kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по Азбуке Смоленского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроку предшествует большая работа с детьми и родителями по сбору информации и экспонатов. Урок проводится в музейном уголке, в котором собраны предметы старины. Обучающиеся загадывают присутствующим загадки о предметах, показывают этот предмет в уголке и рассказывают о нём. Обучающиеся знакомятся с предметами быта наших предков, утварью, элементами костюма древних смолян, а также водят хороводы и играют в руские народные игры. Урок сопровождается музыкальным оформлением. Один из учеников играет на гармошке и поёт куплеты Курочкина. В уроке принимают участие ученики 1 класса, которые отгадвают загадки по русским народным сказкам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Азбуке Смоленского края »

Урок-проект по азбуке

Смоленского края в 3 классе.

Тема: Заглянем в прошлое.

Вид урока: Обобщающий

Планируемые результаты:

Личностные :

  1. любовь к Родине, чувство гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином;

  2. любовь к малой родине, интерес к событиям давно минувших дней, уважение к нашим предкам;

4. интерес к предметам быта предков

Метапредметные:

  1. развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;

  2. развитие умения сравнивать, анализировать;

  3. развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;

Предметные ( знать):

  1. виды жилищ, утварь и предметы быта наших предков;

  2. элементы костюма смолян в древности;

  3. названия некоторых блюд, которые любили наши предки;

  4. названия некоторых праздников;

  5. некоторые игры и хороводы прошлых лет;

Оборудование: экспонаты музея, запись русской народной песни на диске,

выставка русских народных сказок, загадки, гармошка, декорации к сказке «Репка» , учебник «Азбука смоленского края» . Мир культуры. С.А.Болотова

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2.Мотивация

Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.


Уважаемые гости, дорогие ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок 1 четверти по азбуке Смоленского края. Этот предмет для учащихся 3 класса новый, мы изучали его два месяца. Предмет ученикам очень понравился. Для того, чтобы ребята смогли лучше представить себе то, о чём рассказывается в одноимённой книге, мы совместно с родителями создали в классе музейный уголок «Предметы старины далёкой».Поэтому сегодняшний урок мы проводим в этом уголке.

3. Защита проектов (обобщение)

Как в восемнадцатом – то веке

В небывалую старину

Заселяли наши предки

Смоленскую сторону.

Из российских из губерний,

Украинских хуторов

Долгою дорогой верной

Приезжал сюда народ.

На телегах добирались,

Приплывали на плотах.

Потихоньку обживались

В неизведанных местах.

Узнать о крае о Смоленском

Вас приглашает третий класс.

И о жизни славных предков

Наш послушать дивный сказ.


В наш музейный уголок приглашаем на урок.

Экспонаты вам покажем и о них мы вам расскажем.

Учащиеся загадывают гостям загадки. После того, как зрители отгадают загадку, ученики берут экспонат из музейного уголка, показывают его присутствующим и немного рассказывают о данном предмете старины.


Если люди за столом не зевают, этой штукой борщ ловко хлебают.

Всех кормлю с охотой я , а сама безротая.

Ложками наши предки пользовались деревянными. Мастера вырезали их из дуба, ясеня, берёзы. Украшали росписью, резьбой. Ложками нельзя было стучать по посуде.


Славилась Россия чудо – мастерами

Дерево и глину в чудо превращали.

Краскою и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.


Три братца пошли купаться. Двое купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли , на третьем повисли.

Ведра тоже были деревянными, сделанными из отдельных дощечек и скреплённые не гвоздями, а ободами, дно - тоже деревянное. Ведра носили на деревянном коромысле, которое лежало на плечах, а руки были свободны.


Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдаёт, сам в угол идёт.

Ухват(рогач)- длинная палка с металлической рогатиной на конце, которой ставили в русскую печь чугунки. Он обхватывал чугунок и сажал глубоко в печь. Ручка у него была очень длинная. Обычно он стоял у печки рогами вниз. Считалось, что тогда ведьма не войдёт в дом. Ухват выставляли во двор, чтобы отвести грозу, дождь, град.



Идёт пароход то взад, то вперёд.

А за ним гладь ни морщинки не видать.

Пройдусь слегка горячим я, и станет гладкой простыня.

