Фамилия, имя. отчество педагога | Князькина Лариса Сергеевна |
Наименование образовательного учреждения, район (город) | ГБОУ СОШ с.Новая Бинарадка Ставропольский район Самарская область |
Тема занятия | «Музыкальная палитра» |
Возраст обучающихся | 7-8 лет (1 класс) |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Вид урока | Урок-сказка |
Форма урока | Деловая игра |
Цель урока: Образовательный аспект Воспитательный аспект Развивающий аспект | - учить работать с акварелью (по сырому и сухому листу), подбирать краски, соответствующие настроению; - воспитывать познавательный интерес, интерес к осознанному слушанию музыки , воспитывать чувство прекрасного в музыке и живописи;
- развивать музыкальный кругозор, эмоциональный отклик, развивать ассоциативное мышление, творческие способности учащихся. |
Планируемые результаты Предметные - базовый уровень -повышенный уровень Метапредментые результаты - познавательные - коммуникативные - регулятивные | -Умение видеть форму, цвет и передавать единство этих качеств в рисунках . -Умение самостоятельно подобрать краски к музыкальному произведению.
-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности. -Умение оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других; - Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; - Умение отличать верно выполненное задание от неверного; - Умение организовать место занятий. |
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)* | Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор, полиэкран. |
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.) | Учителю: Оборудование: репродукции картин: Ф.Малявин «Вихрь», М. Сарьян – «Горы», К. Коро – «Воз сена», В.Э. Борисов-Мусатов – «Тополя в облаках»; рисунок радуги и цветные кружочки.
Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением радуги цветные кружочки, рисунки нот; бумага, акварель, кисти ,стаканчики-непроливайки, салфетки. |
УМК (литературный ряд) | Стихи и загадки о радуге, сказка о Радуге, Кроссворд «Радуга». |
УМК (музыкальный ряд) | - Аудиозапись произведений: И.С. Бах – «Шутка», Д.Б. Кабалевский – «На перемене», «Тихая песня»; Песня «До, ре, ми, фа, соль, ля, си – села кошка на такси». Автор Борис Киря Песня «Песенка о радуге». Музыка Г.Гладков стихи М. Яснова -бестекстовые мелодии как сопровождение слов и действий учителя и как фон во время самостоятельной работы учащихся. |
УМК (видеоряд) | Мультимедийная презентация, мультфильм «Смешарики.Учим ноты и поем веселую песенку» |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (УУД) |
познавательные | коммуникативные | регулятивные |
Осуществляемые действия | Формируе мые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формиру емые способы действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организационный этап. Подведение к цели урока. Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
В кабинете оформлена выставка с изображением ноток, радуги и акварельных красок. Звучит «Песенка про радугу». для учителя -воспитывать познавательный интерес, интерес к осознанному слушанию музыки , воспитывать чувство прекрасного в музыке и живописи; - развивать музыкальный кругозор, эмоциональный отклик, развивать ассоциативное мышление, творческие способности учащихся. Учитель. Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы будем слушать и рисовать музыку. Но как же это сделать? Как нарисовать музыку в цвете? Для этого нам необходимо кое-что вспомнить о красках. А ещё мы будем петь и подбирать настроение.
III. Повторение пройденного материала
Учитель: Какими красками вы рисуете?
