Уроку предшествует большая работа с детьми и родителями по сбору информации и экспонатов. Урок проводится в музейном уголке, в котором собраны предметы старины. Обучающиеся загадывают присутствующим загадки о предметах, показывают этот предмет в уголке и рассказывают о нём. Обучающиеся знакомятся с предметами быта наших предков, утварью, элементами костюма древних смолян, а также водят хороводы и играют в руские народные игры. Урок сопровождается музыкальным оформлением. Один из учеников играет на гармошке и поёт куплеты Курочкина. В уроке принимают участие ученики 1 класса, которые отгадвают загадки по русским народным сказкам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Азбуке Смоленского края »
Урок-проект по азбуке
Смоленского края в 3 классе.
Тема: Заглянем в прошлое.
Вид урока: Обобщающий
Планируемые результаты:
Личностные :
любовь к Родине, чувство гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином;
любовь к малой родине, интерес к событиям давно минувших дней, уважение к нашим предкам;
4. интерес к предметам быта предков
Метапредметные:
развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;
Предметные ( знать):
виды жилищ, утварь и предметы быта наших предков;
элементы костюма смолян в древности;
названия некоторых блюд, которые любили наши предки;
названия некоторых праздников;
некоторые игры и хороводы прошлых лет;
Оборудование: экспонаты музея, запись русской народной песни на диске,
выставка русских народных сказок, загадки, гармошка, декорации к сказке «Репка» , учебник «Азбука смоленского края» . Мир культуры. С.А.Болотова
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2.Мотивация
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть более привычны нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.
Уважаемые гости, дорогие ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок 1 четверти по азбуке Смоленского края. Этот предмет для учащихся 3 класса новый, мы изучали его два месяца. Предмет ученикам очень понравился. Для того, чтобы ребята смогли лучше представить себе то, о чём рассказывается в одноимённой книге, мы совместно с родителями создали в классе музейный уголок «Предметы старины далёкой».Поэтому сегодняшний урок мы проводим в этом уголке.
3. Защита проектов (обобщение)
Как в восемнадцатом – то веке
В небывалую старину
Заселяли наши предки
Смоленскую сторону.
Из российских из губерний,
Украинских хуторов
Долгою дорогой верной
Приезжал сюда народ.
На телегах добирались,
Приплывали на плотах.
Потихоньку обживались
В неизведанных местах.
Узнать о крае о Смоленском
Вас приглашает третий класс.
И о жизни славных предков
Наш послушать дивный сказ.
В наш музейный уголок приглашаем на урок.
Экспонаты вам покажем и о них мы вам расскажем.
Учащиеся загадывают гостям загадки. После того, как зрители отгадают загадку, ученики берут экспонат из музейного уголка, показывают его присутствующим и немного рассказывают о данном предмете старины.
Если люди за столом не зевают, этой штукой борщ ловко хлебают.
Всех кормлю с охотой я , а сама безротая.
Ложками наши предки пользовались деревянными. Мастера вырезали их из дуба, ясеня, берёзы. Украшали росписью, резьбой. Ложками нельзя было стучать по посуде.
Славилась Россия чудо – мастерами
Дерево и глину в чудо превращали.
Краскою и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Три братца пошли купаться. Двое купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли , на третьем повисли.
Ведра тоже были деревянными, сделанными из отдельных дощечек и скреплённые не гвоздями, а ободами, дно - тоже деревянное. Ведра носили на деревянном коромысле, которое лежало на плечах, а руки были свободны.
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдаёт, сам в угол идёт.
Ухват(рогач)- длинная палка с металлической рогатиной на конце, которой ставили в русскую печь чугунки. Он обхватывал чугунок и сажал глубоко в печь. Ручка у него была очень длинная. Обычно он стоял у печки рогами вниз. Считалось, что тогда ведьма не войдёт в дом. Ухват выставляли во двор, чтобы отвести грозу, дождь, град.
