kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: освоение традиционного элемента  пермогорской росписи –трехлистного цветка.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с цветочным узором на примере изделий мастеров Пермогорья;

- повторить понятия  «узор», «ритм», «силуэт», «композиция»;

- формировать начальные специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов;

- учить составлению единой композиции из изученных элементов;

- развивать мышление, пространственное воображение, творческую фантазию.

Зрительный ряд. Произведения народных мастеров Пермогорья, фотографии, репродукции, карточки, динамическая таблица этапов исполнения трехлистника с узором для копирования (индивидуальные комплекты).

Материалы и инструменты. Белая бумага, калька, кисти, палитра, краски, вода, карандаш, ветошь, ластик. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов» »

Учебное занятие «Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов» по дополнительной образовательной программе «Праздник в моём доме»

(возраст учащихся 10-12 лет)

Цель: освоение традиционного элемента пермогорской росписи –трехлистного цветка.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с цветочным узором на примере изделий мастеров Пермогорья;

- повторить понятия «узор», «ритм», «силуэт», «композиция»;

- формировать начальные специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов;

- учить составлению единой композиции из изученных элементов;

- развивать мышление, пространственное воображение, творческую фантазию.

Зрительный ряд. Произведения народных мастеров Пермогорья, фотографии, репродукции, карточки, динамическая таблица этапов исполнения трехлистника с узором для копирования (индивидуальные комплекты).

Материалы и инструменты. Белая бумага, калька, кисти, палитра, краски, вода, карандаш, ветошь, ластик.

Ход занятия

  1. Организация рабочего места.

  2. Рассказ (беседа) о возникновении, развитии, географическом положении, виде, цветовой гамме и технологии пермогорской росписи (см. справку) с демонстрацией изделий народных мастеров.

  3. Повторение понятий «узор», «ритм», «силуэт», «композиция».

«Композиционные принципы» построения и их применение при выполнении пермогорской росписи (расположение, составление, сложение)

«Орнамент» – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические и растительные элементы (украшения). «Узором» может называться рисунок, элементы которого расположены без какого либо порядка.

«Ритм» – определенная упорядоченность однохарактерных элементов, создаваемая законченным повторением их (мерность, такт).

«Силуэт» – теневое изображение, передача формы предметов с помощью плоского цветового пятна.

«Симметричность» – это соразмерность частей художественного произведения.

  1. Практическая часть (поэтапное выполнение)

  1. Отступив сверху и слева по 1, 5 см (лист расположен горизонтально)

несколькими движениями карандашом определяем силуэт трехлистника;

  1. При помощи кальки переносим данный элемент в зеркальном изображении;

  2. Двойной трехлистник «опускаем» вниз листа при помощи кальки, учитывая поля и правила симметрии;

  3. Тонкой линией намечаем «направляющую» узора влево и вправо;

  4. Согласно индивидуального образца выполняем линейный рисунок в карандаше, добавляя недостающие элементы;

  5. Разводим на палитре краску до состояния «жидкой сметаны» и наносим сочными мазками внутри контура (Цвет прокладываем от светлого к темному. Цвета должны быть контрастными, чтобы они подчеркивали, усиливали друг друга. Контуры должны быть четкими, не смазанными).

  1. Анализ выполненных работ, оценка качества.

  • лист должен быть расположен горизонтально;

  • необходимо учитывать насыщенность цвета без «мазочков», четкость рисунка;

  • законченность;

  • обязательность присутствия полей.

Справка.

Беседа проводится в форме путешествия по местам народных промыслов Архангельской области.

Пермогорская роспись «зародилась» в Красноборском районе Архангельской области в 4 километрах от пристани Пермогорье, в деревнях Черепаново, б. Березник и Грединская.

Узоры пермогорской росписи связаны с древней великоустюжской росписью по дереву и древнерусской финифтью.

Основу ее составляют сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным узором на белом фоне. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина.

Главным символом пермогорской росписи является птица Сирин.

Манера письма – графическая. Сначала наносится черный контур карандашом (раньше - гусиным пером), а потом его заполняют цветом.

Рисунки выполняются в яркой гамме контрастных цветов: красный, зеленый, белый (фон), желтый, ( изредка синий).

Основной цвет (ведущий) – красный, либо оранжевый.

Одной из причин внедрения росписей в художественный быт северных крестьян было существование традиции украшения трехгранно-выемчатой и скульптурной резьбой утвари и различных элементов жилища.

Не случайно, что росписью и резьбой украшали одни и те же предметы.

Если резьбой украшали ограниченный круг вещей, то росписью покрывали практически любой предмет: ведра, набирухи, короба, рукомойники и прочее.

Хотя старые мастера и говорили, что расписывают «на глазок», изучение произведений росписи показывает, что они знали закономерности построения орнамента и великолепно их использовали. Орнамент, преимущественно растительный, играет подчиненную, дополнительную роль.

Композиционное построение начинается от центра, при этом должны соблюдаться основные законы композиции: симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1































ПРИЛОЖЕНИЕ 2













ПРИЛОЖЕНИЕ 3







ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов»

Автор: Колпакова Апполинария Ивановна

Дата: 02.10.2014

Номер свидетельства: 116030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов."
    ["seo_title"] => string(80) "kopirovaniie_traditsionnogho_piermoghorskogho_uzora_iz_rastitiel_nykh_eliemiento"
    ["file_id"] => string(6) "408595"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491971088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства