1. Целеполагание (2 мин.) | Учитель: Всем Здравствуйте. Сегодня у нас по живописи новая тема, которая тесно связана с предыдущими. Мы с вами изучали ахроматические цвета, теплые и холодные, а сегодня объединим их и разберем какие бывают цветовые контрасты. Тема нашего урока – цветовые контрасты. Как вы думаете, какая цель нашего занятия? (ответ) Цель нашего урока-изучить какие бывают цветовые контрасты и для чего они нам могут пригодиться. на основе полученных знаний мы выполним практическое задание в интересной современной технике. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, определяют цель урока. | Личностные: Имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: Осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: Слушают, понимают, делают выводы. |
2. Изучение новых определений, работа со схемами (10 мин.) | Учитель: Но прежде чем говорить о контрастах, разберем что такое цветовая гармония и для чего она нужна. Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие определенные эмоции. Например, если рисунок выполнен в спокойных цветах или пастельных оттенках – нам смотреть на нее приятно, мы успокаиваемся, расслабляемся, а если же цвета контрастные – то есть яркие в сочетании со светлыми цветами – то нам от этой картины станет тревожно, волнительно. Так что же такое цветовой контраст? (ответ) Цветовой контраст – это разница между оттенками цвета. То есть это какие могут быть оттенки? (предполагаемый ответ: теплые и холодные, яркие и менее насыщенные). Чтобы понять и изучить цветовые контрасты, нам понадобится цветовой круг Иттена (учащимся раздаются цветовые круги) Иоганнес Иттен – Швейцарский художник, выдающийся педагог, теоретик дизайна, автор книги «Искусство цвета», создатель одного из цветовых кругов. Цветовой круг Иттена – это круговая модель взаимодействия оттенков и цветов между собой: разделение по первичным, вторичным и третичным цветам. (показать основные, вторичные и третичные). Существуют 3 основных цвета – это красный, синий и желтый. Из этих трех цветов мы можем получить любые цветовые оттенки, если в равном количестве смешать красный и синий цвет какой получится? (ответ), если смешать – синий и желтый? (ответ), а если смешать желтый и красный? (ответ). При смешении первичных цветов, получатся вторичные, это фиолетовый, зеленый и оранжевый. Остальные шесть цветов являются третичными, они представляют собой парную комбинацию первичных и вторичных цветов, это: желто-зеленый, сине-зеленый, желто-оранжевый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый и фиолетово-красный цвета. После того как мы с вами выяснили, из каких цветов состоит цветовой круг Иттена, приступим к изучению цветовых контрастов. Существуют 3 вида цветовых контрастов: Контрастные цвета – это пары резко противоположных цветов, взаимно усиливающих насыщенность друг друга (с помощью схем показываю какие цвета можно сочетать, например, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый, те цвета, которые находят друг на против друга) Родственно-контрастные цвета – это сочетание основного цвета и двух дополнительных, существуют 2 схемы родственно-контрастных цветов (равнобедренный треугольник и равносторонний, с помощью схем показываю какие цвета можно сочетать, равнобедренный треугольник более спокойной по своей цветовой гармонии, а равносторонний треугольник – более насыщенный) Родственные цвета – как вы думаете, какие могут быть цвета в родственной гармонии? (ответ) - это цвета, которые в спектре находятся рядом, располагаются в одной четверти цветового круга (с помощью схем показываю какие цвета можно сочетать). | Слушают учителя, отвечают на вопросы, опираясь на ранее приобретенные знания. Активно учувствуют в разборе новой темы при помощи подготовленного наглядного материала. | Личностные: Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: Получают новую информацию, знакомятся с определениями. Выполняют учебно-познавательные действия в устной форме. Работают с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: Отвечают на поставленные вопросы. Учатся слушать других. |
3. Практическое задание «Именная абстракция» (18 мин.) | Учитель: Мы с вами изучили какие бывают цветовые контрасты, предлагаю закрепить полученные новые знания при помощи практического задания. Но прежде чем приступить к его выполнению, посмотрим небольшой мастер-класс. Смотрим и слушаем внимательно, потому что в этом мастер-классе я объясняю, как и с помощью чего мы с вами будем делать практическое задание. (Пока учащиеся смотрят мастер-класс, раздаю каждому подготовленный материал для выполнения практического задания, это – вырезанный круг из формата А4, по 3 нитки, палитры (у кого нет), несколько линеров и маркеров). Приступаем к выполнению практического задания, которое мы назовем «Именная абстракция», прежде чем начать, давайте выберем, какой цветовой контраст каждый из вас будет выражать в абстрактной композиции. После того как учащиеся выберут цветовой контраст, приступают к выполнению абстракции. Давайте уберем наши работы в сторону, чтобы они немного подсохли, вернемся к ним немного позже. | Смотрят мастер-класс, выполняют практическое задание | Личностные: Совершенствуют приобретенные знания и умения. Участвуют в творческом процессе. Познавательные: Слушают и смотрят, извлекая нужную информацию. Выполняют учебно-познавательные действия в практической форме; Регулятивные: Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Планируют необходимые действия. Коммуникативные: Учитывают в сотрудничестве выбор одноклассников, отличный от собственного; |
4.Заключительная часть урока – тест (5 мин.) | Учитель: Наш урок подходит к концу, и чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, давайте пройдем небольшой тест. (Раздаю цветные круги для ответов) На экране появляются вопросы по изученной теме, варианты ответов – в виде цветных кружков (красный, синий, желтый), учитель озвучивает вопрос, ученики поднимают цвет правильного ответа) А теперь вернемся к нашим абстракциям, и что бы они стали именные, мы оставим на них свои инициалы или имя. | Беседуют с учителем, проверяют насколько хорошо усвоили новую тему. | Личностные: Проявляют способность к самооценке своих действий, умений. Познавательные: Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков Регулятивные: Адекватно оценивают свою работу. Осуществляют функции самоконтроля. Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
6. Рефлексия урока (4 мин.) | Учитель: На этом наш урок окончен. И мне очень интересно, какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока, поэтому давайте все вместе оценим нашу работу, используя цветные кружочки. Рефлексия в виде картинки: Красный цвет – урок был очень интересный, я получил(а) новые умения и навыки и буду пользоваться этим в дальнейшем. Мне все понравилось! Синий цвет – урок мне понравился, но не знаю понадобится ли мне это в дальнейшем! Желтый цвет – мне было скучно и не интересно выполнять задания, потому что я это уже знаю! Благодарю за хорошую работу на уроке, вы большие молодцы! | Определяют свое эмоциональное состояние после занятия | Личностные: Участвуют в творческом процессе. Познавательные: Узнают соотношение цвета и настроения, делают выводы. Регулятивные: Оценивают свое эмоциональное состояние на уроке. Коммуникативные: Высказывают свою точку зрения. Формулируют свое мнение относительно урока, при этом уважают других участников образовательного процесса. |