kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Освоение традиционного элемента  пермогорской росписи –трехлистного цветка.

 Задачи урока

Познакомить учащихся с цветочным узором в изделиях мастеров Пермогорья; дать понятие об  узоре, ритме, силуэте, композиции; начать формирование специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов; собирать из нескольких частей целое, развивать мышление, творческое воображение.

Зрительный ряд.Произведения народных мастеров пермогорья, фотографии, репродукции, карточки, динамическая таблица этапов исполнения трехлистника с узором для копирования( комплект)

Материалы и инструменты. Белая бумага, калька, кисти, палитра, краски, вода, карандаш, ветошь, ластик

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«копирование пермогорского узора»









« Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов» по дополнительной образовательной программе « Праздник в моем доме» ( возраст учащихся 10-12 лет)







МБОУ ДОД Детско- Юношеский центр

Г. Северодвинск

Колпакова Апполинария Ивановна,

руководитель изостудии « Волшебные краски»,

высшая педагогическая категория























Тема : Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов.

Цель. Освоение традиционного элемента пермогорской росписи –трехлистного цветка.

Задачи урока

Познакомить учащихся с цветочным узором в изделиях мастеров Пермогорья; дать понятие об узоре, ритме, силуэте, композиции; начать формирование специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов; собирать из нескольких частей целое, развивать мышление, творческое воображение.

Зрительный ряд .Произведения народных мастеров пермогорья, фотографии, репродукции, карточки, динамическая таблица этапов исполнения трехлистника с узором для копирования( комплект)

Материалы и инструменты. Белая бумага, калька, кисти, палитра, краски, вода, карандаш, ветошь, ластик.

Ход занятия

  1. Организация рабочего места.

  2. Рассказ( беседа) о возникновении, развитии, географическом положении, виде, цветовой гамме и технологии пермогорской росписи(см. справку) с демонстрацией изделий народных мастеров.

  3. Ознакомление с понятиями.

«Композиционные принципы» построения и их применение при выполнении пермогорской росписи( расположение, составление, сложение)

« Орнамент»- узор в котором сочетаются и повторяются геометрические и растительные элементы(украшения)

« Узором» может называться рисунок, элементы которого расположены без какого либо порядка.

« Ритм»-определенная упорядоченность однохарактерных элементов, создаваемая законченным повторением их ( мерность, такт).

« Силуэт»-теневое изображение, передача формы предметов с помощью плоского цветового пятна.

« Симметричность»- это соразмерность частей художественного произведения.



Практическая часть (поэтапное выполнение)



  • Отступив сверху и слева по 1, 5 см ( лист расположен горизонтально)

несколькими движениями карандашом определяем силуэт трехлистника;

  • при помощи кальки переносим данный элемент в зеркальном изображении;

  • двойной трехлистник «опускаем» вниз листа при помощи кальки ,учитывая поля и правила симметрии;

  • тонкой линией намечаем «направляющую» узора влево и вправо;

  • согласно индивидуального образца выполняем линейный рисунок в карандаше, добавляя недостающие элементы;

  • разводим на палитре краску до состояния «жидкой сметаны» и наносим сочными мазками внутри контура( Цвет прокладываем от светлого к темному. Цвета должны быть контрастными., чтобы они подчеркивали, усиливали друг друга. Контуры должны быть четкими, не смазанными.)



Анализ выполненных работ, оценка качества

  • лист должен быть расположен горизонтально;

  • необходимо учитывать насыщенность цвета без «мазочков», четкость рисунка;

  • законченность;

  • обязательность присутствия полей.



Справка.

Беседа проводится в форме путешествия по местам народных промыслов Архангельской области.

…. Пермогорская роспись «зародилась» в Красноборском районе Архангельской области в 4 километрах от пристани Пермогорье, в деревнях Черепаново, б. Березник и Грединская.

Узоры пермогорской росписи связаны с древней велиустюжской росписью по дереву и древнерусской финифтью.

Основу ее составляет сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным узором на белом фоне. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные , чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок КРИНА……

Главным символом пермогорской росписи является птица Сирин.

Манера письма- графическая. Сначала наносится черный контур карандашом ( раньше - гусиным пером), а потом его заполняют цветом.

Рисунки выполняются в яркой гамме контрастных цветов: красный , зеленый, белый(фон),желтый,( изредка- синий)

Основной цвет(ведущий) красный, либо оранжевый

Одной из причин внедрения росписей в художественный быт северных крестьян было существование традиции украшения трехгранно-выемчатой и скульптурной резьбой утвари и различных элементов жилища.

Не случайно, что росписью и резьбой украшали одни и те же предметы.

И , ели резьбой украшали ограниченный круг вещей, то росписью покрывали практически любой предмет: ведра, набирухи, короба, рукомойники…..

Хотя старые мастера и говорили, что расписывают «на глазок». изучение произведений росписи показывает, что они знали закономерности построения орнамента и великолепно их использовали. Орнамент, преимущественно растительный, играет подчиненную, дополнительную роль.

Композиционное построение начинается от центра, при этом должны соблюдаться основные законы композиции: симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность.



Список литературы:

Величко Н. Энциклопедия « Роспись» М. «Эст-прес», 1999

Сокольникова М.Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Москва, ACADEMA, 2002.

Круглова О.В Альбом « Народная роспись Северной Двины»,автор –составитель. « Изобразительное искусство» 1987





Иллюстрации. Все элементы мною взяты с фрагментов старинных прялок, переработаны и адаптированы для занятий.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов.

Автор: Колпакова Апполинария Ивановна

Дата: 12.04.2017

Номер свидетельства: 408595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "«Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов» "
    ["seo_title"] => string(81) "kopirovaniie-traditsionnogho-piermoghorskogho-uzora-iz-rastitiel-nykh-eliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "116030"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412228127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства