Просмотр содержимого документа
«Национальная одежда башкир»
Тема урока ___ Народная одежда башкир
Тип урока____ Урок изучения нового материала
Цель урока: познакомить с особенностями национального костюма и ролью орнамента в нем, научить рисовать орнамент, элементы народного костюма;
Развивающие: развитие творческих способностей, познавательной активности, развитие уверенности в своих силах.
Воспитательные: воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи; формирование бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны.
Предметные: выполнять орнамент и оформлять костюм с учетом национальных традиций.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;
Познавательные УУД: искать и отбирать информацию о национальном костюме (из собственных наблюдений и дополнительных источников); определять под руководством учителя особенности национального костюма.
Коммуникативные УУД: составлять рассказ об особенностях национального костюма на основе иллюстраций и собственных наблюдений; вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
Личностные: формировать представление о себе как о гражданине России; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны.
Задачи:
1.Образовательные: изучить понятия орнамента; научить изображать и изготавливать элементы национального костюма.
2.Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к истории Родины; воспитывать уважение к искусству своей страны.
3.Развивающие: развивать внимательность, творческое мировоззрение, умение работать в группе.
Ход урока
Учитель:
-Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Ребята, поприветствуйте гостей, присаживайтесь аккуратно, и покажите мне свою готовность к уроку изобразительного искусства.
- Проверьте, все ли у вас на месте, правильно ни расположены принадлежности. карандаши, гуашь, вода, салфетки.
Ученик: -Принадлежности должны быть со стороны рабочей руки. Я рисую и пишу правой - значит справа, у тех кто работает левой рукой –все располагается слева.
-Нам нужны карандаш, ластик, гуашь ( или использовать презентацию с загадками)
Учитель: - Чем мы обычно занимаемся на уроках Изобразительного искусства?
Ученик: рисуем, изучаем культуру и искусство, различные приемы изодеятельности
Учитель: - Отлично, тогда послушайте высказывание и ответьте на вопрос
Я - человек.
Я - живу на этой Земле.
Здесь мой дом, мои родные, мои друзья.
Я - как часть народа
Как часть Родины.
Что общего у выделенных слов?
НАРОД, РОДИНА, РОДНЫЕ, РОДИТЕЛИ
Ученик: Общий корень –род-
Учитель: что означает этот корень?
Ученик: это значит - несколько поколений, которые идут от одного предка
Учитель: вопрос подводящий к целеполаганию:
Как вы думаете, ребята, о чем будет наш урок?
Ученики: - о наших предках, об истории и культуре края, о том как жили люди , чем они занимались
Учитель: -молодцы! Вы сообразительные ребята. А кто знает, как одевались наши предки 200-300 лет назад?
Ученик: -одевались не как сейчас, а в народные костюмы. В одном из башкирских преданий говориться:
-«После зарождения мира расселись люди в разных местах и стали жить–поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда»
Учитель: О чем должны помнить люди, создавая одежду? (Удобство, красота, практичность)
Ученик: -Создавая одежду, люди заботились о том, чтобы она была не только удобной, но и красивой, нарядной. В течение многих лет одежда менялась, но во все времена у любого народа был свой национальный костюм. В покрое и украшении одежды сказывались природная среда, национальные черты характера, хозяйственно-бытовой уклад, верование народа.
Учитель: Конечно, в течение многих лет одежда менялась, но во все времена у любого народа был свой национальный костюм. Можете ли вы, по костюму определить национальность человека?
(показываю различные костюмы: русский, марийский, чувашский, башкирский и другие) ученики называют национальности и указывают верное соответствие костюму
Презентация «найди ошибку». Где костюмы неправильно подписаны и есть костюмы других стран
Учитель: какие национальные костюмы не подходят к общей коллекции одежды? Почему?
Ученик: называет и аргументирует – собраны костюмы народов, проживающих на территории Башкортостана,
Учитель: - Верно, вы очень внимательны. Где вы встречали национальный костюм?
Ученик: на праздниках, на концерте, в спектаклях
Учитель: я предлагаю сегодня подготовиться к одному из таких праздников и продумать себе костюм.
Девочка в платье (без украшений)///// и мальчик в обычной одежде читают стихи по строчкам
Мелодия курая. Чтение под музыку.
Башкирия! Моя земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
Продолжает звучать манящая башкирская мелодия.
Девочка: ах! Как бы я хотела попасть на праздник! Но мой наряд такой скромный и совсем не для народного гуляния, кто бы мне помог его дополнить?
Мальчик: мне тоже было бы интересно поучаствовать в празднике
Ребята : мы поможем! Мы знаем как выглядит народный Башкирский костюм!
Девочка и мальчик: вот спасибо! А мы вам за это станцуем! И вас научим
ФИЗМИНУТКА несколько танцевальных движений
Учитель: вы молодцы, ребята! хорошее дело затеяли. Так давайте скорей приниматься за работу. Делать все надо быстро, аккуратно и сообща
Презентация – элементы башкирского народного костюма .
Дети следят взглядом за движущимися предметами одежды и фразами (гимнастика для глаз)
и предлагают чем дополнить костюм (Нарядные сапожки, головной убор, нагрудное украшение, фартук) ////(сапожки, пояс, тюбетейка, нагрудное украшение)
Правила техники безопасности на уроке ИЗО
Практическая работа в группах
Взаимооценка работ. Нарядили героев или одну героиню.
Учитель: -Ребята, вы довольны результатом своей работы?
-Чем вам понравился сегодняшний урок? Необычный, мы не просто рисовали,
а словно разыграли спектакль, в котором помогли девочке (ребятам) собраться на праздник
- Чему он вас научил? Дружбе и взаимопомощи, аккуратности в работе, не терять время зря,
Любви к Родине, уважению к традициям Башкортрстана.
- Что показалось трудным? Было бы трудно выполнить задание в одиночку
- И что помогло справиться с поставленной задачей? Но все вместе мы справились
К тому же все наши работы пригодятся для проведения школьных мероприятий.
- Какую оценку вы бы себе поставили? Почему?
Учитель: ну что ж, я очень довольна вашими ответами и старанием на уроке. Надеюсь и наши гости не скучали.
Сегодня мы многому научились, порадовали друг друга.
А домашнее задание для всех творческое и каждый может выбрать его по силам:
представьте себе, что вы дизайнер одежды. Нарисуйте современную модель одежды и оформите ее в национальном стиле, используя полученные сегодня знания;
Найдите дополнительную информацию о значении элементов башкирского орнамента и способах его применения;
Подготовьте интересные вопросы по темам: национальные игры и традиции башкир и народов населяющих Республику Башкортостан.