« Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов» по дополнительной образовательной программе « Праздник в моем доме» ( возраст учащихся 10-12 лет)
МБОУ ДОД Детско- Юношеский центр
Г. Северодвинск
Колпакова Апполинария Ивановна,
руководитель изостудии « Волшебные краски»,
высшая педагогическая категория
Тема : Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов.
Цель. Освоение традиционного элемента пермогорской росписи –трехлистного цветка.
Задачи урока
Познакомить учащихся с цветочным узором в изделиях мастеров Пермогорья; дать понятие об узоре, ритме, силуэте, композиции; начать формирование специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов; собирать из нескольких частей целое, развивать мышление, творческое воображение.
Зрительный ряд .Произведения народных мастеров пермогорья, фотографии, репродукции, карточки, динамическая таблица этапов исполнения трехлистника с узором для копирования( комплект)
Материалы и инструменты. Белая бумага, калька, кисти, палитра, краски, вода, карандаш, ветошь, ластик.
Ход занятия
Организация рабочего места.
Рассказ( беседа) о возникновении, развитии, географическом положении, виде, цветовой гамме и технологии пермогорской росписи(см. справку) с демонстрацией изделий народных мастеров.
Ознакомление с понятиями.
«Композиционные принципы» построения и их применение при выполнении пермогорской росписи( расположение, составление, сложение)
« Орнамент»- узор в котором сочетаются и повторяются геометрические и растительные элементы(украшения)
« Узором» может называться рисунок, элементы которого расположены без какого либо порядка.
« Ритм»-определенная упорядоченность однохарактерных элементов, создаваемая законченным повторением их ( мерность, такт).
« Силуэт»-теневое изображение, передача формы предметов с помощью плоского цветового пятна.
« Симметричность»- это соразмерность частей художественного произведения.
Практическая часть (поэтапное выполнение)
несколькими движениями карандашом определяем силуэт трехлистника;
при помощи кальки переносим данный элемент в зеркальном изображении;
двойной трехлистник «опускаем» вниз листа при помощи кальки ,учитывая поля и правила симметрии;
тонкой линией намечаем «направляющую» узора влево и вправо;
согласно индивидуального образца выполняем линейный рисунок в карандаше, добавляя недостающие элементы;
разводим на палитре краску до состояния «жидкой сметаны» и наносим сочными мазками внутри контура( Цвет прокладываем от светлого к темному. Цвета должны быть контрастными., чтобы они подчеркивали, усиливали друг друга. Контуры должны быть четкими, не смазанными.)
Анализ выполненных работ, оценка качества
лист должен быть расположен горизонтально;
необходимо учитывать насыщенность цвета без «мазочков», четкость рисунка;
законченность;
обязательность присутствия полей.
Справка.
Беседа проводится в форме путешествия по местам народных промыслов Архангельской области.
…. Пермогорская роспись «зародилась» в Красноборском районе Архангельской области в 4 километрах от пристани Пермогорье, в деревнях Черепаново, б. Березник и Грединская.
Узоры пермогорской росписи связаны с древней велиустюжской росписью по дереву и древнерусской финифтью.
Основу ее составляет сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным узором на белом фоне. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные , чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок КРИНА……
Главным символом пермогорской росписи является птица Сирин.
Манера письма- графическая. Сначала наносится черный контур карандашом ( раньше - гусиным пером), а потом его заполняют цветом.
Рисунки выполняются в яркой гамме контрастных цветов: красный , зеленый, белый(фон),желтый,( изредка- синий)
Основной цвет(ведущий) красный, либо оранжевый
Одной из причин внедрения росписей в художественный быт северных крестьян было существование традиции украшения трехгранно-выемчатой и скульптурной резьбой утвари и различных элементов жилища.
Не случайно, что росписью и резьбой украшали одни и те же предметы.
И , ели резьбой украшали ограниченный круг вещей, то росписью покрывали практически любой предмет: ведра, набирухи, короба, рукомойники…..
Хотя старые мастера и говорили, что расписывают «на глазок». изучение произведений росписи показывает, что они знали закономерности построения орнамента и великолепно их использовали. Орнамент, преимущественно растительный, играет подчиненную, дополнительную роль.
Композиционное построение начинается от центра, при этом должны соблюдаться основные законы композиции: симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность.
Список литературы:
Величко Н. Энциклопедия « Роспись» М. «Эст-прес», 1999
Сокольникова М.Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Москва, ACADEMA, 2002.
Круглова О.В Альбом « Народная роспись Северной Двины»,автор –составитель. « Изобразительное искусство» 1987
Иллюстрации. Все элементы мною взяты с фрагментов старинных прялок, переработаны и адаптированы для занятий.