kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Освоение традиционного элемента  пермогорской росписи –трехлистного цветка.

 Задачи урока

Познакомить учащихся с цветочным узором в изделиях мастеров Пермогорья; дать понятие об  узоре, ритме, силуэте, композиции; начать формирование специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов; собирать из нескольких частей целое, развивать мышление, творческое воображение.

Зрительный ряд.Произведения народных мастеров пермогорья, фотографии, репродукции, карточки, динамическая таблица этапов исполнения трехлистника с узором для копирования( комплект)

Материалы и инструменты. Белая бумага, калька, кисти, палитра, краски, вода, карандаш, ветошь, ластик

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«копирование пермогорского узора»









« Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов» по дополнительной образовательной программе « Праздник в моем доме» ( возраст учащихся 10-12 лет)







МБОУ ДОД Детско- Юношеский центр

Г. Северодвинск

Колпакова Апполинария Ивановна,

руководитель изостудии « Волшебные краски»,

высшая педагогическая категория























Тема : Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов.

Цель. Освоение традиционного элемента пермогорской росписи –трехлистного цветка.

Задачи урока

Познакомить учащихся с цветочным узором в изделиях мастеров Пермогорья; дать понятие об узоре, ритме, силуэте, композиции; начать формирование специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов; собирать из нескольких частей целое, развивать мышление, творческое воображение.

Зрительный ряд .Произведения народных мастеров пермогорья, фотографии, репродукции, карточки, динамическая таблица этапов исполнения трехлистника с узором для копирования( комплект)

Материалы и инструменты. Белая бумага, калька, кисти, палитра, краски, вода, карандаш, ветошь, ластик.

Ход занятия

  1. Организация рабочего места.

  2. Рассказ( беседа) о возникновении, развитии, географическом положении, виде, цветовой гамме и технологии пермогорской росписи(см. справку) с демонстрацией изделий народных мастеров.

  3. Ознакомление с понятиями.

«Композиционные принципы» построения и их применение при выполнении пермогорской росписи( расположение, составление, сложение)

« Орнамент»- узор в котором сочетаются и повторяются геометрические и растительные элементы(украшения)

« Узором» может называться рисунок, элементы которого расположены без какого либо порядка.

« Ритм»-определенная упорядоченность однохарактерных элементов, создаваемая законченным повторением их ( мерность, такт).

« Силуэт»-теневое изображение, передача формы предметов с помощью плоского цветового пятна.

« Симметричность»- это соразмерность частей художественного произведения.



Практическая часть (поэтапное выполнение)



  • Отступив сверху и слева по 1, 5 см ( лист расположен горизонтально)

несколькими движениями карандашом определяем силуэт трехлистника;

  • при помощи кальки переносим данный элемент в зеркальном изображении;

  • двойной трехлистник «опускаем» вниз листа при помощи кальки ,учитывая поля и правила симметрии;

  • тонкой линией намечаем «направляющую» узора влево и вправо;

  • согласно индивидуального образца выполняем линейный рисунок в карандаше, добавляя недостающие элементы;

  • разводим на палитре краску до состояния «жидкой сметаны» и наносим сочными мазками внутри контура( Цвет прокладываем от светлого к темному. Цвета должны быть контрастными., чтобы они подчеркивали, усиливали друг друга. Контуры должны быть четкими, не смазанными.)



Анализ выполненных работ, оценка качества

  • лист должен быть расположен горизонтально;

  • необходимо учитывать насыщенность цвета без «мазочков», четкость рисунка;

  • законченность;

  • обязательность присутствия полей.



Справка.

Беседа проводится в форме путешествия по местам народных промыслов Архангельской области.

…. Пермогорская роспись «зародилась» в Красноборском районе Архангельской области в 4 километрах от пристани Пермогорье, в деревнях Черепаново, б. Березник и Грединская.

Узоры пермогорской росписи связаны с древней велиустюжской росписью по дереву и древнерусской финифтью.

Основу ее составляет сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным узором на белом фоне. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные , чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок КРИНА……

Главным символом пермогорской росписи является птица Сирин.

Манера письма- графическая. Сначала наносится черный контур карандашом ( раньше - гусиным пером), а потом его заполняют цветом.

Рисунки выполняются в яркой гамме контрастных цветов: красный , зеленый, белый(фон),желтый,( изредка- синий)

Основной цвет(ведущий) красный, либо оранжевый

Одной из причин внедрения росписей в художественный быт северных крестьян было существование традиции украшения трехгранно-выемчатой и скульптурной резьбой утвари и различных элементов жилища.

Не случайно, что росписью и резьбой украшали одни и те же предметы.

И , ели резьбой украшали ограниченный круг вещей, то росписью покрывали практически любой предмет: ведра, набирухи, короба, рукомойники…..

Хотя старые мастера и говорили, что расписывают «на глазок». изучение произведений росписи показывает, что они знали закономерности построения орнамента и великолепно их использовали. Орнамент, преимущественно растительный, играет подчиненную, дополнительную роль.

Композиционное построение начинается от центра, при этом должны соблюдаться основные законы композиции: симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность.



Список литературы:

Величко Н. Энциклопедия « Роспись» М. «Эст-прес», 1999

Сокольникова М.Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Москва, ACADEMA, 2002.

Круглова О.В Альбом « Народная роспись Северной Двины»,автор –составитель. « Изобразительное искусство» 1987





Иллюстрации. Все элементы мною взяты с фрагментов старинных прялок, переработаны и адаптированы для занятий.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов.

Автор: Колпакова Апполинария Ивановна

Дата: 12.04.2017

Номер свидетельства: 408595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "«Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов» "
    ["seo_title"] => string(81) "kopirovaniie-traditsionnogho-piermoghorskogho-uzora-iz-rastitiel-nykh-eliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "116030"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412228127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства