Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника "Путешествие в мир удивительных узоров"»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества
г. Фурманов
Сценарий праздника
«ПУТЕШЕСТВИЕ
В МИР
УДИВИТЕЛЬНЫХ УЗОРОВ»
Разработала педагог
дополнительного образования
Горбунова А.П.
Цель. Познакомить воспитанников объединений направления «Художественное творчество» с традиционными видами росписи по дереву России (мезенской, пермогорской, городецкой, хохломской).
Задачи.
1.Образовательные:
- показать:
умения и навыки обучающихся объединения «Народные узоры» составлять и правильно компоновать орнаментальные композиции, соответствующие форме предмета и его назначению;
умения и навыки воспитанников выбирать наиболее эффективное цветовое решение для выбранного орнамента и данного предмета;
умения и навыки выполнения технологического процесса росписи по дереву по мотивам мастеров-художников Хохломы, Городца, Мезени и Пермогорья.
2.Развивающие:
- развивать творчество, фантазию и активность обучающихся;
- развивать чувство гармонии и меры при работе с декоративной композицией;
- прививать у воспитанников объединений направления «Художественное творчество» интерес, бережное отношение к традиционной культуре народов России, чувство уважения к творчеству народных мастеров;
- воспитывать у обучающихся объединения «Народные узоры» трудолюбие, ответственность, усидчивость, терпение при декорировании изделий, бережливость и аккуратность в работе с материалами и инструментами;
- воспитывать у воспитанников объединения «Народные узоры» и воспитанников объединений направления «Художественное творчество» социально-коммуникативные качества: вежливость, уважение к результатам своего и чужого труда.
Время и место проведения: МАУ ДО Центр детского творчества, кабинет объединения «Народные узоры».
Участники праздника: воспитанники объединения «Народные узоры», воспитанники объединений направления «Художественное творчество».
Оборудование: образцы декорированных деревянных изделий, деревянные изделия для росписи (грунтованные), кисти беличьи №1,2, краски гуашь (10 цветов), карта «Путешествие в мир удивительных узоров»,русские народные костюмы для ведущих; столы и стулья для оборудования «мастерских» и «цехов» художников; надписи населенных пунктов «Семеново», «Городец», «Пермогорье», «Мезенский район, Архангельской области»; предприятие «Хохломская роспись», фабрика «Городецкая роспись», фабрика «Беломорские узоры»; выставка детских работ объединения «Народные узоры»,
ПЕДАГОГ
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся в путешествие в мир удивительных узоров, в мир народных орнаментов.
Древний-древо-дерево-деревня… Цепочка слов, звучащая стихами и выявляющая суть. Деревня – это древний мир дерева. Известный исследователь крестьянского быта В.С. Воронов писал: «Изба, телега, скамья, прялки и игрушки – от зыбки до гроба и намогильного креста сопутствовало дерево народной жизни». Дерево украшали резьбой, инкрустацией и росписью.
Мы войдем сегодня с вами в мир расписного дерева России, такой же большой и разнообразный, как и она сама! Росписи Северной Двины, Великого Устюга, Поволжья, Урала и Сибири… Все эти группы включают в себя множество разновидностей, потому что каждая деревня имела свой неповторимый художественный стиль, каждая семья – свою культуру.
Сегодня мы с вами вновь поговорим и побываем в мастерских России, где народные умельцы – наши юные мастера покажут нам свое мастерство, умение с помощью народных орнаментов, удивительных узоров делать из простых деревянных предметов произведения народного декоративно-прикладного искусства. Таким образом, мы еще раз откроем для себя, но сделаем это наиболее полно, подлинное искусство России, такой ее неиссякаемый жанр, как роспись по дереву.
Помощниками будут Глебова Женя и Сидорин Женя.
Итак, мы отправляемся в дорогу.
Сначала мы едем в Нижегородскую область. А чтобы веселее нам было, в дорогу с собой мы берем танец «Русский сувенир» в исполнении танцевальной студии «Россияночка»
(Танец)
(На стене висит карта «Путешествие в мир удивительных узоров»)
1-й ВЕДУЩИЙ
- Кому не знакомо яркое, нарядное и поистине народное искусство Хохломы.
Золотая Хохлома,
Ей не налюбуешься.
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
Ложки и миски, солонки и чаши, карандашницы и стульчик – что-нибудь да обязательно найдется в каждом доме.
Искусству этому более 300 лет, а оно, как и раньше, остается самым известным, доступным и любимым промыслом России.
Родилось искусство Хохломы в середине 17 века в крестьянском быту заволжских деревень Нижегородской губернии – Семино, Новопокровское, Хрящи, Кулигино. А к концу 19 века этим ремеслом занимались уже почти в 150 деревнях. Хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились не только по России, но везли их в Азию, Европу, Австралию.
