Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Синие цветы Гжели.
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Синие цветы Гжели.
Цель: расширить знания обучающихся о народном декоративно-прикладномискусстве, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Синие цветы Гжели.»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №10 им. Героя России А.Р. Савченко
Конспект урока по изобразительному искусству в 5-м классе
Тема: «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Синие цветы Гжели.»
Подготовила и провела:
учитель Абакумова Т.Н.
Цель:расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре. Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла.
Задачи:
Продолжать формировать навыки росписи в традициях народного промысла. Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ. Воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.
Планируемые результаты:
Предметные
Умение видеть форму изделия.
Умение давать эстетическую оценку произведениям народных промыслов.
Умение выполнять базовые элементы кистевой росписи.
Творческое оформление объекта народного промысла.
Метапредметные
Знакомство с новым видом народного промысла, с терминами, характеризующими определённую группу народных промыслов.
Личностные
Формирование позитивной самооценки.
Осознание принадлежности к культуре России.
Развитие учебной мотивации.
Формирование эстетических чувств, основных моральных норм.
Коммуникативные
Осуществление коммуникативной деятельности в процессе усвоения нового материала.
Умение вступать в диалог и участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Умение давать определение изученных понятий.
Регулятивные
Умение организовывать самостоятельную учебную деятельность.
Умение последовательно выполнять необходимые операции (алгоритм действий).
Осознавать необходимость применения тех или иных художественных приёмов для достижения желаемого результата.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: изучение нового материала.
Форма урока: индивидуальная деятельность.
Материалы и оборудование:
Иллюстративный ряд, видеопроектор, компьютер, презентация «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Синие цветы Гжели», художественные материалы: лист бумаги А4, акварель или гуашь синего и белого цвета, палитра , кисти, салфетки, баночка с водой.
План урока:
Организационная часть (2 мин.)
Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний (3 мин.)
Объяснение нового материала (10 мин).
Практическая работа (20 мин.)
Рефлексия (5 мин)
Подведение итогов (4 мин.)
Домашнее задание(1 мин.)
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Добрый день ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Вы готовы? Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте? Мы начинаем урок.
2. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний
Звучит мелодия «Балалайка» (автор Михаил Рожков). В класс входят 4 ученицы с подносами, на которых находятся предметы с изображением народных промыслов: городецкая и жостовская росписи, хохлома, гжель. Учащиеся рассматривают предметы.
Ученицы поочередно рассказывают заранее подготовленные стихи о каждом народном промысле.
1.Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И легким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
2.Хохломская роспись: Алых ягод россыпь, Отголоски лета в зелени травы. Рощи – перелески, шелковые всплески Солнечно-медовой золотой листвы. У красы точеной – сарафан парчовый, По волнам узоров яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный праздничный наряд? Роспись хохломская, словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий - Всех чудес чудесней наша Хохлома!
3. По прозванью – Городец. Славится по всей России Своей росписью творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо – птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука! Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают, И кувшинки расцветают!
4. На жостовском подносе В зеркальной глади лака Ржаная медь колосьев, Степной румянец мака, Багрянец поздних листьев Лесной подснежник первый, А жостовские кисти Нежнее мягкой вербы.
Постановка проблемы и поиск темы урока учащимися
Учитель: Посмотрите внимательно на предметы и предположите, о чем мы сегодня будем с вами говорить? Ответы учащихся.
Учитель: Тема нашего урока - Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Более подробно мы с вами рассмотрим народный промысел Гжель.
Учитель: Как вы думаете, что станет целью сегодняшнего занятия? (Ответы учащихся.) Какие задачи мы перед собой поставим?(Ответы учащихся.)
3.Объяснение нового материала
Учитель: Как вы понимаете значение слова «Народные промыслы» (ответы учащихся).
Народные про́мыслы — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение. Народное ремесло берет некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости.
Учитель:А что значит «Истоки народных промыслов»? (ответы учащихся).
По толковому словарю Ожегова - 1. Начало, зарождение чего-либо. 2. Причина, основа чего-либо.
Учитель:Какие вы знаете народные промыслы? (ответы учащихся).
ХОХЛОМА
Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.
Золотая хохлома – один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры.
На всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.
В настоящее время крупнейшее в России предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения.
Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Иногда их добавляет зеленый, коричневый, желтый, оранжевый и даже применяют голубой и синий цвет. Но фон является главным. Для "хохломы" эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….
Здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят. Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми.
ГОРОДЕЦ
На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город-крепость. Здесь давным–давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами. Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались поездки и выезды на охоту. Так же рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.
Существовали и другие варианты, с мотивами птиц и кошек. Изображались сцены сражения – это были целые картины. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы, конь – качалка, шкатулки, чашки, разделочные доски, блюда, хлебницы.
В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева.
ДЕРЕВЯННАЯ ТОЧЕЧНАЯ ИГРУШКА МАТРЕШКА
ПРОМЫСЛОВЫЕ ЦЕНТРЫ:
СЕМЁНОВСКАЯ - на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме.
ПОЛХОВО – МАЙДАНСКАЯ - матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зеленый, а с синим — желтый, цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди.
СЕРГИЕВО ПОСАДСКАЯ (ЗАГОРСКАЯ) -одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с узорами. Она расписана,черный линии подчеркивают детали одежды и черты ее лица
ЖОСТОВО
Жостово - небольшая деревенька в 30 км. от центра Москвы (Мытищинский район). Население деревни составляют около 500 жителей.
Деревня Жостово прославилась на весь мир зародившимся там народным промыслом. Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу.
Творения жостовских умельцев хранятся в коллекциях супруги президента США Джорджа Буша Лоры Буш, бывшего президента Франции Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, в коллекциях первых лиц нашего государства.
В XVIII веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
Жостово славилось кузнецами, поэтому идея металлического лакированного подноса подноса попала на благодатную почву.
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
ГЖЕЛЬ
К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», «обжигать», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Край был богат залежами гончарных глин — это и навело местных жителей на мысль об изготовлении посуды. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.
Сами гжельцы любят говорить, что у них, как нигде в России сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
4. Практическая работа
Тренировочные упражнения по развитию кистевого письма.
Начнем с самых простых элементов гжельской росписи:
Линии, штрихи и точки - прямые, волнистые, спиралевидные, округлые - выполняются кончиком тонкой кисти свободным движением руки.
Бордюры (эти узоры используются для украшения краев изделий) - добавим капельки к линиям
Мазок-пятно. Такой прием росписи называют мазок на одну сторону или мазок с тенями в нем можно различить переход от светлого к темному.
Мазки кладутся широким круговым движением. В них виден постепенный переход от светлого к тёмному.
Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти. Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда.
Учитель на доске показывает выполнение всех элементов.
К какому выводу, ребята, мы пришли? Какие элементы используют гжельские мастера в своей работе? (ответы учащихся).
Творческое задание на составление орнамента
Вы стали настоящими мастерами росписи, овладели навыками кистевого письма.
Так как приближается праздник наших мам «День матери», то я предлагаю вам, ребята, сделать открытки нашим мамам с элементами росписи Гжель. Сами придумайте и нарисуйте элемент гжельской росписи.
Для того, чтобы расписать изделие, мало научиться рисовать узоры. Надо умело составлять композицию. Что это такое? (Расположение рисунка на изделии.) Правила композиции несложны: крупные элементы (основные) располагают в центре, вокруг более мелкие детали, дополнения. Бордюр – по краю. Элементы не должнымешатьдруг другу, смещаться в одну сторону, их не должно быть слишком много или слишком мало.
Верьте в себя! И у Вас все получится. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству. А еще вы сможете услышать голос Гжели.
Во время практической работы - целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
5. Рефлексия
Учитель: Чем отличаются народные промыслы друг от друга?
Чтобы понять, как вы усвоили урок, отгадайте загадки.
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (Гжель.)
Вот куски металла
Разной формы, цвета,
А на них кусочки
Солнечного лета.
Всё увидел мастер, красками нанёс.
Ну, конечно, это …(Жостовский поднос.)
6. Подведение итогов
Законченные работы выставляются на доске. Производится анализ работ, сравнивая с настоящими изделиями. Выставляются оценки за работу на уроке.
Учитель:Итак, ребята, столкнулись ли вы с трудностями при выполнении задания? (тяжело выполнить работу аккуратно и сохранить похожесть, стиль росписи) Конечно, за одно занятие мастерами росписи нам не стать — эти навыки достигаются долгой, упорной и кропотливой работой. И я считаю, что все вы справились!
Учитель: Ребята достигли мы цели урока, выполнили поставленные задачи?
Учитель: Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Учитель: Актуальна эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)
Учитель: Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой России.)
Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней. Закончить сегодняшний урок мне хочется словами эпиграфа:
Творенья русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных,
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
7. Домашнее задание
Используя полученные знания и умения изобразите синюю птицу — символ удачи, вдохновения и творчества.