- Вызвать интерес к использованию подручных материалов в работе;
- Развивать творческое воображение и эстетический вкус.
Оборудование урока:
Для учителя – презентация «Красивые рыбы», образцы рыб различных форм и расцветок.
Для учащихся – альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш, фломастеры.
Ход урока.
Беседа по теме.
- Здравствуйте! Меня зовут Наталья Юрьевна! Я с нетерпением ждала сегодняшний урок. Мне очень хотелось рассказать вам о моем друге, который живет у меня дома. Он необычайно красив, очень загадочный и таинственный!
- Если вы прочитаете загадку, то узнаете, кто мой друг.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. ( рыбка)
- У кого дома есть аквариум?
- Как вы ухаживаете за рыбками?
- Считаете ли вы их своими друзьями?
- Сегодня у каждого из вас появится новый друг – рыбка. Вы ее придумаете и смастерите сами.
- Каких рыб вы знаете? ( Дети перечисляют)
- Молодцы! Много знаете!
- На самом деле их гораздо больше! Огромное количество рыб живет в морских глубинах и океанах, реках и озерах, и все они очень разные.
Посмотрим, действительно ли они такие разные!
( Презентация «Красивые рыбы»)
Во время презентации – рассказ учителя.
Разные виды рыб выглядят по-разному.
Некоторые из них плоские и толстые рыбы, проводящие всю жизнь на дне океана, кораллового рифа. Другие – гладкие, быстро плавающие охотники.
Двигаться в воде гораздо труднее, чем в воздухе, поэтому у большинства рыб тело обтекаемой формы, что облегчает плавание.
Одни из них крупные, другие – мелкие. Бывают рыбки яркие и совсем незаметные.
Существуют рыбы, которым защиты чешуей оказалось недостаточно, и они одеты как средневековые рыцари, в тяжелые доспехи их костяных пластин.
А вот летучие рыбы в действительности не летают, но чтобы спастись от преследователей, выпрыгивают из воды и парят, пользуясь боковыми плавниками.
Рыба-удильщик или морской черт. Даже по внешнему виду понятно, что это хищник. Эта рыба использует свет для охоты.
В настоящее время в морях и океанах обитает около 20 тысяч различных видов рыб.
- А чем похожи все рыбы? ( У них есть тело, хвост, плавники, глаза, рот и т.д.)
- Как мы с вами убедились, все рыбы выглядят по-разному.
- Чем отличаются друг от друга рыбы? ( Дети отвечают. Учитель показывает образцы ).
-форма тела;
-плавники ( длинные-короткие, похожие на веер, на парус, треугольники и т.д.)
- хвосты (серповидные, вильчатые, закругленные и т.д.)
- цвет.
- Для чего рыбам хвосты и плавники? ( При помощи них рыбы плавают, и даже некоторые из них могут летать, ползать, прыгать. Плавники не позволяют телу рыбы заваливаться набок)
- Интересно, что стоит изменить только один элемент, получится совсем другая рыбка. Например, меняем плавники или окраску. ( Демонстрация на доске )
- Хотите, чтобы и у вас была такая необычная, красивая, нарядная рыбка? Тогда мы ее сделаем после физкультминутки.
Физкультминутка.
Как приятно в речке плавать! ( плавательные движения)
Берег слева, берег справа. (повороты влево, вправо)
Речка лентой впереди! (потягивание – руки вперед)
Сверху мостик – погляди! (потягивание – руки вверх)
Творческая деятельность учащихся
- Посмотрите на мою рыбку. Из чего я ее сделала? (цветная бумага, фломастеры)
- Какие инструменты нам понадобятся? ( ножницы)
- А вы знаете, как работать с ножницами?
- Приготовьте цветную бумагу. Подумайте, какого цвета будет ваша рыбка.
Выберите нужный лист.
- Сначала нарисуем тело рыбки. Его лучше рисовать помощью дуг, которые пересекаясь, образуют рыбку.
Форма тела зависит от того, какие дуги мы выбрали. ( Показ учителем на доске).
- Нарисуйте форму тела для своей рыбки. Выберите такую форму тела, которая вам больше нравится.
- Вырежем и приклеим на середину альбомного листа.
- Рассмотрите еще раз плавники и хвосты рыб. Нарисуйте такие, какие вам понравились больше, или придумайте свою форму. Ведь мы можем фантазировать, помните об этом! Рисуем карандашом, раскрашиваем фломастерами.
- А что еще нужно нарисовать рыбке? ( глаза, рот ).
Демонстрация работ
- Поднимите те рыбки, у которых форма тела овальная; круглая; вытянутая.
- Молодцы! Мы с вами сделали рыбку – друга!
- А еще, наших рыбок можно украсить. ( Показ). Для этого можно использовать разные материалы: бисер, пуговицы, нитки, ракушки и т.д.
От этого ваша рыбка станет еще более нарядной, необычной, будет радовать вас и ваших родных. Это и будет ваше творческое задание!
Рефлексия.
- С каким настроением ваша рыбка отправится к вам домой?
Возьмите в руки кружочки. Дорисуйте картинку!
6. Спасибо за урок! С вами было очень интересно работать!