2-й ВЕДУЩИЙ
- В настоящее время хохломские изделия производятся более чем на 30 предприятиях России, но подлинных хохломских центра два: «Хохломской художник» в селе Семино и «Хохломская роспись» в Семенове Нижегородской области.
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка.
А где-то Кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды в небесном раздолье.
Еще характерен для всей Хохломы
Чудесный рисунок волшебной травы.
ПЕДАГОГ
- Вот мы с вами и в городе Семенове на предприятии «Хохломская роспись». Зайдем в «цех» и посмотрим, как работают мастера по росписи.
(подходят с гостями к столу)
- Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Расскажите нам о своем ремесле.
(За столом сидят две девочки: одна выполняет «верховое письмо» хохломской росписи на деревянном кувшине, другая – «фоновое письмо» на деревянном подносе).
1-я ДЕВОЧКА
- В хохломской росписи существует два вида письма: «верховое» письмо и «фоновое». Я выполняю работу «верховым» письмом, т.е. сначала на предмет наносится золотой фон, а на нем рисуется орнамент. В орнамент входят такие основные элементы: травка, ягодки, листочки, цветы, могут быть птицы. Основные цвета в хохломской росписи – красный, золотой, черный, иногда применяются зеленый и коричневый (показывает, как рисует).
2-я ДЕВОЧКА
- Я выполняю работу «фоновым» письмом, т.е. «под фон». Фон может быть разный: черный, красный, зеленый, золотой. Сначала наносится на предмет рисунок, затем вокруг него обрисовывается фон. Это сложнее и дольше, чем верховое письмо. После росписи изделия покрываются два раза лаком.
ПЕДАГОГ
Спасибо, девочки (девочки продолжают работать).
А теперь мы отправляемся дальше. Мы двигаемся по Нижегородской области в центр, где работают не менее талантливые мастера – мастера городецкой росписи (показывает по карте).
2-й ВЕДУЩИЙ
- В самом названии Городец слышатся слова «город», «гордый», как бы напоминая о своем искусстве изображать все больше городскую жизнь, одинаково гордых людей, птиц и лошадок.
Городец – старинный русский город на левом берегу Волги. Он известен с 12 века, когда здесь, в глухих тогда местах, поселились староверы. Вокруг стояли леса, дававшие дешевый материал резчикам и плотникам. К тому же на Заволжских землях хорошо родился лен, женщины много пряли и ткали, поэтому в больших количествах изготавливались прялки. Донца прялок сначала украшались резьбой, затем инкрустацией, и только во второй половине 19 века городецкие мастера стали их расписывать. Сейчас городецкие мастера работают на фабрике «Городецкая роспись».
ПЕДАГОГ
- Вот мы и в Городце. Зайдем в «мастерскую» и познакомимся с городецкими художниками.
(подходят к столу)
- Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста, расскажите нам о своем ремесле.
1-я ДЕВОЧКА
- Купавка – основной цветок городецкой росписи. Это символ таинственного цветка папоротника, как гласит легенда. Он цветет один раз в год на купальную ночь и показывается только самым бесстрашным, делая их богатыми и счастливыми. Купавки рисуют всегда, даже в сюжетных композициях (показывает, как рисует).
2-я ДЕВОЧКА
- Очень часто в сюжетных композициях городецкой росписи рисуется конь. А впервые он появился на городецких прялках только во второй половине 19 века. В 1870 году в деревню Курцево Нижегородской губернии приехал иконописец подновить роспись церкви. Он показал местным мастерам темперную технику наложения красок, оживки белилами, эффект темных и светлых штрихов (показывает, как рисует).
ПЕДАГОГ
Спасибо, девочки (девочки продолжают работать).
А теперь наш путь лежит далеко на север (показывает по карте).
Последние годы светлые росписи Русского Севера стали необыкновенно популярны. Они вновь удивили нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка. Изучение этих росписей началось с 1959года, когда Загорский музей-заповедник организовал экспедицию на Северную Двину.
Сегодня мы с вами поговорим о пермогорской росписи.
1-й ВЕДУЩИЙ
- Пермогория – это пристань на самом высоком, гористом берегу северной Двины. В четырех километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник, Греденская и Черепаново. Эти деревни и являлись центром пермогорской росписи.
Возникла пермогорская роспись в 18 веке и просуществовала до 30-х годов 20 века. А с конца 60-х годов 20 века ее стали возрождать на архангельской фабрике «Беломорские узоры».
Пермогорские узоры можно было раньше увидеть на прялках, люльках, хлебных коробах, туесках. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели - сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде – большая рыба.
Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.
ПЕДАГОГ
- Вот мы и на Архангельской земле. Зайдем в «мастерскую» фабрики «Беломорские узоры», познакомимся с художницами.
(подходят к столу)
- Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Расскажите нам о своем ремесле.
1-я ДЕВОЧКА
- Пермогорская роспись графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета, в конце контур обводится черной краской. Основной цвет – красный, сопутствующие ему цвета зеленый и желтый, иногда используется синий цвет.
Основные элементы пермогорской росписи: трилистник, древо, цветы (главный цветок – тюльпан), птицы (курочки-кутюшки, так их называют на севере), волшебная птица Сирин.
2-я ДЕВОЧКА
- В основном в пермогорской росписи на всех предметах присутствуют различные сюжетные композиции: катание на санях, свадебный поезд, выезд купца, посиделки, семья за трапезой, сбор березового сока, рубка леса, доение коров, служивые солдаты. В общем, изображают мастера свои житейские наблюдения. И еще характерно было раньше для пермогорской росписи – это присутствие очень интересных надписей:
на рукомойнике - «люби мыться белей, воды не жалей, будешь бел как снег»;
на парадной чаше - «просим кушать деревенского кваску с перышком (т.е. с хмельком)»;
на колыбели - «сия колыбель для младенца малого, для усыпания и просыпания, и чтоб он рос и добрел на ум, учился закону божию, родителей почитал».
ПЕДАГОГ
Спасибо, девочки (девочки продолжают работать).
А теперь наш путь лежит в Мезенский район Архангельской области (показывает по карте).
2-й ВЕДУЩИЙ
- Известность мезенской росписи дало село Палащелье Мезенского района Архангельской области. Происхождение росписи довольно загадочно, даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла. Такие известные исследователи и знатоки крестьянского искусства, как Воронов, Рыбаков, Круглова, Жигалова, Миловский, высказывают разные версии.
Воронов говорил о необыкновенной схожести мезенской росписи с великолепной орнаментальной росписью греческого стиля Дипилон (8-й век до н.э.).
1-й ВЕДУЩИЙ
- Академик Рыбаков находил в мезенской росписи отголоски индоевропейской культуры скифских культов.
2-й ВЕДУЩИЙ
- Жигалова отмечала поразительное сходство мезенской росписи с открытыми в середине 20 века наскальными рисунками Заонежья.
1-й ВЕДУЩИЙ
- Миловский отыскал в Пушкинском музее мезенскую рукопись, датируемую 19 веком и с очень похожим орнаментом.
2-й ВЕДУЩИЙ
- Круглова говорила, что образцы узорного ткачества на соседней реке Пинеге очень напоминают мезенскую роспись.
1-й ВЕДУЩИЙ
- Большинство обнаруженных прялок было сделано в 1870 – 1930 годах, а самая ранняя в 1854 году. Письменное упоминание как о центре росписи датировано 1904 годом. Возродился мезенский промысел в 60-х годах 20 века.
ПЕДАГОГ
- Вот мы и приехали к «мастерам», занимающимся мезенским ремеслом. Давайте посмотрим на первый взгляд простую, но очень интересную мезенскую роспись.
- Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Расскажите нам о своих орнаментах.
1-я ДЕВОЧКА
- Основным элементом мезенской росписи является конь. Эта роспись так и называется в народе – мезенская или «лошадки на ножках». Позднее стали рисовать лосей и оленей тоже на тоненьких, изящных ножках. Рядом с конем всегда рисовали уточку (по-местному «курицу»). Уточка и конь – знаки закатного и восходящего солнца. Утром конь возводил солнце на небосвод, а вечером уточка прятала его на ночь в воду. Фигурками коня и уточки украшали крыши изб. Даже и теперь бытует на Мезени поговорка: «курица и конь на крыше – в доме тише» (т.е. спокойнее, они как бы охраняют дом).
2-я ДЕВОЧКА
-Еще характерны для мезенской росписи сплошные полосы с геометрическим узором, напоминающие вышивку или тесьму. А также по всей длине поверхности расписанного предмета художники разбрасывали различные мелкие элементы: звездочки, капельки, точки, ромбики, семечки, косы, спирали, крестики, перышки, скобочки. Основные цвета – красно-коричневый и черный. Раньше краски приготавливали из глины и сажи, растертой на смоле лиственниц. Наносили краски прямо на деревянную поверхность мазками выдернутой из веника размочаленной палочкой – «тиской». А затем глухариным или тетеревиным пером черной краской наводили контур. Сейчас рисуют гуашью и кистью.
ПЕДАГОГ
-Спасибо, девочки. Дети Архангельского края дарят нам в подарок танец «Калинка» в исполнении студии эстрадного танца «Прикосновение».
А теперь мы возвращаемся домой в г. Фурманов.
(звучит русская народная музыка)
1-й ВЕДУЩИЙ
- Вам понравилось у нас?
Приходите, просим вас!
2-й ВЕДУЩИЙ
- Присылайте к нам детишек:
И девчонок, и мальчишек!
ПЕДАГОГ
- Ну а мы приглашаем всех вас, гости дорогие на выставку-продажу.