходите все сюда!
2 девочка
Гляди, не моргай, рот не разевай,
Ворон не считай, товар покупай!
1 девочка
Здесь посуда знатная, на роспись богатая,
Она повсюду славится, авось и вам понравится.
- Скажите мне, пожалуйста, у кого продавца вы бы купили товар и почему? (Дети отвечают).
- Ребята, а мы можем как-то помочь торговке продать её товар? (Дети отвечают)
Конечно, мы можем с вами украсить эти туески. А украшать мы их будем росписью.
В некоторых деревнях росписью занимались целыми семьями и так они работали дружно, что у них вырабатывался свой стиль росписи. Такие росписи стали называть, так же как и деревни в которых были созданы эти росписи.
Может кто-то знает как называется роспись изображенная на слайдах? (слайд6-7) (ответы детей).
Здесь изображены: Хохлома, Городец, Полохов – Майдан, где расписывали известные всему миру матрёшек.
III. Сообщение темы и цели урока.
А сегодня мы познакомимся с Пермогорской росписью и узнаем:
где появилась Пермогорская роспись;
почему роспись называется – Пермогорская;
основные элементы росписи;
какие цвета использовали мастера Пермогорья;
украсим туески Пермогорской росписью с помощью аппликации.
(слайд5)
IV. Беседа по теме урока.
-Давайте мы с вами оставим нашу ярмарку и отправиться в путешествие по реке Северной Двине – в гости к мастерам Пермогорья. (слайд 8)
-А почему же роспись названа именно так? Место, где она зародилась (Архангельская область) – это горы, а на станции Пермогорья горы «первые по высоте». В 4 километрах раскинулись деревни. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Едома,(слайд 9) и являлись центром Пермогорской росписи. Если подняться на самый верх горы, то все краски северной природы становятся еще ярче. Алый свет зори, зеленая трава, желтые лютики светлое-светлое небо.(слайд 10) Вот откуда взялись яркие узоры росписи. Мастера повторяли то, что видели в родной природе Севера.
Вместе с яркой росписью в жилище крестьянина входило солнце и лето даже в тёмный зимний день.
Мастера росписи использовали всего несколько элементов: бордюры – ленточки, округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы, петушков, птицу Сирин,(слайд11) а так же жанровые сценки из повседневной жизни.(слайд12-13)
Цветовая палитра была не богатой – красный, жёлтый, зелёный цвет и чёрный контур (слайд 14)
Пермогорские ленточки – бордюры.
Некоторые предметы украшались только ленточками – бордюрами, иногда бордюры как бы завершали композицию, придуманную мастером.(слайд15 – 16)
Птица Сирин.
Птица Сирин – птица счастья,
Птица – дева, птица – оберег!
На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья – цветы с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, среди них кустики из округлых листьев и ягодок
В этот растительный узор вписывается птица с женским лицом – Сирин. Эта птица считается оберегом. Кто знает, что такое оберег? (ответы ребят)
Да, эта птица несущая добро, счастье в дом. (слайд 17-19)
Трёхлопастный цветок
Трехлопастный цветок из Пермогорья бывает нескольких видов, он может быть как симметричным, так и несимметричным. Сердцевина цветка может состоять из большой капельки жёлтого или зелёного цвета и из кустика тех же цветов. (слайд 20-22)
Давайте представим, что мы сегодня мастера из деревни Мокрая Едома. Перед вами на столах стоят туески из бумаги и элементы росписи, выполненные из цветной бумаги (слайд 23). Сегодня на нашем занятии мы попытаемся составить орнамент Пермогорской росписи, правильно подобрать цвета характерные для этой росписи.
Перед тем как начать украшать наши туески, давайте маленько отдохнем и разомнемся. В старину, мы знаем из сказок и былин жили сильные и здоровые люди – богатыри. Мы с вами сегодня тоже побудем богатырями. (слайд 24)
Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь - богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из–под ладошек.
И на право, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
V. Практическая часть
А теперь все быстренько сели. И за работу!
Верх туеска мы украсим с помощью ленточки - бордюра. А сделаем мы это в 3 этапа
У древних мастеров все ленточки выполнялись жёлтым цветом. У себя на столах вы должны взять длинную жёлтую ленточку и украсить верх вашего туеска (слайд 25).
Приклеить на желтую ленточку элементы зелёного цвета. (слайд 26)
Приклеить элементы красного цвета. (слайд 27)
Петушок украсит центр нашего туеска. Возьмём фигурку петушка выполненную из красной цветной бумаги и приклеим её на туесок. (слайд 28) Теперь вам необходимо проявить фантазию и украсить петушка так, как это бы сделали Пермогорские мастера. (слайд 29)
На заключительном этапе нашей работы мы украшаем все оставшееся пространство растительным орнаментом – трехлопастными и тюльпановидными цветками, а так же листиками и ягодками. Вы можете пользоваться заготовками, но можете и попробовать вырезать элементы росписи сами. (слайд 30-31)
В самом конце нашей работы добавляем черный контур, там, где это необходимо, с помощью чёрного фломастера или маркера. (слайд 32-33)
V. Подведение итогов урока
- Как вы думаете покупатели захотят купить теперь наши туески. (ответ детей)
Давайте поставим наши работы на стол продавца и посмотрим, какие чудесные и красивые работы у вас получились.
- Скажите, о какой русской народной росписи вы узнали сегодня на занятие?
- Почему эта роспись называется Пермогорской?
- Какие цвета использовали в своей росписи Пермогорские мастера?
- Назовите основные элементы Пермогорской росписи?
- Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? А что особенно понравилось.
В конце занятия все обучающиеся получают медаль «Народный мастер».