Зрительный ряд. Произведения народных мастеров Пермогорья, фотографии, репродукции, карточки, динамическая таблица этапов исполнения трехлистника с узором для копирования (индивидуальные комплекты).
Материалы и инструменты. Белая бумага, калька, кисти, палитра, краски, вода, карандаш, ветошь, ластик.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов» »
Учебное занятие «Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов» по дополнительной образовательной программе «Праздник в моём доме»
Зрительный ряд. Произведения народных мастеров Пермогорья, фотографии, репродукции, карточки, динамическая таблица этапов исполнения трехлистника с узором для копирования (индивидуальные комплекты).
Материалы и инструменты. Белая бумага, калька, кисти, палитра, краски, вода, карандаш, ветошь, ластик.
Ход занятия
Организация рабочего места.
Рассказ (беседа) о возникновении, развитии, географическом положении, виде, цветовой гамме и технологии пермогорской росписи (см. справку) с демонстрацией изделий народных мастеров.
«Композиционные принципы» построения и их применение при выполнении пермогорской росписи (расположение, составление, сложение)
«Орнамент» – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические и растительные элементы (украшения). «Узором» может называться рисунок, элементы которого расположены без какого либо порядка.
«Силуэт» – теневое изображение, передача формы предметов с помощью плоского цветового пятна.
«Симметричность» – это соразмерность частей художественного произведения.
Практическая часть (поэтапное выполнение)
Отступив сверху и слева по 1, 5 см (лист расположен горизонтально)
несколькими движениями карандашом определяем силуэт трехлистника;
При помощи кальки переносим данный элемент в зеркальном изображении;
Двойной трехлистник «опускаем» вниз листа при помощи кальки, учитывая поля и правила симметрии;
Тонкой линией намечаем «направляющую» узора влево и вправо;
Согласно индивидуального образца выполняем линейный рисунок в карандаше, добавляя недостающие элементы;
Разводим на палитре краску до состояния «жидкой сметаны» и наносим сочными мазками внутри контура (Цвет прокладываем от светлого к темному. Цвета должны быть контрастными, чтобы они подчеркивали, усиливали друг друга. Контуры должны быть четкими, не смазанными).
Анализ выполненных работ, оценка качества.
лист должен быть расположен горизонтально;
необходимо учитывать насыщенность цвета без «мазочков», четкость рисунка;
законченность;
обязательность присутствия полей.
Справка.
Беседа проводится в форме путешествия по местам народных промыслов Архангельской области.
Пермогорская роспись «зародилась» в Красноборском районе Архангельской области в 4 километрах от пристани Пермогорье, в деревнях Черепаново, б. Березник и Грединская.
Узоры пермогорской росписи связаны с древней великоустюжской росписью по дереву и древнерусской финифтью.
Основу ее составляют сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным узором на белом фоне. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина.
Главным символом пермогорской росписи является птица Сирин.
Манера письма – графическая. Сначала наносится черный контур карандашом (раньше - гусиным пером), а потом его заполняют цветом.
Рисунки выполняются в яркой гамме контрастных цветов: красный, зеленый, белый (фон), желтый, ( изредка синий).
Основной цвет (ведущий) – красный, либо оранжевый.
Одной из причин внедрения росписей в художественный быт северных крестьян было существование традиции украшения трехгранно-выемчатой и скульптурной резьбой утвари и различных элементов жилища.
Не случайно, что росписью и резьбой украшали одни и те же предметы.
Если резьбой украшали ограниченный круг вещей, то росписью покрывали практически любой предмет: ведра, набирухи, короба, рукомойники и прочее.
Хотя старые мастера и говорили, что расписывают «на глазок», изучение произведений росписи показывает, что они знали закономерности построения орнамента и великолепно их использовали. Орнамент, преимущественно растительный, играет подчиненную, дополнительную роль.
Композиционное построение начинается от центра, при этом должны соблюдаться основные законы композиции: симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность.