Открытый урок по изобразительному искусству на тему "Композиция"
Открытый урок по изобразительному искусству на тему "Композиция"
Уроки изобразительного искусства – это, прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для ребёнка своеобразная реализация своего видения мира. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. Но так как в учебном плане этот предмет занимает всего 1 час, то необходимо использовать все возможности, чтобы урок превратился в сказку, в путешествие, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по изобразительному искусству на тему "Композиция"»
открытый урок по ИЗО в 6 классе
Поурочный план урока по изобразительному искусству
Уроки изобразительного искусства – это, прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для ребёнка своеобразная реализация своего видения мира. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. Но так как в учебном плане этот предмет занимает всего 1 час, то необходимо использовать все возможности, чтобы урок превратился в сказку, в путешествие, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок.
Тема урока: Композиция
Вид занятия: Рисование по представлению по памяти.
6класс
Метод: Интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.
Место проведения: Учебный класс.
Время: 45 минут.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Цель: дать понятие термина «композиция»; познакомить учащихся с правилами компоновки рисунка на листе; учить размещать рисунок на листе так, чтобы он выглядел выразительно, правильно выбирать формат листа; развивать пространственные представления; воспитывать интерес к предмету.
Обучающая ознакомить с новыми возможностями художественных техник, рисование по представлению.
Развивающая развивать у учеников художественную речь, способствовать развитию самостоятельности, развитие фантастических способностей и умение работать в проблемной ситуации, развитие зрительной памяти,.
Воспитательная, воспитывать интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
План урока:
Организационный момент
Изучение нового материала
Практическая работа
Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Добрый день. Я рада всех вас приветствовать на этом уроке. Сегодня урок немного необычный, у нас присутствуют гости, поэтому, чтобы потом не возникло недоразумений, проверьте в начале урока, всё ли у вас есть на парте.
2. Сообщение темы урока
Учитель. На каждом уроке изобразительного искусства мы с вами знакомимся с каким-либо правилом рисования.
Одни из них мы используем при работе карандашом, другие – с акварельными красками. Но сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами, которые применяются при выполнении работ почти всех видов, знание которых абсолютно необходимо для выполнения грамотного рисунка.
3.Постановка проблемы.
Учитель. Представьте себе такую картину. У вас два метра ткани, и вам нужно вырезать носовой платок. Как вы это сделаете? В эксперименте заменим ткань полоской бумаги.
Вырежьте из нее квадрат, а затем мы обсудим результат эксперимента.
(Вероятней всего, ученик вырежет квадрат или в центре листа, или ближе к краю, но посередине и т. д. В результате обсуждения выясняем, что в таком случае пропадет весь кусок ткани, так как из него уже большой вещи не сошьешь.)
Вот так может быть и в рисунке. Посмотрите на таблицу «Компоновка на листе».
hello_html_266478d6.png
Что вы можете сказать о рисунке г)?
Ученик. Рисунок очень маленький, а нарисован на большом листе. В результате большая часть листа пустая. А рисунок б), наоборот, очень большой для листа такого размера. Наиболее правильно расположен рисунок в).
4.Сообщение теоретических сведений.
1. Определение термина «к о м п о з и ц и я».
Учитель. Вы убедились, насколько важно уметь правильно размещать на листе бумаги изображаемые предметы. Теперь определим понятие «композиция».
Композиция реалистического произведения неразрывно связана с его содержанием и служит средством выражения замысла художника
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части.
Ритм – это организующее и эстетическое начало композиции.
Термин «композиция» (от лат. compositio) обозначает сочинение, составление, сопоставление, соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке.
Поскольку слово «композиция» обозначает процесс сочинения, то применительно к изобразительному искусству это есть процесс сочинения художественного произведения, составление его частей.
Если художник просто механически перенесет на холст или бумагу увиденное явление или событие, то, вероятней всего, картина в этом случае будет невыразительна. Недаром живописцами делается немало набросков, зарисовок, прежде чем они начнут работу над произведением.
Вот, например, как великий русский художник, непревзойденный мастер композиции В. И. Суриков работал над историческим полотном «Боярыня Морозова». Очень долгое время ему не удавалось передать движение саней.
Для того чтобы решить эту проблему, ему требовалось определить нужный формат, и он неоднократно прибавлял, пришивал холст. «Не идет у меня лошадь, да и только, – писал об этом Суриков. – Наконец, прибавил последний кусок – и лошадь пошла…
5.Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Зная правила работы над рисунком, нарисуем сегодня…
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Кто это? Ну, конечно, бабочка. Вот ее-то мы и нарисуем.
Сначала мы определим форму предмета. Как видите, бабочка имеет сложную форму, но ее можно вписать в прямоугольник.
Разместим этот прямоугольник на листе бумаги в соответствии с правилами компоновки и проведем осевую линию. Проверим композицию.
hello_html_m51826c50.png
После этого начинаем детально прорисовывать бабочку.
И, только проработав форму, мы можем приступить к работе красками.
– Зачем нужно знать правила построения композиции?
– Оцените свою работу. Правильно ли у вас скомпонован рисунок?
3. Выставление оценок.
9.Сейчас все откроем дневники и запишем домашнее задание
Домашнее задание: оформить в тетради раздел «Композиция».
Смотрят презентацию и дают характеристику цветовых контрастов
Фронталь-ная, индивиду-альная
Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; получают представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Предметные: развивают визуально-пространственное мышление как форму эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; используют речевые средства в соответствии с ситуацией .
Личностные: проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность
Практический, Творческий поиск
- Сегодня мы будем работать по группам. Выполняя задания, вам необходимо будет использовать цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции.
- Для работы вам необходимо объединиться в группы по 3-4 человека. Выполните задание 2 (с. 87) учебника
Группой из нескольких человек создают
в макете цветовое решение пространства микрорайона
Групповая
Познавательные: выполняют групповую творческую работу по теме.
Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.
Личностные: осознают свои интересы и цели
IV. Итоги урока. Рефлек-сия
Беседа о проделанной работе
- Ребята, предлагаю устроить круглый стол. Поговорим о цветовом решении ваших объектов. Как вы сочетали форму и цвет, в связи с чем использовали ритмические акценты? Какие возможности даёт вам кривизна поверхностей? Какую смысловую информацию несёт ваш объект?
В форме беседы объясняют цветовое решение своей композиции; адекватно оценивают работу одноклассников
Индивиду-альнзя
Познавательные: понимают и объясняют особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; оценивают конечный результат
Ресурсный материал к уроку 16
Способ применения цвета в дизайне и архитектуре иной, чем в живописи. Если в живописи много различных оттенков, нюансов, то в дизайне и архитектуре цвет применяется локальным (однородным). Цвет в архитектуре не такой открытый и интенсивный, как в окраске вещи (чаще пастельные, разбеленные). Частная резиденция в пригороде Мадрида. (Слайд 13.)
Белый цвет - один из самых удивительных и уникальных. Этот цвет символизирует чистоту и совершенство, невинность и святость, радость и надежду. (Слайд 14.) Когда мы хотим чувствовать себя празднично, мы надеваем белую одежду. Такие же чувства и ощущения вызывает белый цвет и в дизайне.
Белый цвет в сочетании с разными текстурами, разной кривизной поверхностей, разным расположением их в пространстве, разным освещением даёт дизайнеру широкие возможности. Скульпгуры-кобманки» Даниэля Аршама. (Слайд 15.)
Белый стиль в архитектуре и дизайне совсем не означает, что будет использоваться только теоретически чистый белый цвет. Понятие белый цвет означает использование в качестве базового белого и гаммы его оттенков, а также других цветов из сильно разбеленного пастельного ряда. (Слайд 16.) Спальня в морском стиле.
Сочетание белого с мягкими и комфортными цветами и естественными материалами, имеющими приглушенный колорит, создают для человека благоприятную среду с определенным романтическим уклоном. Композиция английского дизайнера Джеймса Бургесса. (Слайд 17.)
- Вспомните наскальные рисунки и попробуйте догадаться, какой цвет, по мнению учёных, научился различать человек первым из всех хроматических цветов.
Наука утверждает: красный цвет - первый, который человек научился различать из всех хроматических цветов. С ним связано наибольшее количество ассоциаций и смысловых значений. Красный цвет - огонь, кровь, красота. Мы говорили раньше «красна девица», «красный угол», а название Красная площадь (то есть красивая) сохранилось и поныне. Копия кресла от именитого дизайнера Еего Aarnio. (Слайд 18.)
Еще один цвет, глядя на который человек вспоминает о солнце, - желтый. В русской культуре желтый цвет ассоциируется с золотым. Золото куполов православных храмов, желтые дворянские особняки, утопавшие летом в зелени, - вот он, портрет матушки-России. Зал Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. (Слайд 19.)
Зеленый цвет является одним из самых естественных и гармоничных. Одно из главных достоинств зеленого цвета - это то, что даже его самые яркие оттенки довольно «гибкие» и легко воспринимаются. (Слайд 20.) Это делает зеленый цвет естественной основой для очень многих дизайнерских стилей, ведь это единственный цвет, который может быть и холодным и теплым в зависимости от насыщенности или тона.
Красиво смотрятся темные цвета рядом со светлыми. Использование контрастных цветов - это всегда эмоциональное напряжение. Сочетание белого и черного придает некую официальность. Черно-белый интерьер фермы в Пью-Йорке. (Слайд 21.)
Цветовая палитра современных материалов очень велика. Чтобы разные оттенки гармонировали между собой, требуется глубокое знание колористки. (Слайд 22.)