Утюгом в старину, как и сейчас , хозяйки гладили бельё. Только у наших предков утюг нагревался с помощью углей. Их брали из печки и насыпали внутрь утюга, от этого он становился горячим. Старинный утюг был очень тяжёлым.


У неё вся душа нараспашку. И хоть пуговки есть – не рубашка.

Не индюшка, а надувается, и не птица, а раздувается.

Гармошка – это русский народный инструмент. Ни один праздник у наших предков не обходился без гармошки. Под неё пели, плясали. Гармонист считался первым парнем на деревне.


*(После того, как зрители отгадают загадку про гармошку, ученик, который её загадывал, берёт гармошку, рассказывает про неё и затем поёт «Куплеты Курочкина», рядом с ним стоит девочка в цветастом платке.)


Мы гордимся стариною, стала нам она родною.

Вечно радует кого-то наших прадедов работа.


Согнут в дугу, летом на лугу, зимой на крюку.

Серп – это младший брат косы. Серпом работали в поле, жали,то есть срезали колосья.

Потом их вязали в снопы, обмолачивали , из зерна мололи муку и пекли хлеб. Чтобы работать серпом, нужно было очень низко наклоняться.


Чёрный конь скачет в огонь. Помогает управиться у печи красавица.

Кочерга- это помощница хозяйки у печки. Она была железная. Ею мешали дрова в печи, снимали колечко с плиты. В домах, где топят печи, и сейчас пользуются кочергой.


Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

Сверху -дыра, снизу –дыра, а в середине огонь да вода.

Наши предки любили пить чай. Кипятили, воду в самоваре. Старинный самовар разжигали углем из печи, который клали в высокую трубу, а вокруг трубы наливали воду и закрывали крышкой. Чай из самовара был очень вкусный.


Чем больше я верчусь, тем больше я толстею.

Веретено( от слова вертеть) – приспособление для ручного прядения пряжи. Это деревянная точёная палочка, острая в верхнем конце и утолщённая книзу. На веретено наматывалась шерсть, то есть кудель. Девушки вертели веретено и получалась шерстяная нитка.


Мишка Попов сел на конь и поехал в огонь.

Чугунок – это старинная чугунная посуда, которую ставили глубоко в печь на угли. В нём готовили каши, щи, парили репу. Еда получалась очень вкусная, распаренная.



Синее море, стеклянные берега, плавает утка, горит голова.

Лампа – это светильник, то есть источник света в старину. Внутрь наливали керосин или масло, зажигали фитиль. Сверху устанавливали стекло, чтобы защитить от ветра.



Маланья толста, сухой Матвей привязался к ней.

Маслобойка – приспособление для получения сливочного масла. Внутрь наливали сметану и пестиком стучали, то есть сбивали.



Вход один, а выходов три.

Самой любимой одеждой наших предков считалась рубаха. Название происходит от корня «руб», то есть кусок ткани. Мужская рубаха была до колен. Носили её на выпуск и подпоясывали ремнём или поясом.. Рубахи украшались вышивкой. У горожан рубаха была короче. Шили рубахи из льняной ткани.



На липе сижу, сквозь лён гляжу, берёзой трясу.

Прялка- приспособление для прядения пряжи. В доме наших предков она была главным предметом, так как одевала всю семью. Пряли девушки и женщины с первого дня осени и до самой масленицы. Прядение сопровождалось песнями: « Позолоченная прялица. Мы прядём, а нитка тянется. Нам работа наша нравится.» Или «Жаворонки, принесите весну с прялкой, донцем, кривым веретёнцем»

Не разрешалось прясть в большие праздники. Новорождённым девочкам в колыбель клали маленькую прялочку. В 5-6 лет девочка пряла свою первую ниточку. Такие ниточки считались оберегами.




Ножек четыре, шляпка одна, нужен , коль станет обедать семья.

Стол обычно стоял в переднем углу под иконой и назывался «Божьей ладонью».

Поэтому запрещалось по нему бить кулаком, влезать на него домашним животным и маленьким детям. Во время еды также нельзя было смеяться, разговаривать, болтать ногами, бросать остатки пищи на пол, говорить плохо о еде. Первым за стол садился хозяин, за ним все остальные.



