Учитель : Сегодня у нас в гостях Обвинская роспись, русское чудо. Посмотрите на домашнюю утварь: жбаны, прялки, игрушки, представленные на нашей импровизированной выставке. Сегодня мы узнаем, что же это за чудо Обвинская роспись: послушаем ваши сообщения об Обвинской росписи, изучим элементы росписи, и вы поработаете в творческой мастерской в группах.
Проверка домашнего задания
Учитель: На дом вам было задано подготовить сообщения об Обвинской росписи. Давайте послушаем ваши сообщения
1сообщение. Из истории возникновения и развития промысла.
Как и у всякой другой росписи, у Обвинской есть своя история. Среди крестьянских росписей Прикамья 19 – нач. 20 в. известной и популярной была обвинская роспись, которой украшали точеные прялки, бондарную посуду, игрушки. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 70-м гг. 19 в., учитывая, что основными центрами токарного и бондарного промыслов на р. Обве в то время были Сретенская и Кривецкая волости Пермского уезда, видимо в деревнях этих волостей и зародилась традиция расписывать деревянные изделия.
2сообщение. Этапы развития .
В развитии обвинской росписи наблюдается несколько этапов. В ранних памятниках этой росписи четко прослеживается связь с традициями народного искусства русского Севера: живописная манера письма; расположение главных мотивов – двух-трех цветов на оси симметрии, как и в резных северорусских прялках. Для обвинской росписи этого периода характерно сопоставление яркого цветного фона с живописным орнаментом. Цветы («обвинские розы») располагались в центре композиции или на оси симметрии, свободное пространство заполнялось пушистыми стеблями, ветками, ягодами.
Объяснение последовательности росписи. Технология обвинской росписи
Учитель:
Обвинская роспись - своеобразна, ярка, празднична и проста в исполнении.
Этой росписью украшали домашнюю утварь: жбаны, прялки, игрушки.
Почти на всех Обвинских прялках встречается 8-лепестковый цветок, похожий на звезду или два 4-лепестковых цветка, похожих друг на друга.
Мотив расположен либо в верхней части лопасти прялки, либо в центре на пересечении диагоналей, либо внизу лопасти прялки у ножки. Звезду от остальной росписи отделяли рядами точек или кружков, чтобы обратить на неё внимание. По мнению искусствоведа В.А.Барадулина, такая звезда, является эмблемой, фирменным знаком мастера, её же ставили на своих работах рисовальщики, иконописцы и маляры Выгорецкого старообрядчества (Карелия), которые в XVIII-XIX веках из-за веры были разогнаны. Поэтому в ранней Обвинской росписи видна её связь с искусством Русского Севера. О близости к северной традиции говорит и живописная манера письма, когда поверх подмалёвков накладывали пробелы, придавая этим мягкие переходы от цвета к цвету и объёмность.
Обвинская роспись – это особый вид народных уральских росписей, в которой получили развитие орнаментально-графические элементы.
Сначала живописная и сдержанная по цвету, она превратилась в красочную мозаичную графику. Обвинской росписи свойственен холодный колорит: синий, чёрно-зелёный, пронзительно голубой или зеленоватый фон обычно сочетается с тёплыми тонами растительных мотивов. Мазки кисти скупы и точны, отдельные элементы написаны одним цветом, отчего они играют, как камушки смальты. Графичность мотивов и локальность окраски создают особую декоративность обвинской росписи.
Благодаря массовому изготовлению изделий на рынок, для привлечения внимания в базарной торговле, крестьянские мастера стали использовать яркие, сильные по цветовому эффекту цвета.
На оранжевом фоне они рисовали голубые листья, а разживку – жёлтой. Если фон был зелёный, то в орнаменте преобладал красный. Остальные цвета были подголостками, усиливающими или смягчающими цветовой контраст.
В обвинской прялочной росписи встречаются необычные композиции, но все их варианты объединяет образ необычно цветущего дерева или куста: древа-жизни, древа-символа райских садов. По-разному трактовался этот мотив в многочисленных крестьянских росписях.
Во II половине XIX века для обвинской росписи характерно контрастное сопоставление яркого фона с живописным орнаментом. Цветы - «обвинские розы» располагались в центре или на оси симметрии, а травка с длинными пушистыми стеблями и ягодами заполняла свободное пространство.
Периодрасцвета обвинской росписи приходится на 1870-1900 годы. Вследствие роста промысла была упрощена композиция, симметрия уступает место свободной росписи. Появились стилизованные приёмы, связанные с ускорением процесса выполнения рисунка. Изменился колорит - стали преобладать ярко-зеленые, голубые и оранжевые цвета.
«Обвинская роза» - цветок с круто закрученной спиралью в середине и мелкими лепестками, превратился в бутон. Листья приобрели чётко очерчённую ланцетовидную форму. Много места стали занимать мягкие пушистые веточки-травки. Исчезли живописные переходные цвета, роспись стала плоскостной. В обвинской росписи конца XIX века существовали две разновидности: графическая, где главную роль играла чёткая линия и живописная в которой предпочтение отдавалось мазку. Живописная роспись выполнялась маховым приёмом: лохматые контуры форм, неровная закраска плоскостей с просвечивающим фоном. Основным мотивом оставалась крупная розетка с пятью или семью лепестками. В поздней обвинской росписи выделялся живописный вариант с небольшими пастозными мазками, на которых при высыхании остаются следы кисти. Густотёртые краски и неровные контуры придают росписи несколько небрежный вид.
При сохранении традиций трёхчастной композиции, грубые приёмы письма создали иной образ, в котором цветущее дерево заменилось фейерверком каплевидных мазков, расходящихся лучами от главных пятен, цветы превратились в огненные колёса, а травка в плотные кудрявые ветви.
Мягкие мазки сменились закрученными завитками - мотив шенкурской кудрявой веточки (связь с шенкурской росписью Русского Севера). На обвинских прялках такие же округлые формы, связывающие листья, завитки, утолщающие основной стебель.
На рубеже XIX-XX веков изменился характер композиций, увеличение травки, цветового контраста. Мотивы приобрели большую выразительность за счет того, что отбрасывались мелкие элементы.
На протяжении десятилетий мотив обвинских прялок претерпел ряд изменений, но неизменным элементом композиции оставалась «Обвинская роза»
Практическая работа
- Настало время поработать в творческой мастерской Обвинских мастеров.
(Учитель напоминает правила работы с красками, кистью .Основной инструмент – кисти (колонковые и беличьи), размер с №1- 10.Расписывать можно гуашью по фону.)
Работать мы будем в группах. У каждой группы – своя выразительная форма. Каждый участник группы выбирает один из элементов, которыми будет украшена ваша форма и рисует её на отдельном листе. Каждый элемент вырезается, и вы составляете на заданной форме узор. Выполнение росписи.
Итог урока.
С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Где и когда возникла Обвинская роспись роспись?
Основные элементы Обвинской росписи?
Цветовая палитра Обвинской росписи?
Композиционное построение рисунка?
На каких изделиях встречается эта роспись?
Какие изделия мастеров больше всего понравились?
Выставка работ.
Литература:
Барадулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск,1982г.