Дети отвечают. Учитель. А теперь давайте послушаем сказку. Жила-была маленькая девочка Катюша. Она была очень любознательная, ей все было интересно. Из-за этого она все время попадала в удивительные истории. На этот раз с ней приключилось вот что. Одним летним днем Катюша гуляла на улице и вдруг увидела, что внезапно потемнело, поднялся ветерок, набежало много тучек, солнышко исчезло, и пошел дождик. - Как интересно – подумала Катюша, - почему же идет дождик! Наверное, потому что серые облака закрыли солнышко! Только она об этом подумала, как к ней обратилась маленькая капелька. - Привет! Меня зовут Капелька. Давай дружить! Я прилетела из вон той серенькой тучки! - Давай! – ответила Катюша – а расскажи, почему идет дождик? - Дождик идет, потому что тучи, которые мы видим на небе состоят из воды, и эта вода попадает на землю в виде маленьких капелек! Но я хочу тебе показать нечто другое, еще интереснее! Смотри! В этот момент дождик закончился, выглянуло солнышко, и в небе появилась разноцветная дуга. Она была очень красива и светилась разными красками. - Вот это чудо! – воскликнула Катюша. – Что это? - Это – РАДУГА! – сказала Капелька. - А можно на нее как-нибудь попасть и рассмотреть поближе? – спросила Катюша. - Конечно, я отнесу тебя туда! – ответила Капелька и подхватила Катюшу. В один миг Катюша и Капелька оказались вверху на радуге. Она была необыкновенная. У нее было семь цветов, один ярче другого! Катюше во что бы то ни стало, захотелось узнать, как называются эти яркие цвета, в которые окрашены полоски у радуги. И подружки оказались на самой верхней полоске. - Это Красный цвет – сказала Капелька – в этот цвет окрашено множество предметов. Самые вкусные из них – это клубника, малина, вишни, помидоры, яблоки. Еще разные цветы, бабочки, даже бантики у тебя в волосах красного цвета! - Это Оранжевый цвет – перешагивая, продолжала Капелька - это цвет абрикос, моркови, апельсинов, тыквы, даже веснушек на носиках и щечках у деток! - Этот цвет – Желтый. В него окрашено солнышко, звезды, некоторые бабочки и цветы, лимоны, бананы, дыни, а еще маленькие цыплята, песок и подсолнухи! - Сделай еще шаг, и ты окажешься на полоске Зеленого цвета – цвета лесов, полей, весенней листвы, травы, еще огурцов, капусты и кабачков, крыжовника и арбузной корки. - Следующий цвет – Голубой. Это цвет неба, васильков и незабудок - Это – Синий. Цвет морей и океанов, рек и озер - А это последний цвет – Фиолетовый. Цвет фиалок, ежевики, слив, смородины и баклажанов. - Как жалко, все цветные полоски у Радуги закончились! – огорчилась Катюша. - Ты не расстраивайся! – поспешила утешить Капелька – ведь вокруг тебя все такое разноцветное, и ты сможешь во всем увидеть частичку радуги, а иногда и саму Радугу! А теперь мне пора на облачко! - Спасибо, Капелька! Прилетай еще, я буду ждать тебя и обязательно запомню все цвета такой яркой и интересной Радуги! – крикнула вслед улетающей Капельке Катюша. С тех пор, когда на небе появляется Радуга, лицо Катюши светится от счастья, ведь она изучила все ее цвета! Автор Татьяна Куликова Учитель. – Понравилась вам ребята сказка? – А теперь вспомните все цвета радуги. Какое предложение помогает нам запомнить ее цвета?
Учитель прикрепляет на доску рисунок радуги и цветные кружочки.
Дети. Каждый – красный; охотник – оранжевый; желает – желтый; знать – зеленый; где – голубой; сидит – синий; фазан – фиолетовый.
Учитель. Посчитайте, сколько цветов у радуги.
Дети. Семь. Учитель. А сколько нот мы знаем? Перечислите их и посчитайте.
Дети. До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Всего семь нот. Давайте споём песенку «До, ре, ми, фа, соль, ля, си – села кошка на такси». Учитель на доске вывешивает рисунки семи нот.
Учитель. Посмотрите, как интересно! Нам известно семь цветов и семь нот. При помощи этих семи нот композиторы пишут музыку, а при помощи семи цветов радуги художники пишут картины. | Организован ное самоуправле ние и развитие коллективно го творческого общения по конкретной теме. | Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов. | Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронталь ном режиме | Планирование учебного сотрудничества | Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу | Волевая Саморегуля ция |
Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала. Задача: «Научить подбирать краски, соответствующие настроению» |
Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация). Цели и задачи: для учителя – научить учеников осознанному слушанию музыки; подбирать краски, соответствующие настроению; Учитель. Когда художник рисует красками, он создает живопись. Поэтому и говорят – не «рисовать» картину, а «писать» (от слова «живопись»). Мы знаем, что музыка бывает веселой и грустной. Давайте послушаем и определим это.