Учитель: «А какую пищу ели наши предки?»

Ученики: «Каши из ржи, пшена, гороха, рыбы «Каша – мать наша», уху, щи, хлеб, молоко, пареную репу. Пили квас, морс, травяные чаи. Пекли калачи, бублики, баранки, крендели, пряники, пироги, блины, оладьи.

Из ржаной и овсяной муки готовили кисели. Не случайно во многих народных сказках говорится о молочных реках и кисельных берегах.»


Учитель: «Ребята, среди предметов, которыми пользуемся сейчас мы, можно найти пару среди старинных предметов. Поиграем в игру «Найди пару». Я называю современный предмет, которым пользуемся мы , а вы называете аналогичный предмет, которым пользовались наши предки. Итак,

Полотенце - рушник

Кастрюля - чугунок

Люстра - лампа

Чайник - самовар

Туфли - лапти

-А каким предметом и сейчас пользуются люди в деревнях? (Кочерга)

Учитель: «А ещё наши предки очень любили народные игры. После тяжёлой сезонной работы (посева или уборки урожая) они устраивали праздники, на которых пели, плясали, играли в игры, водили хороводы. В игры играли не только дети, но и взрослые. Игра учила хозяйственной жизни. До нашего времени дошли многие народные игры: «Казаки-разбойники», «Лапта», «Колечко», «Золотые ворота», «У медведя во бору», «Кот и мыши»,«Ручеёк».

4. Физкультминутка (энергизатор)

Детвора, детвора, поиграть нам пора,

В пары становитесь, за руки беритесь.

Поиграем в «Ручеёк» в этот солнечный денёк.

Дети 1 и 3 классов играют в игру, произносят слова:

«Бежит ручеёк, журчит ручеёк. Путь его очень и очень далёк.»

Учитель: А ещё наши предки любили хороводы. Танцевальный рисунок хоровода был разнообразный. В хороводе шли «гуськом», «змейкой», «кругами». Руководила хороводом ведущая. ( в данном случае учитель)

Дружно за руки возьмёмся,

В хороводе мы пройдёмся.

Дети 1 и 3 классов берутся за руки и водят хоровод за учителем, при этом произносят слова:

«У Петровых у ворот вьётся, вьётся хоровод.

Вьётся, вьётся хоровод, собирается народ»

5. Обобщение

Ученик:

Мы знаем все любят игры, песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней русской старинной сказки.

Учитель:

Наши предки любили сочинять сказки, которые дошли до наших дней. Сейчас сказки напечатаны и красочно оформлены. (Показать книги со сказками , которые будут отгадывать дети. Участвуют ученики 1 класса.)


Помогла нам яблонька, помогла нам печка,

Помогла добрая молочная речка.

Все нам помогали, все нас укрывали.

К матушке и батюшке мы домой попали. (Гуси - лебеди)


Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте лягушка жила. (Царевна - лягушка)


До чего хитра лиса. Это просто чудеса!

Мужика перехитрила, с возу рыбу утащила.

Обманула волка тоже очень ловко. (Волк и Лиса)


Красна девица грустна- приближается весна.

Ей на солнце тяжко. Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)


Лягушка дом себе нашла: мышка доброю была.

В доме том в конце концов тесно стало от жильцов. (Теремок)


По тропе, шагая бодро, сами воду тащат вёдра. (По щучьему велению)


Колотил да колотил по тарелке носом.

Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль)


Перед волком не дрожал, от медведя убежал

А лисице на зубок всё ж попался…. (Колобок)

6. Рефлексия

-Что нового узнали ученики 1 класса?

-Что больше всего понравилось на уроке?

7. Выставление оценок.

8. Задание на дом.

Разучить на каникулах несколько народных игр с младшими детьми.

Учитель: Всем спасибо. Урок окончен.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по Азбуке Смоленского края

Автор: Белокрылова Марина Николаевна

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект интегрированного обобщающего занятия «Путешествие по стране звуков и букв»"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiektintieghrirovannoghoobobshchaiushchieghozaniatiiaputieshiestviiepostraniezvukovibukv"
    ["file_id"] => string(6) "289767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454857767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства