kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Синие цветы Гжели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить знания обучающихся о народном декоративно-прикладномискусстве, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Синие цветы Гжели.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №10
им. Героя России А.Р. Савченко










Конспект урока по изобразительному искусству в 5-м классе



Тема: «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Синие цветы Гжели.»





Подготовила и провела:

учитель Абакумова Т.Н.

Цель: расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре. Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла.

Задачи:

Продолжать формировать навыки росписи в традициях народного промысла. Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ. Воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Умение видеть форму изделия.

  • Умение давать эстетическую оценку произведениям народных промыслов.

  • Умение выполнять базовые элементы кистевой росписи.

  • Творческое оформление объекта народного промысла.

Метапредметные

  • Знакомство с новым видом народного промысла, с терминами, характеризующими определённую группу народных промыслов.

Личностные

  • Формирование позитивной самооценки.

  • Осознание принадлежности к культуре России.

  • Развитие учебной мотивации.

  • Формирование эстетических чувств, основных моральных норм.

Коммуникативные

  • Осуществление коммуникативной деятельности в процессе усвоения нового материала.

  • Умение вступать в диалог и участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

  • Умение давать определение изученных понятий.

Регулятивные

  • Умение организовывать самостоятельную учебную деятельность.

  • Умение последовательно выполнять необходимые операции (алгоритм действий).

  • Осознавать необходимость применения тех или иных художественных приёмов для достижения желаемого результата.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: изучение нового материала.

Форма урока: индивидуальная деятельность.

Материалы и оборудование:

Иллюстративный ряд, видеопроектор, компьютер, презентация «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Синие цветы Гжели», художественные материалы: лист бумаги А4, акварель или гуашь синего и белого цвета, палитра , кисти, салфетки, баночка с водой.

План урока:

Организационная часть (2 мин.) 

Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний (3 мин.) 

Объяснение нового материала (10 мин)

Практическая работа (20 мин.) 

Рефлексия (5 мин)

Подведение итогов (4 мин.)

Домашнее задание(1 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Добрый день ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Вы готовы? Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте? Мы начинаем урок.


2. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний 

Звучит мелодия «Балалайка» (автор Михаил Рожков). В класс входят 4 ученицы с подносами, на которых находятся предметы с изображением народных промыслов: городецкая и жостовская росписи, хохлома, гжель. Учащиеся рассматривают предметы.

Ученицы поочередно рассказывают заранее подготовленные стихи о каждом народном промысле.

1.Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И легким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.


2.Хохломская роспись:
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи – перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
У красы точеной – сарафан парчовый,
По волнам узоров яхонты горят.
Что за чародеи Хохлому одели
В этот несказанный праздничный наряд?
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий -
Всех чудес чудесней наша Хохлома!


3. По прозванью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!


4. На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев
Лесной подснежник первый,
А жостовские кисти
Нежнее мягкой вербы.

Постановка проблемы и поиск темы урока учащимися

Учитель: Посмотрите внимательно на предметы и предположите, о чем мы сегодня будем с вами говорить? Ответы учащихся.

Учитель: Тема нашего урока - Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Более подробно мы с вами рассмотрим народный промысел Гжель.

Учитель: Как вы думаете, что станет целью сегодняшнего занятия? (Ответы учащихся.) Какие задачи мы перед собой поставим? (Ответы учащихся.)


3. Объяснение нового материала

Учитель: Как вы понимаете значение слова «Народные промыслы» (ответы учащихся).

Народные про́мыслы — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение. Народное ремесло берет некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости.

Учитель:А что значит «Истоки народных промыслов»? (ответы учащихся).

По толковому словарю Ожегова - 1. Начало, зарождение чего-либо. 2. Причина, основа чего-либо.

Учитель:Какие вы знаете народные промыслы? (ответы учащихся).

ХОХЛОМА

Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.

Золотая хохлома – один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры.

На всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

В настоящее время крупнейшее в России предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения.

Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Иногда их добавляет зеленый, коричневый, желтый, оранжевый и даже применяют голубой и синий цвет. Но фон является главным. Для "хохломы" эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

Здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят. Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми.

ГОРОДЕЦ

На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город-крепость. Здесь давным–давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами. Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались поездки и выезды на охоту. Так же рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

Существовали и другие варианты, с мотивами птиц и кошек. Изображались сцены сражения – это были целые картины. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы, конь – качалка, шкатулки, чашки, разделочные доски, блюда, хлебницы.

В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева.

ДЕРЕВЯННАЯ ТОЧЕЧНАЯ ИГРУШКА МАТРЕШКА

ПРОМЫСЛОВЫЕ ЦЕНТРЫ:

СЕМЁНОВСКАЯ - на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме.

ПОЛХОВО – МАЙДАНСКАЯ - матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зеленый, а с синим — желтый, цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди.

СЕРГИЕВО ПОСАДСКАЯ (ЗАГОРСКАЯ) -одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с узорами. Она расписана,черный линии подчеркивают детали одежды и черты ее лица

ЖОСТОВО

Жостово - небольшая деревенька в 30 км. от центра Москвы (Мытищинский район). Население деревни составляют около 500 жителей.

Деревня Жостово прославилась на весь мир зародившимся там народным промыслом. Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу.

Творения жостовских умельцев хранятся в коллекциях супруги президента США Джорджа Буша Лоры Буш, бывшего президента Франции Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, в коллекциях первых лиц нашего государства.

В XVIII веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Жостово славилось кузнецами, поэтому идея металлического лакированного подноса подноса попала на благодатную почву.

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

ГЖЕЛЬ

К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», «обжигать», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Край был богат залежами гончарных глин — это и навело местных жителей на мысль об изготовлении посуды. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.

Сами гжельцы любят говорить, что у них, как нигде в России сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.


4. Практическая работа

Тренировочные упражнения по развитию кистевого письма.

Начнем с самых простых элементов гжельской росписи:

  1. Линии, штрихи и точки - прямые, волнистые, спиралевидные, округлые - выполняются кончиком тонкой кисти свободным движением руки.

  2. Капельки - выполняются примакиванием кисти (тонкой кистью - маленькая капелька, широкой кистью - капелька побольше)

  3. Бордюры (эти узоры используются для украшения краев изделий) - добавим капельки к линиям

  4. Мазок-пятно. Такой прием росписи называют мазок на одну сторону или мазок с тенями в нем можно различить переход от светлого к темному.

Мазки кладутся широким круговым движением. В них виден постепенный переход от светлого к тёмному.

Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти. Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда.

Учитель на доске показывает выполнение всех элементов.

К какому выводу, ребята, мы пришли? Какие элементы используют гжельские мастера в своей работе? (ответы учащихся).

Творческое задание на составление орнамента

Вы стали настоящими мастерами росписи, овладели навыками кистевого письма.

Так как приближается праздник наших мам «День матери», то я предлагаю вам, ребята, сделать открытки нашим мамам с элементами росписи Гжель. Сами придумайте и нарисуйте элемент гжельской росписи.

Для того, чтобы расписать изделие, мало научиться рисовать узоры. Надо умело составлять композицию. Что это такое? (Расположение рисунка на изделии.) Правила композиции несложны: крупные элементы (основные) располагают в центре, вокруг более мелкие детали, дополнения. Бордюр – по краю. Элементы не должны мешать друг другу, смещаться в одну сторону, их не должно быть слишком много или слишком мало.

Верьте в себя! И у Вас все получится. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству. А еще вы сможете услышать голос Гжели.

Во время практической работы - целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.


5. Рефлексия

Учитель: Чем отличаются народные промыслы друг от друга?

Чтобы понять, как вы усвоили урок, отгадайте загадки.


Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись… (Гжель.)


Вот куски металла

Разной формы, цвета,

А на них кусочки

Солнечного лета.

Всё увидел мастер, красками нанёс.

Ну, конечно, это …(Жостовский поднос.)


6. Подведение итогов

Законченные работы выставляются на доске. Производится анализ работ, сравнивая с настоящими изделиями. Выставляются оценки за работу на уроке.

Учитель:Итак, ребята, столкнулись ли вы с трудностями при выполнении задания? (тяжело выполнить работу аккуратно и сохранить похожесть, стиль росписи) Конечно, за одно занятие мастерами росписи нам не стать — эти навыки достигаются долгой, упорной и кропотливой работой. И я считаю, что все вы справились!

Учитель: Ребята достигли мы цели урока, выполнили поставленные задачи?

Учитель: Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Учитель: Актуальна эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)

Учитель: Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой России.)

Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней. Закончить сегодняшний урок мне хочется словами эпиграфа:

Творенья русских умельцев дороже

Душе моей всяких иных,

И чем-то особым и звонким похожи

На тех, кто задумывал их.

7. Домашнее задание

Используя полученные знания и умения изобразите синюю птицу — символ удачи, вдохновения и творчества.


Всем спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Синие цветы Гжели.

Автор: Абакумова Татьяна Николаевна

Дата: 13.12.2020

Номер свидетельства: 566818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Искусство гжели. Истоки и современное развитие промысла "
    ["seo_title"] => string(61) "iskusstvo-ghzhieli-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "158087"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421684879"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» "
    ["seo_title"] => string(116) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-po-tiemie-iskusstvo-gzhieli-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "117863"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412944897"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Урок изобразительного искусства на тему: «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла» "
    ["seo_title"] => string(104) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-na-tiemu-iskusstvo-zhostovo-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "116572"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412521739"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классет  "Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла"."
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekturokapoizobrazitielnomuiskusstvuv5klassietiskusstvozhostovoistokiisovriemiennoierazvitiiepromysla"
    ["file_id"] => string(6) "274351"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452362990"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла."
    ["seo_title"] => string(60) "iskusstvo-gzhieli-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "277826"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452975977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства