Просмотр содержимого документа
«Пейзаж настроения»
План-конспект урока по изобразительному искусству
6 класс.
Автор-составитель:
Розина Евгения Викторовна
Тема раздела: Человек и пространство. Пейзаж – 7 часов.
Тема урока: Пейзаж настроения. Художник – пейзажист Долгов В.А.
Урок продолжение знакомства с жанром пейзажа.
Цель: знакомство с художником Долговым В.А. Приобретение необходимых знаний и практических навыков по цветоведению, которые позволят учащимся грамотно вести самостоятельную работу над живописным пейзажем.
Задачи:
Расширить знания учащихся о работе над пейзажем. Обучать передавать через цвет состояние природы.
Приобретение опыта создания и оформление изображения в программе Paint, Microsoft Office PowerPoint. Использовать новые средства выразительности в работе цветом над пейзажем.
Воспитывать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира, любовь к природе.
Укреплять межпредметные связи (информатика, изобразительное искусство, литература)
Характеристика видов деятельности учащихся:
Рассуждать о разных состояниях настроения человека и природы.
Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.
Приобретать навыки подбор цвета соответствующий состоянию природы.
Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека
Экспериментировать использовать новые средства выразительности работая в программе Paint, Microsoft Office PowerPoint.
Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое цветовое восприятие настроения в природе.
Уметь работать в группе, анализировать работу свою и работу одноклассников.
Результаты освоения:
Личностные:
- воспитание любви к природе родного края;
- развитие эстетического сознания через творческую деятельность.
Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цель урока;
-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.
Предметные:
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления.
- приобретение опыта работы над цветовым рисунком в программе Paint, Microsoft Office PowerPoint.
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Планируемые результаты:
Практические умения:- приобрели дополнительные умения, работая в программах Paint, Microsoft Office PowerPoint.
Образовательные умения: - научились передавать с помощью цвета, тона настроение пейзажа, создавать свои выразительные, эмоциональные рисунки; добиваться в работе единого колористического звучания настроения.
Информационные умения: - работать с информацией;
- делать аргументированные выводы, рассуждать, принимать осознанные решения.
Коммуникативные умения:
- уметь работать в группе;
- выработка собственного мнения, умение оценить процесс и результат своей работы, умение ее представить зрителю.
- Я пришла на урок в хорошем настроении, оранжево-желтого цвета.
- А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено?
- Что такое настроение?
- Мы говорим «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умильная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый».
- Почему так говорят?
- А разве природа одушевленное существо?
- Тогда почему так говорят?
Вслушайтесь, настроение, какого времени года передает Тютчев
Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья!
Такое настроение природы описал поэт, а художник изобразил на холсте.
- Это внутреннее душевное состояние человека.
- Передают настроение природы
- Нет
- Образ, созданный человеком (человек присваивает природе свое настроение)
- Осень
Сообщение темы урока
- Существует в живописи понятие «пейзаж настроения». И мы посвятим наш урок этой теме.
- А вы знаете от куда появилось такое название? (пейзаж настроения)
- Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты. Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером.
- А вы сможете передать настроение природы в своем рисунке?
- С помощью чего?
- А вам все известно о том, как применить правила цветоведения в передаче настроения пейзажа?
Тогда чему нам необходимо научиться на уроке?
И так мы научимся передавать яркие цветовые состояния природы, ее изменчивость, настроение.
Существует большое количество художников, которые любят изображать только пейзажи умиляясь красотой нашей природы. Одним из малоизвестных художников г.Новокузнецка является Владимир Долгов. Биография:
Родился 4 ноября 1929 года в г. Сталинске (Новокузнецке). Воспитывался в интеллигентской семье. Отец – Долгов Александр Евгеньевич, 1900 г.р., мать – Долгова Елена Виссарионовна, 1902 г.р. Оба родителя были дворянского происхождения и во время гражданской войны 1917 г. отец служил на стороне белой гвардии. Но на той войне ему долго служить не довелось, так как он заболел тифом и был комиссован. Во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 года дошёл до Берлина уже в рядах Вооружённых Сил Советской Армии без единого ранения.
На долю Долгова В.А. выпало трудное детство. В то далёкое довоенное время, мало кто мог похвастаться беспечным детством. Мальчишки тогда рано становились мужчинами, так как их отцы были на войне, то мужская работа доставалась именно им уже лет с 8-ми, а в 14 лет Долгов В.А. работал на заводе, шёл второй год Великой Отечественной.
Несмотря на такой труд Долгов В.А. получил хорошее образование, в школе он схватывал всё налету и с отличными отметками закончил её в 18 лет. После чего поступил в Сибирский Металлургический Институт (СМИ) – сейчас это СибГИУ, находится там же в г. Новокузнецке на ул. Кирова. По окончании института, прошёл 6-ти месячные военные сборы и получил звание лейтенанта танковых войск. Тогда в любом высшем учебном заведении существовала военная кафедра, где студенты проходили военную подготовку и после института становились офицерами запаса.
Долгов В.А. захотел продолжить своё обучение и получить учёную степень уже в лице научного сотрудника и поступил в аспирантуру в г. Свердловске, которому в настоящее время вернули название «Екатеринбург».
Однако так сложились обстоятельства, что ему пришлось оставить научную деятельность, и он стал работать, а позже вернулся в Новокузнецк и устроился на алюминиевый завод, где работал потом инженером.
Кроме работы Долгов В.А. постоянно разносторонне развивался, занимался различными видами спорта: лыжи, коньки, велосипед. Очень любил что-нибудь мастерить, даже выступал в хоре (у него был поставлен хороший голос, и он красиво пел), а главным любимым занятием у него была живопись. Он был очень влюблён в родной край, где родился и вырос, ходил в походы, охотился и любил рыбалку. Путешествовал по сибирским рекам, где мог неделями пропадать в тайге на берегу реки, ночевать в палатке и питаться только той пищей, которую мог добыть на природе. Любовь к природе его никогда не покидала, и он приобщал к подобному образу жизни свою семью. Всё что он когда-то видел, переносил на холсты. Много картин было им написано, это были только пейзажи и даже в своей квартире он на всех стенах написал по одной большой картине вместо обоев, которых тогда не было, и его годовалый внук пытался выползти на такую поляну, которая находилась в зале двухкомнатной квартиры. Но упираясь неоднократно лбом в стену, в недоумении смотрел на невидимую преграду и не понимал, что его туда не пускает.
Отработав около 35 лет на алюминиевом заводе, Долгов В.А. пошёл на пенсию. Однако в зимний сезон подрабатывал, а летом уезжал с семьёй на дачу, где занимался живописью. В 1986 году он уехал на постоянное место жительства со своей женой в Узбекистан, где они прожили до 1995 года, где он участвовал в выставках как художник и об этом была заметка в местной газете г. Ангрена. После развала Советского Союза Долговы вынуждены были вернуться, оставив там всё нажитое. Дачу, которую они оставили детям, когда уезжали в Среднюю Азию, пришлось продать и купить им дом. Как ветерану труда на алюминиевом заводе, Долгову В.А. предоставили помещение, где он продолжил писать картины и заниматься починкой разных изделий от обуви до мебели. Зарегистрировал свою частную предпринимательскую деятельность и стал зарабатывать, но это он делал скорее потому, что не мог находиться без дела, а картины он продавал. Держал мастерскую Долгов до 2008 года, ему уже было почти 79 лет, супруга Лилия Андреевна стала много болеть и ему необходимо было быть рядом. Спустя два года не стало жены и ещё через два скончался и сам Долгов В.А.
Если более подробно описывать биографию Долгова В.А., то это будет похоже на большой роман, но хотелось бы отметить стойкий характер человека. У него было очень важное качество – он никогда не забывал своих обещаний и не уступал по своей надёжности, с ним было всегда интересно, и он поражал своим высоким интеллектуальным развитием, которое не старался выпячивать.
- Нет
-Да
-Красок…цвета
- Не совсем
- Как цветом передать настроение природы
Изучение нового материала
- От чего зависит настроение природы?
- Краски, какого цвета вы бы взяли, чтобы создать сегодняшний день? (обратить внимание на разные тона одного цвета: яркий желтый, синий, голубой, светлый и темный зеленый и т.д.)
Попробуем перевести на цветовые отношения настроения пейзажа.
Игра «Один из трех»
Перед вами цветовые палитры. Какая палитра соответствует картинам художников:
1. Состояние природы:
2. Время суток:
3. Время года:
- Время года, время суток, погода.
устно
Практическая работа
- Перед тем как выполнить живописный пейзаж красками, мы сегодня на уроке выполним упражнения на подбор цвета для передачи того или иного состояния в пейзаже. И поможет нам в этом компьютер и программа Paint.
У каждой группы есть рисунок в папке на рабочем столе. Ваша задача с помощью цветовых заливок создать настроение пейзажа. Но прежде выполните палитру соответствующую вашему заданию. Рисунок 1, открываем его с помощью программы Paint.
Например. Перед вами рисунок, вы делаете заливку подбирая краски зимы (показ с коментариями).
Ваша задача не только передать настроение пейзажа, но и показать его. Собираете вместе все рисунки и создаете презентацию, подумайте, как вы представите свою работу, вспомните стихи, или опишите своими словами.
Приступили к работе.
Предварительное задание – создать цветовую палитру
Задание: Создание пейзажа настроения – работа в программе Paint.
(1 группа: времена года;
2 группа: время суток;
3 группа: состояние природы)
Учительоткрывает рисунок 1,2 в программе Paint.
Презентация
Ученики открывают рисунок 1, затем
рисунок 2 в программе Paint.
Итог урока
Рефлексия
Анализ работы
Вывод
Подводится итог по баллам
Группа... получила большее признание одноклассников
- Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу.
Изменился ли цвет вашего настроения? Давайте заполним палитру настроения.
“В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”. К.Г.Паустовский.
Я прощаюсь, и настроение у меня от общения с вами и от ваших работ приподнятое, жду следующего нашего урока. До свидания.
Показ работ с комментариями
Каждая группа оценивает работу друг друга (карточки-критерии)
Презентации учащихся
На экране палитра с пустыми ячейками.
На экране высвечивает-ся эпиграф
Музыка.
Планируемые результаты в условиях ФГОС.
Личностные:
Характеризоватьцвет как средство выразительности в живописных произведениях.
Объяснять понятия:цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.
Различатьи называтьтеплые и холодные оттенки цвета.
Объяснятьпонятие «колорит», «пейжаж»
Развивать навыкколористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой природы, цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.
Приобретатьтворческий опыт в процессе создания
красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.
Овладевать навыками живописного изображения.
Метапредметные:
Формироватьпредставления о различных целях и задачах изображения природы родного края.
Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.
Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (линия горизонта).
Осваивать простые композиционные умения организации
Предметные:
Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.
Получать навыкихудожественного изображения способом аппликации.
Развивать вкус,эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.