kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий праздника "Путешествие в мир удивительных узоров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной разработке пассказывается о традиционных видах росписи по дереву: хохломской, городецкой, пермогорской, мезенской.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника "Путешествие в мир удивительных узоров"»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Центр детского творчества

г. Фурманов









Сценарий праздника


«ПУТЕШЕСТВИЕ

В МИР

УДИВИТЕЛЬНЫХ УЗОРОВ»



Разработала педагог

дополнительного образования

Горбунова А.П.








Цель. Познакомить воспитанников объединений направления «Художественное творчество» с традиционными видами росписи по дереву России (мезенской, пермогорской, городецкой, хохломской).


Задачи.

1.Образовательные:

- показать:

  • умения и навыки обучающихся объединения «Народные узоры» составлять и правильно компоновать орнаментальные композиции, соответствующие форме предмета и его назначению;

  • умения и навыки воспитанников выбирать наиболее эффективное цветовое решение для выбранного орнамента и данного предмета;

  • умения и навыки выполнения технологического процесса росписи по дереву по мотивам мастеров-художников Хохломы, Городца, Мезени и Пермогорья.

2.Развивающие:

- развивать творчество, фантазию и активность обучающихся;

- развивать чувство гармонии и меры при работе с декоративной композицией;

- развивать глазомер, остроту зрения, мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательные:

- прививать у воспитанников объединений направления «Художественное творчество» интерес, бережное отношение к традиционной культуре народов России, чувство уважения к творчеству народных мастеров;

- воспитывать у обучающихся объединения «Народные узоры» трудолюбие, ответственность, усидчивость, терпение при декорировании изделий, бережливость и аккуратность в работе с материалами и инструментами;

- воспитывать у воспитанников объединения «Народные узоры» и воспитанников объединений направления «Художественное творчество» социально-коммуникативные качества: вежливость, уважение к результатам своего и чужого труда.


Время и место проведения: МАУ ДО Центр детского творчества, кабинет объединения «Народные узоры».


Участники праздника: воспитанники объединения «Народные узоры», воспитанники объединений направления «Художественное творчество».


Оборудование: образцы декорированных деревянных изделий, деревянные изделия для росписи (грунтованные), кисти беличьи №1,2, краски гуашь (10 цветов), карта «Путешествие в мир удивительных узоров», русские народные костюмы для ведущих; столы и стулья для оборудования «мастерских» и «цехов» художников; надписи населенных пунктов «Семеново», «Городец», «Пермогорье», «Мезенский район, Архангельской области»; предприятие «Хохломская роспись», фабрика «Городецкая роспись», фабрика «Беломорские узоры»; выставка детских работ объединения «Народные узоры»,



ПЕДАГОГ

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся в путешествие в мир удивительных узоров, в мир народных орнаментов.

Древний-древо-дерево-деревня… Цепочка слов, звучащая стихами и выявляющая суть. Деревня – это древний мир дерева. Известный исследователь крестьянского быта В.С. Воронов писал: «Изба, телега, скамья, прялки и игрушки – от зыбки до гроба и намогильного креста сопутствовало дерево народной жизни». Дерево украшали резьбой, инкрустацией и росписью.

Мы войдем сегодня с вами в мир расписного дерева России, такой же большой и разнообразный, как и она сама! Росписи Северной Двины, Великого Устюга, Поволжья, Урала и Сибири… Все эти группы включают в себя множество разновидностей, потому что каждая деревня имела свой неповторимый художественный стиль, каждая семья – свою культуру.

Сегодня мы с вами вновь поговорим и побываем в мастерских России, где народные умельцы – наши юные мастера покажут нам свое мастерство, умение с помощью народных орнаментов, удивительных узоров делать из простых деревянных предметов произведения народного декоративно-прикладного искусства. Таким образом, мы еще раз откроем для себя, но сделаем это наиболее полно, подлинное искусство России, такой ее неиссякаемый жанр, как роспись по дереву.

Помощниками будут Глебова Женя и Сидорин Женя.

Итак, мы отправляемся в дорогу.

Сначала мы едем в Нижегородскую область. А чтобы веселее нам было, в дорогу с собой мы берем танец «Русский сувенир» в исполнении танцевальной студии «Россияночка»


(Танец)


(На стене висит карта «Путешествие в мир удивительных узоров»)


1-й ВЕДУЩИЙ

- Кому не знакомо яркое, нарядное и поистине народное искусство Хохломы.

Золотая Хохлома,

Ей не налюбуешься.

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

Ложки и миски, солонки и чаши, карандашницы и стульчик – что-нибудь да обязательно найдется в каждом доме.

Искусству этому более 300 лет, а оно, как и раньше, остается самым известным, доступным и любимым промыслом России.

Родилось искусство Хохломы в середине 17 века в крестьянском быту заволжских деревень Нижегородской губернии – Семино, Новопокровское, Хрящи, Кулигино. А к концу 19 века этим ремеслом занимались уже почти в 150 деревнях. Хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились не только по России, но везли их в Азию, Европу, Австралию.


2-й ВЕДУЩИЙ

- В настоящее время хохломские изделия производятся более чем на 30 предприятиях России, но подлинных хохломских центра два: «Хохломской художник» в селе Семино и «Хохломская роспись» в Семенове Нижегородской области.


Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка.

А где-то Кудрины по черному полю

Мерцают, как звезды в небесном раздолье.

Еще характерен для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.


ПЕДАГОГ

- Вот мы с вами и в городе Семенове на предприятии «Хохломская роспись». Зайдем в «цех» и посмотрим, как работают мастера по росписи.

(подходят с гостями к столу)

- Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Расскажите нам о своем ремесле.


(За столом сидят две девочки: одна выполняет «верховое письмо» хохломской росписи на деревянном кувшине, другая – «фоновое письмо» на деревянном подносе).


1-я ДЕВОЧКА

- В хохломской росписи существует два вида письма: «верховое» письмо и «фоновое». Я выполняю работу «верховым» письмом, т.е. сначала на предмет наносится золотой фон, а на нем рисуется орнамент. В орнамент входят такие основные элементы: травка, ягодки, листочки, цветы, могут быть птицы. Основные цвета в хохломской росписи – красный, золотой, черный, иногда применяются зеленый и коричневый (показывает, как рисует).


2-я ДЕВОЧКА

- Я выполняю работу «фоновым» письмом, т.е. «под фон». Фон может быть разный: черный, красный, зеленый, золотой. Сначала наносится на предмет рисунок, затем вокруг него обрисовывается фон. Это сложнее и дольше, чем верховое письмо. После росписи изделия покрываются два раза лаком.


ПЕДАГОГ

  • Спасибо, девочки (девочки продолжают работать).

  • А теперь мы отправляемся дальше. Мы двигаемся по Нижегородской области в центр, где работают не менее талантливые мастера – мастера городецкой росписи (показывает по карте).


2-й ВЕДУЩИЙ

- В самом названии Городец слышатся слова «город», «гордый», как бы напоминая о своем искусстве изображать все больше городскую жизнь, одинаково гордых людей, птиц и лошадок.

Городец – старинный русский город на левом берегу Волги. Он известен с 12 века, когда здесь, в глухих тогда местах, поселились староверы. Вокруг стояли леса, дававшие дешевый материал резчикам и плотникам. К тому же на Заволжских землях хорошо родился лен, женщины много пряли и ткали, поэтому в больших количествах изготавливались прялки. Донца прялок сначала украшались резьбой, затем инкрустацией, и только во второй половине 19 века городецкие мастера стали их расписывать. Сейчас городецкие мастера работают на фабрике «Городецкая роспись».


ПЕДАГОГ

- Вот мы и в Городце. Зайдем в «мастерскую» и познакомимся с городецкими художниками.

(подходят к столу)

- Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста, расскажите нам о своем ремесле.


1-я ДЕВОЧКА

- Купавка – основной цветок городецкой росписи. Это символ таинственного цветка папоротника, как гласит легенда. Он цветет один раз в год на купальную ночь и показывается только самым бесстрашным, делая их богатыми и счастливыми. Купавки рисуют всегда, даже в сюжетных композициях (показывает, как рисует).


2-я ДЕВОЧКА

- Очень часто в сюжетных композициях городецкой росписи рисуется конь. А впервые он появился на городецких прялках только во второй половине 19 века. В 1870 году в деревню Курцево Нижегородской губернии приехал иконописец подновить роспись церкви. Он показал местным мастерам темперную технику наложения красок, оживки белилами, эффект темных и светлых штрихов (показывает, как рисует).


ПЕДАГОГ

  • Спасибо, девочки (девочки продолжают работать).

  • А теперь наш путь лежит далеко на север (показывает по карте).

Последние годы светлые росписи Русского Севера стали необыкновенно популярны. Они вновь удивили нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка. Изучение этих росписей началось с 1959года, когда Загорский музей-заповедник организовал экспедицию на Северную Двину.

Сегодня мы с вами поговорим о пермогорской росписи.


1-й ВЕДУЩИЙ

- Пермогория – это пристань на самом высоком, гористом берегу северной Двины. В четырех километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник, Греденская и Черепаново. Эти деревни и являлись центром пермогорской росписи.

Возникла пермогорская роспись в 18 веке и просуществовала до 30-х годов 20 века. А с конца 60-х годов 20 века ее стали возрождать на архангельской фабрике «Беломорские узоры».

Пермогорские узоры можно было раньше увидеть на прялках, люльках, хлебных коробах, туесках. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели - сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде – большая рыба.

Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.



ПЕДАГОГ

- Вот мы и на Архангельской земле. Зайдем в «мастерскую» фабрики «Беломорские узоры», познакомимся с художницами.

(подходят к столу)

- Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Расскажите нам о своем ремесле.


1-я ДЕВОЧКА

- Пермогорская роспись графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета, в конце контур обводится черной краской. Основной цвет – красный, сопутствующие ему цвета зеленый и желтый, иногда используется синий цвет.

Основные элементы пермогорской росписи: трилистник, древо, цветы (главный цветок – тюльпан), птицы (курочки-кутюшки, так их называют на севере), волшебная птица Сирин.

2-я ДЕВОЧКА

- В основном в пермогорской росписи на всех предметах присутствуют различные сюжетные композиции: катание на санях, свадебный поезд, выезд купца, посиделки, семья за трапезой, сбор березового сока, рубка леса, доение коров, служивые солдаты. В общем, изображают мастера свои житейские наблюдения. И еще характерно было раньше для пермогорской росписи – это присутствие очень интересных надписей:

на рукомойнике - «люби мыться белей, воды не жалей, будешь бел как снег»;

на парадной чаше - «просим кушать деревенского кваску с перышком (т.е. с хмельком)»;

на колыбели - «сия колыбель для младенца малого, для усыпания и просыпания, и чтоб он рос и добрел на ум, учился закону божию, родителей почитал».


ПЕДАГОГ

  • Спасибо, девочки (девочки продолжают работать).

  • А теперь наш путь лежит в Мезенский район Архангельской области (показывает по карте).



2-й ВЕДУЩИЙ

- Известность мезенской росписи дало село Палащелье Мезенского района Архангельской области. Происхождение росписи довольно загадочно, даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла. Такие известные исследователи и знатоки крестьянского искусства, как Воронов, Рыбаков, Круглова, Жигалова, Миловский, высказывают разные версии.

Воронов говорил о необыкновенной схожести мезенской росписи с великолепной орнаментальной росписью греческого стиля Дипилон (8-й век до н.э.).


1-й ВЕДУЩИЙ

- Академик Рыбаков находил в мезенской росписи отголоски индоевропейской культуры скифских культов.


2-й ВЕДУЩИЙ

- Жигалова отмечала поразительное сходство мезенской росписи с открытыми в середине 20 века наскальными рисунками Заонежья.


1-й ВЕДУЩИЙ

- Миловский отыскал в Пушкинском музее мезенскую рукопись, датируемую 19 веком и с очень похожим орнаментом.


2-й ВЕДУЩИЙ

- Круглова говорила, что образцы узорного ткачества на соседней реке Пинеге очень напоминают мезенскую роспись.


1-й ВЕДУЩИЙ

- Большинство обнаруженных прялок было сделано в 1870 – 1930 годах, а самая ранняя в 1854 году. Письменное упоминание как о центре росписи датировано 1904 годом. Возродился мезенский промысел в 60-х годах 20 века.


ПЕДАГОГ

- Вот мы и приехали к «мастерам», занимающимся мезенским ремеслом. Давайте посмотрим на первый взгляд простую, но очень интересную мезенскую роспись.

- Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Расскажите нам о своих орнаментах.


1-я ДЕВОЧКА

- Основным элементом мезенской росписи является конь. Эта роспись так и называется в народе – мезенская или «лошадки на ножках». Позднее стали рисовать лосей и оленей тоже на тоненьких, изящных ножках. Рядом с конем всегда рисовали уточку (по-местному «курицу»). Уточка и конь – знаки закатного и восходящего солнца. Утром конь возводил солнце на небосвод, а вечером уточка прятала его на ночь в воду. Фигурками коня и уточки украшали крыши изб. Даже и теперь бытует на Мезени поговорка: «курица и конь на крыше – в доме тише» (т.е. спокойнее, они как бы охраняют дом).


2-я ДЕВОЧКА

-Еще характерны для мезенской росписи сплошные полосы с геометрическим узором, напоминающие вышивку или тесьму. А также по всей длине поверхности расписанного предмета художники разбрасывали различные мелкие элементы: звездочки, капельки, точки, ромбики, семечки, косы, спирали, крестики, перышки, скобочки. Основные цвета – красно-коричневый и черный. Раньше краски приготавливали из глины и сажи, растертой на смоле лиственниц. Наносили краски прямо на деревянную поверхность мазками выдернутой из веника размочаленной палочкой – «тиской». А затем глухариным или тетеревиным пером черной краской наводили контур. Сейчас рисуют гуашью и кистью.


ПЕДАГОГ

-Спасибо, девочки. Дети Архангельского края дарят нам в подарок танец «Калинка» в исполнении студии эстрадного танца «Прикосновение».


  • А теперь мы возвращаемся домой в г. Фурманов.


(звучит русская народная музыка)


1-й ВЕДУЩИЙ

- Вам понравилось у нас?

Приходите, просим вас!


2-й ВЕДУЩИЙ

- Присылайте к нам детишек:

И девчонок, и мальчишек!


ПЕДАГОГ

- Ну а мы приглашаем всех вас, гости дорогие на выставку-продажу.


(звучит русская народная музыка)



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Сценарий праздника "Путешествие в мир удивительных узоров"

Автор: Горбунова Анна Павловна

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392506


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства