Настрой на урок | 3мин 1 мин | - Психологический настрой. Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на уроке изобразительного искусства. Уроки изобразительного искусства – это самые необычайные уроки. Они позволяют воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, художественный вкус. В своих работах мы можем выразить свои мысли, чувства, настроение. На уроках ИЗО мы открываем перед собой все многообразие окружающей нас жизни. Я прочитаю вам стихотворение М.Волошина. Послушайте, пусть эти слова вдохновят вас на активную работу. Все видеть, все понять, Все знать, все пережить, Все формы, все цвета Вобрать в себя глазами Пройти по всей земле Горящими ступнями, Все воспринять и снова воплотить! А эпиграфом нашего урока станут слова: “Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!” Что поняли? – Что значит “надо мной”, “подо мной”, “вокруг меня”? Предлагаю посмотреть видеоролик. О чем он говорит? | - Учащиеся слушают - Отвечают на вопросы Определяют тему урока | ФО «Молодцы, очень хорошо, отлично» | |
Введение в новую тему | 5 мин | Тема урока: как прекрасен этот мир. -Сегодня у нас необычный урок, мы будем говорить о поэзии о музыке и о искусстве! - Связь между музыкой и поэзией полностью раскрывает, дополняет какой-то образ. -Давайте вспомним, а кто еще помогает нам создать тот или иной образ? Сегодня мы с вами вспомним творчество Ф. И. Тютчева. Учитель: Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи, а точнее описывал все, что его окружало, волновало, огорчало, восхищало. Записывал: А потом еще и еще раз возвращался к тексту и оттачивал каждое слово, каждую фразу, добиваясь красоты, точности, чуда. И вот одним из таких чудес является стихотворение "Весенние воды" Учитель: Давайте закроем глазки и внимательно послушаем его стихотворение. Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят - Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед". Весна идет, весна идет! И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней! Вам понравилось это стихотворение? Какие чувства и настроение оно вызывает? -О какой весне пишет поэт? - Какие слова вам подсказали? Учитель: А теперь проанализируем стихотворение. 1 четверостишие (читается) - Каким поэт Тютчев назвал берег? (сонным) - Почему о весенних ручьях сказано, что они блещут и гласят? (блещут - вода отражается в лучах солнца; гласят - бегут, разговаривают, шумят) - Какие ещё действия совершают ручьи? (бегут, будят) - Что общего между всеми этими словами? (глаголы) - Тютчев использует в своём стихотворении глаголы, чтобы оживить природу, показать скорый приход весны. 2 четверостишие(читается) - Прочитайте, что гласят весенние ручьи. (Весна идёт! Весна идёт! ) - Как они сами себя называют? (мы молодой весны гонцы) - Тютчев наделил ручьи человеческой речью. А на самом деле они говорят? (журчат, звенят, как будто говорят) - Как в литературе называется этот приём? (олицетворение) Олицетворение - такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами - даром речи, способностью мыслить и чувствовать. 3 четверостишие (читается) - О чём восклицает поэт в 3 четверостишье? Для чего Тютчев использует в своём стихотворении эти повторы? (показать скорое наступление весны) Учитель: И вот ребята, мы еще раз убедились, в том ,что Ф.И. Тютчев непревзойденный мастер пейзажа и художественного слова при помощи средств художественной выразительности он показал одухотворенность многогранность, многоликость, яркость весенней природы. Сейчас мы с вами рассмотрели литературный пейзаж, но пейзажи еще бывают и живописными. Кто создавал живописные пейзажи? К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится знаменитая картина И. И. Левитана "Весна. Большая вода" на картине изображён момент половодья, когда "большая вода" покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками. Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, жёлтого и зелёного. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая густым зелёным пятном ели, а также оттенками зелёного в соседнем с ней дубе и сараях вдали. Наиболее разнообразен голубой цвет: вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. Звонкое, голубое небо, струящиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая лодка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, что, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня. Ученик: "Весна - большая вода" очень гармонична и притягательна, это одна из самых лирических картин Левитана. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскресения природы. Моменты весеннего пробуждения природы мы можем увидеть на картинах других наших художников. Ведь в нашей жизни кроме поэзии и картин еще есть и музыка, которая вносит в нашу жизнь прекрасные ноты ярких красок. Предлагаю послушать отрывок из классики Вивальди которая называется «Весна». Какое настроение было в произведении? (певучее, спокойное, напевное, мелодичное) Какой темп был у произведения? (умеренный, медленный, спокойный). Какие инструменты солировали в оркестре? (скрипка, флейта). Какие интонации слышны в теме флейты? (пение птиц) Удалось ли композитору передать в музыке весеннее пробуждение природы? (да) А с помощью чего? (темпа, характера, инструмента) Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. |
Ответы детей: Нам помогают еще и художники. (о ранней) (ещё в полях белеет снег) -Просматривают картинки. Отвечают на вопросы. 1 Графика 2 графика 3 Гравюра, линогравюра, ксилография, граттаж. художники | ФО Словесное поощрение за правильные ответы. «Молодцы» | |
Практическая работа | 3мин | -На доске вывешены картины - Учащимся задаются наводящие вопросы. 1.Какое слово прячется в этих картинках ? 2.Какой вид изобразительного искусства? 3.Какие виды графики вы знаете? Правильно ребята, тема нашего урока один из разделов графики «Граттаж». Мы с вами в течении года изучали виды графики. Так давайте же вспомним виды графики: Графика-это искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок (иногда - с применением цветовых пятен), а также (собир.) произведения этого искусства. Станковая, книжная, газетно-журнальная г. 2. Начертания письменных или печатных знаков, букв. Гравюра- на дереве называется - ксилография., гравюра на металле – офорт. Линогравюра – гравюра на линолеуме. Это изображения гравюр они относится к печатной графике. Ксилография –это.. ГРАТТАЖ (франц. grattage, от gratter «греттер» - скрести, царапать), способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или другим острым инструментом бумаги, картона, залитых тушью. Граттаж – техника, способ выполнения графической работы. Работа, которая выполняется художником методом процарапывания рисунка на бумаге. Давайте послушаем Вику, она у нас защищала творческий проект по этой теме. | - Изображают рисунок на формате А4 рисунок - Каждый выполняет свои обязанности в группе. | ФО «молодцы», « У вас все получится». | |