Учитель предлагает прослушать два музыкальных произведения Д.Б. Кабалевского – «На перемене» и «Тихая песня».
– Какое настроение у этих произведений?
Дети. В первом – веселое, во втором – грустное.
Учитель. Теперь посмотрите на эти живописные произведения. На каких из них передано радостное настроение?
Дети. На картине Федота Малявина «Вихрь» – яркий цвет, радостное настроение. – На картине М. Сарьяна «Горы» – яркий цвет, радостное настроение. А какое настроение нам передаёт эта музыка? (весёлое) Учитель. – На картине К. Коро «Воз сена» – тусклые цвета, грустное настроение. – На картине В.Э. Борисова-Мусатова «Тополя в облаках» – тусклые цвета, грустное настроение. Дети садятся за столы. | Знакомятся с музыкальными и художественными произведениями знаменитых авторов. | Научатся подбирать краски к музыкаль ному произведе нию. Принцип: выполнил упражнение – подними над головой – покажи! | Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (3-5 человек), фронтально (через главных художников, в сравнении и обсуждении). Демонстрируют цветные карточки из наборов; | Понимание «грустных» и «веселых» красок | «Главные художники» помогают-коррекционно, исправляют , дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора. | Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок. |
Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала. Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося. |
Цели и задачи: для учителя – научить учащихся работать с акварелью (по сырому и сухому листу), для учащихся – выполнение упражнений в технике «по сырому» и сухому листу. Учитель. Теперь перейдем к самому интересному. Попробуйте самостоятельно подобрать краски к этому музыкальному произведению.
Прослушивание «Шутка» И.С. Баха.
– Произвольно, как вам нравится, нанесите краски на сырой лист бумаги. Этапы работ учащихся Этап 1. Смачивание кистью листа бумаги. Этап 2. Нанесение соответствующих музыке и настроению красок на сырой лист.
| Учатся основным приемам техники «по сырому» | Умение использовать в работе | Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений: а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия; | Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет. | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах, - регулятивная деятельность экспертов-«главных художников». | Планировать свои действия в соответствии с поставлен ной задачей, обнаружи вать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки. |
Этап «Профилактический». Физминутка. Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз. Совместное выполнение упражнения «Ель» с музыкальным и видеосопровождением, визуально-табличные упражнения. |
Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи. Задача: выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек (бумажных макетов) в материале. |
Учитель. – Ребята! А сейчас мы с вами продолжим работу. Закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Не забудьте о цветовой гамме. Этап 3. Работа «по-сухому». Нанесение различных изображений на готовый цветовой фон.
| Выбирают цветовые решения для окончательного завершения рисунка. | Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора. | В парах и группах (4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту – «главному художнику» | Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов. | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта. | Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона – оригинального образца Дымковской игрушки. |
Этап «Применение освоенного в практической деятельности» Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся. |
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; Во время самостоятельной работы учащихся звучит музыка. Учитель. Красками вы не только рисуете, но о них вы ещё и поёте. Песня «Мир который нужен мне» - проговорим слова и прохлопаем ритмический рисунок. Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления – деятельность экспертов – главных художников, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе. | Анализируют оригиналь ные произведения Участвуют в обсуждении продуктивной деятельности. | Выполняют творческие композиции и импровизации на заданную тему. | Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их. | Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах. | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве. | Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи . |
Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении» Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов. Учащимся предлагается найти различные произведения великих художников и подобрать музыкальное сопровождение для их демонстрации . Эксперты –главные художники обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор текстовой и визуально-иллюстративной части сообщения ( музыкальные произведения, слайды, репродукции, картинки – открытки, иллюстрации, оригинальные изделия мастеров и т.д.). |
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов. Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне. |
Выставка работ. Цели и задачи: Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся. Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах. Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились художники! А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, я полностью согласна с выводами, предложениями и оценками экспертов – «главных художников» и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен. Сегодня мы еще раз подтвердили девиз на весь учебный год : Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет! СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД. | Анализ дельты «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку | Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах и своих группах. | Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки. | Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном. | Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки. | Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопуще-ния повторения подобных ошибок. |