Идёт пароход то взад, то вперёд.
А за ним гладь ни морщинки не видать.
Пройдусь слегка горячим я, и станет гладкой простыня.
Утюгом в старину, как и сейчас , хозяйки гладили бельё. Только у наших предков утюг нагревался с помощью углей. Их брали из печки и насыпали внутрь утюга, от этого он становился горячим. Старинный утюг был очень тяжёлым.
У неё вся душа нараспашку. И хоть пуговки есть – не рубашка.
Не индюшка, а надувается, и не птица, а раздувается.
Гармошка – это русский народный инструмент. Ни один праздник у наших предков не обходился без гармошки. Под неё пели, плясали. Гармонист считался первым парнем на деревне.
*(После того, как зрители отгадают загадку про гармошку, ученик, который её загадывал, берёт гармошку, рассказывает про неё и затем поёт «Куплеты Курочкина», рядом с ним стоит девочка в цветастом платке.)
Мы гордимся стариною, стала нам она родною.
Вечно радует кого-то наших прадедов работа.
Согнут в дугу, летом на лугу, зимой на крюку.
Серп – это младший брат косы. Серпом работали в поле, жали,то есть срезали колосья.
Потом их вязали в снопы, обмолачивали , из зерна мололи муку и пекли хлеб. Чтобы работать серпом, нужно было очень низко наклоняться.
Чёрный конь скачет в огонь. Помогает управиться у печи красавица.
Кочерга- это помощница хозяйки у печки. Она была железная. Ею мешали дрова в печи, снимали колечко с плиты. В домах, где топят печи, и сейчас пользуются кочергой.
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.
Сверху -дыра, снизу –дыра, а в середине огонь да вода.
Наши предки любили пить чай. Кипятили, воду в самоваре. Старинный самовар разжигали углем из печи, который клали в высокую трубу, а вокруг трубы наливали воду и закрывали крышкой. Чай из самовара был очень вкусный.
Чем больше я верчусь, тем больше я толстею.
Веретено( от слова вертеть) – приспособление для ручного прядения пряжи. Это деревянная точёная палочка, острая в верхнем конце и утолщённая книзу. На веретено наматывалась шерсть, то есть кудель. Девушки вертели веретено и получалась шерстяная нитка.
Мишка Попов сел на конь и поехал в огонь.
Чугунок – это старинная чугунная посуда, которую ставили глубоко в печь на угли. В нём готовили каши, щи, парили репу. Еда получалась очень вкусная, распаренная.
Синее море, стеклянные берега, плавает утка, горит голова.
Лампа – это светильник, то есть источник света в старину. Внутрь наливали керосин или масло, зажигали фитиль. Сверху устанавливали стекло, чтобы защитить от ветра.
Маланья толста, сухой Матвей привязался к ней.
Маслобойка – приспособление для получения сливочного масла. Внутрь наливали сметану и пестиком стучали, то есть сбивали.
Вход один, а выходов три.
Самой любимой одеждой наших предков считалась рубаха. Название происходит от корня «руб», то есть кусок ткани. Мужская рубаха была до колен. Носили её на выпуск и подпоясывали ремнём или поясом.. Рубахи украшались вышивкой. У горожан рубаха была короче. Шили рубахи из льняной ткани.
На липе сижу, сквозь лён гляжу, берёзой трясу.
Прялка- приспособление для прядения пряжи. В доме наших предков она была главным предметом, так как одевала всю семью. Пряли девушки и женщины с первого дня осени и до самой масленицы. Прядение сопровождалось песнями: « Позолоченная прялица. Мы прядём, а нитка тянется. Нам работа наша нравится.» Или «Жаворонки, принесите весну с прялкой, донцем, кривым веретёнцем»
Не разрешалось прясть в большие праздники. Новорождённым девочкам в колыбель клали маленькую прялочку. В 5-6 лет девочка пряла свою первую ниточку. Такие ниточки считались оберегами.
Ножек четыре, шляпка одна, нужен , коль станет обедать семья.
Стол обычно стоял в переднем углу под иконой и назывался «Божьей ладонью».
Поэтому запрещалось по нему бить кулаком, влезать на него домашним животным и маленьким детям. Во время еды также нельзя было смеяться, разговаривать, болтать ногами, бросать остатки пищи на пол, говорить плохо о еде. Первым за стол садился хозяин, за ним все остальные.
Из ржаной и овсяной муки готовили кисели. Не случайно во многих народных сказках говорится о молочных реках и кисельных берегах.»
Учитель: «Ребята, среди предметов, которыми пользуемся сейчас мы, можно найти пару среди старинных предметов. Поиграем в игру «Найди пару». Я называю современный предмет, которым пользуемся мы , а вы называете аналогичный предмет, которым пользовались наши предки. Итак,
Полотенце - рушник
Кастрюля - чугунок
Люстра - лампа
Чайник - самовар
Туфли - лапти
-А каким предметом и сейчас пользуются люди в деревнях? (Кочерга)
Учитель: «А ещё наши предки очень любили народные игры. После тяжёлой сезонной работы (посева или уборки урожая) они устраивали праздники, на которых пели, плясали, играли в игры, водили хороводы. В игры играли не только дети, но и взрослые. Игра учила хозяйственной жизни. До нашего времени дошли многие народные игры: «Казаки-разбойники», «Лапта», «Колечко», «Золотые ворота», «У медведя во бору», «Кот и мыши»,«Ручеёк».
4. Физкультминутка (энергизатор)
Детвора, детвора, поиграть нам пора,
В пары становитесь, за руки беритесь.
Поиграем в «Ручеёк» в этот солнечный денёк.
Дети 1 и 3 классов играют в игру, произносят слова:
«Бежит ручеёк, журчит ручеёк. Путь его очень и очень далёк.»
Учитель: А ещё наши предки любили хороводы. Танцевальный рисунок хоровода был разнообразный. В хороводе шли «гуськом», «змейкой», «кругами». Руководила хороводом ведущая. ( в данном случае учитель)
Дружно за руки возьмёмся,
В хороводе мы пройдёмся.
Дети 1 и 3 классов берутся за руки и водят хоровод за учителем, при этом произносят слова:
«У Петровых у ворот вьётся, вьётся хоровод.
Вьётся, вьётся хоровод, собирается народ»
5. Обобщение
Ученик:
Мы знаем все любят игры, песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней русской старинной сказки.
Учитель:
Наши предки любили сочинять сказки, которые дошли до наших дней. Сейчас сказки напечатаны и красочно оформлены. (Показать книги со сказками , которые будут отгадывать дети. Участвуют ученики 1 класса.)
Помогла нам яблонька, помогла нам печка,
Помогла добрая молочная речка.
Все нам помогали, все нас укрывали.
К матушке и батюшке мы домой попали. (Гуси - лебеди)
Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте лягушка жила. (Царевна - лягушка)
До чего хитра лиса. Это просто чудеса!
Мужика перехитрила, с возу рыбу утащила.
Обманула волка тоже очень ловко. (Волк и Лиса)
Красна девица грустна- приближается весна.
Ей на солнце тяжко. Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
Лягушка дом себе нашла: мышка доброю была.
В доме том в конце концов тесно стало от жильцов. (Теремок)
По тропе, шагая бодро, сами воду тащат вёдра. (По щучьему велению)
Колотил да колотил по тарелке носом.
Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль)
Перед волком не дрожал, от медведя убежал
А лисице на зубок всё ж попался…. (Колобок)
6. Рефлексия
-Что нового узнали ученики 1 класса?
-Что больше всего понравилось на уроке?
7. Выставление оценок.
8. Задание на дом.
Разучить на каникулах несколько народных игр с младшими детьми.