2 | Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока | Актуализация знаний учащегося о жанре живописи – пейзаж. Обращение учащегося к работам художника-мариниста И.К.Айвазовского. Анализ настроения работ, цветовой гаммы и композиции. | Слайд 1 С белым гребнем на резкой складке. То без гребня, свинцово-сизым, С мелкой рябью волны гусиной, То задумчивым, светло-синим, Просто светлым и просто синим. То лиловым, то красноватым. То молчащим, то говорливым, С гордой гривою в час прилива. Но бывает оно и чёрным, Чёрным, мечущимся, покатым, Неумолчным и непокорным, Поднимающимся и горбатым. Слайд 2 -О чём пойдёт разговор на нашем уроке? Море всегда имело огромную, притягательную силу для художников. В разное время многие живописцы обращались к изображению морских пейзажей. Художника, который пишет море, называют маринистом, например И.К.Айвазовского. Слайд 3 Иван Айвазовский целиком отдал свой большой талант изображению морских пейзажей. Он жил в южном городе Феодосии. Построил свой дом на берегу так, чтобы из окон всегда было видно Чёрное море. За свою долгую жизнь живописец написал более шести тысяч морских пейзажей. В изображение морской стихии, в бесконечном разнообразии морских мотивов он не знал соперников. И сегодня морские пейзажи Айвазовского привлекают воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера. Он является автором грандиозных полотен, в которых романтически воспевает силу и величие морской стихии. Также посвящал свои полотна героическим делам русского флота. (Слайд № 4,5,6,7) Иван Айвазовский писал море в бурю. Писал море и в штиль. То пронизанное солнцем, то хмурое в пасмурный день, то ревущее в шторм – всегда в движении. Изображая природу, художник всегда выражает своё настроение и отношение к жизни. -Что происходит с человеком, когда он видит солнце, ощущает на себе холодный ветер, дождь, попадает в грозу, ночной снегопад? Всё, что делает художник, обращено к душе человека, всё говорит о человеческих чувствах. Не только люди, но и сама природа имеет свой характер и своё настроение, которое художник стремится увидеть, понять, выразить. У природы, как и у любого человека, настроение может быть разным. Пейзаж может быть тревожным, грустным, спокойным, радостным. Слайд 8,9 -Что помогает художнику передать настроение моря? (цвет) -На каком из этих пейзажей Ивана Айвазовского море весёлое, игривое? -На каком оно тихое, ласковое? -А на каком тревожное, грозное? На картине «Морской пейзаж с обломками корабля под лунным светом» - море изображено грозным, таинственным. На картине цвета смешаны с чёрной краской. На картине «Залив» - жёлтые мазки придают морю весёлое, игривое настроение. На картине «Море ранним вечером» - настроение получилось нежное, лёгкое, спокойное. Здесь краски смешаны с белым цветом. Слайд 10 Настроение природы в картине и своё настроение можно передать с помощью цвета. -Как можно превратить цвет в нежный, тревожный, тихий? (смешивая с белой, чёрной и серой красками) Слайд 11,12 -Каким мы видим море на этих картинах? -Как художник передаёт настроение моря? | Коллекция репродукций художника-пейзажиста (Презентация) | 7 мин |
4 | Первичная проверка понимания учащимся учебного материала | Анализ работы: Какими инструментами начинаем работать… Как правильно распределить объекты на холсте Какую цветовую гамму необходимо выбрать для морского пейзажа | Для создания моря смеющегося, радостного, используй чистые цвета – синий, зелёный, жёлтый. Чтобы придать морю спокойное настроение, во все цвета добавляй белую краску. Чтобы изобразить шторм, добавь в краски чёрный цвет. Важное значение имеет направление и характер мазков, которыми кладут краску. Они могут быть энергичными или текучими, мягкими; мелкими или широкими, размашистыми. Мазки создают фактуру, которая тоже выражает ваше настроение, вашу волю, которые вы вкладываете в изображение. | Морской пейзаж-настроение, выполненный в программе ArtRage | 3 мин |