kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мифологические праздники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема разработки искусство и мифология.Познакомить с традициями народной русской культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мифологические праздники»



Тема урока: «Искусство и мифология »

Форма урока: получение новых знаний; тип урока - комбинированный

Цели: а) обучения – ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

б) развития – создавать условия для активизации учащихся в поиске индивидуальных вариантов композиции «Широкая масленица», днем Ивана Купалы.

в) воспитания – прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.


Оформление доски: репродукция Б. М. Кустодиева «Масленица», рисунки учащихся, новые слова.


Ход урока:

  1. Орг. Момент (1-2 мин.) Отметить отсутствующих на уроке.

  2. На доске – девиз урока: Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

  3. Думать — коллективно!

  4. Решать — оперативно!

  5. Отвечать — доказательно!

  6. Всем обязательно!

Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами поговорим о замечательном празднике. А о каком вы узнаете, когда послушаете такие строки: Как на этой на неделе из печи блины летели.

С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи!

Угощайся, угощай! Всем блиночков подавай!

С пылу с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте!

Так какой же это праздник, который широко праздновали на Руси. Правильно Масленица.

-А как у нас в селе проходит этот праздник и когда?

  1. Новая тема (10-15 мин.)

Тема нашего урока: «Масленица». Посмотрите, какими яркими красками изобразил художник М. Б. кустодиев «Масленицу» на своей картине как весело отмечали праздник.

Масленица- древний славянский праздник, который пришёл из языческой культуры. До 16 века этот праздник называли «Комоедица», что означает многодневный праздник торжественной «встречи Весны», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам после дня весеннего равноденствия (20или 21 марта), когда день начинал становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега. Открываем словари запишем новые слова: В этот день почитали славянского Медвежьего бога, которого называли Ком и приносили ему блины (отсюда и выражение «первый блин комам т. е. медведям. А в 16 веке Масленица была принята Церковью взамен древней славянской Комоедицы и православный праздник стал называться сырной или мясопустной неделей. (Показ презентации «традиции масленичной недели).

А эту неделю называли по особому, и сейчас я вам предлагаю отгадать как. Посмотрите, на партах у вас есть чайнворд, который нужно разгадывать слова, записывая их только по горизонтали. А также у вас есть подсказки.


7

в

о

С

к

р

е

с

е

н

ь

е


4

ч

Е

т

в

е

р

г



3

с

р

е

Д

а


1

п

о

н

е

д

е

л

Ь

н

и

к



8

М

а

с

л

е

н

и

ц

а


2

в

т

о

р

н

И

к



5

п

я

т

н

и

Ц

а


6

с

у

б

б

о

т

А



Понедельник – встреча - делали куклу Масленицу наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник – заигрыш – дети и взрослые ходили от дома к дому поздравляли с праздником и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.

Среда – лакомка – в этот день тёщи приглашали зятьёв на блины. С этого дня катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга целыми семьями.

Четверг – широкий, разгуляй – четверток – в этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, строили снежные городки, катались с гор на санях, лыжах, ряженые веселили народ, угощались блинами.

Пятница – тёщины вечера – тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели песни и плясали.

Суббота – проводы масленицы – куклу Масленицы провозили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых все пели. Шутили, плясали.

Воскресенье – прощённый день – это были проводы масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. Многие думают, что сжигают чучело масленицы, но это не так, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают! А пепел развевали над полями – «богатый урожай». Просили прощения и прощали друг другу все обиды. В прощённое воскресенье, просили прощения даже если никого не обидели и у незнакомых тоже. Так заканчивалась масленичная неделя. Открываем словари, запишем новые слова: Масленица, Комоедица, седьмица.

А чтобы она на следующий год пришла, пели песню:

Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!

Масленица, воротись! В новый год покажись!

Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новую жизнь с лёгким сердцем.

Люди издавна воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Древние считали блин символом солнца, он как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блинами они съедают частичку его тепла и могущества для того чтобы было больше сил для работы на полях.

3. Работа в группах

Мы сели по группам, выберите себе капитана, он будет координировать работу группы. На столах у вас задания: в течение урока вы должны записать все обряды этого праздника.

Операционно – познавательный этап:


1. Просмотр клипа «На Ивана Купалу»

Задание группам: назвать обряды, которые вы уведете и услышите в клипе.

(гадания, омовение, очищение, разжигание костров.)

2. Слово учителя (презентация)

3. Самостоятельное чтение текста «Добывание купальского огня»

Задание группам: прочитать, составить и задать вопрос по тексту другой группе.

• Продолжение слово учителя (обряд очищения)

4. Обряд Гадание

задание: Прочитать текст, вставить пропущенные слова, подходящие по смыслу.

5 Учитель: обряд омовения и сбор лекарственных трав.

6. Прочитать текст «Чудный жар с- цвет»

Задание: Постараться выразить главную мысль текста одной фразой

7. Чтение текста из учебника стр 61.

Задание: Из текста выбрать информацию, которая является неожиданной, т. к.противоречит ожиданиям и представлениям.

 Контрольно – оценочный этап

1. Придумать рифмованное четверостишие к предложенным рифмам

Купала, искала, гадала, собирала.

2. Аукцион знаний:

• На торги выставляется “пятерка”. “Купить” ее может каждый желающий.

Условные единицы – ваши знания по сегодняшней теме.

За 2-3 минуты нужно написать как можно больше слов по теме урока (существительные)

3. Проверить, какие обряды праздника записали команды.

4. Вернуться к предметам: каким обрядам соответствуют данные предметы?

Как у нас на кринице отмечают этот праздник?

Что вы знаете об образовании криницы?

8. Практическая работа. (20 -25 мин.)

Итак, сейчас ребята вы должны составить композицию о праздновании этого праздника, где можете показать любой сюжет, который вам больше всего понравился во всём праздновании Масленичной неделе. В помощь вам на партах лежат изображения различных сюжетов, вы можете их использовать в своих эскизах. Сегодня вы сделаете карандашный рисунок, а цветом закончим на следующий урок. Напоминаю у вас должно быть два плана передний, где главные герои вашей композиции и задний - дальний, не забудьте на переднем плане предметы больше по размеру, а в дали меньше. Приступаем к работе.

  1. Выставка готовых эскизов. Рефлексия.(1-2 мин.)

А сейчас проверим какие вы были внимательные на уроке:

  1. С какими новыми словами вы познакомились? (масленица, Комоедица, седьмица,купала.)

  2. Как называли понедельник- встреча

Вторник – заигрыш

Среда – лакомства

Четверг – широкий разгуляй

Пятница – тёщины вечера

Суббота – проводы Масленицы

Воскресенье – прощёное воскресенье.

Вы сегодня прекрасно поработали, а сейчас если вам сегодня очень понравилось на уроке наклейте розовый цвет на лучи изображенного Солнца;

Если понравилось – жёлтый цвет;

А если понравилось не всё – зелёный цвет.

Теперь покажите мне и поверните друг к другу. Какое яркое Солнце у вас получилось, готовое встречать весну.

  1. Итог урока ( 1 – 2 мин.)

Оценки за урок. На следующий урок не забыть краски для работы цветом. Всем спасибо. Урок окончен.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мифологические праздники

Автор: Клецкова Екатерина Ивановна

Дата: 30.01.2018

Номер свидетельства: 453581

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Цаган Сар - калмыцкий праздник весны. "
    ["seo_title"] => string(38) "tsaghan-sar-kalmytskii-prazdnik-viesny"
    ["file_id"] => string(6) "103197"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402571918"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) ""Цаган Сар - калмыцкий праздник весны" "
    ["seo_title"] => string(40) "tsaghan-sar-kalmytskii-prazdnik-viesny-1"
    ["file_id"] => string(6) "103261"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402575396"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Изучение фольклора "
    ["seo_title"] => string(21) "izuchieniie-fol-klora"
    ["file_id"] => string(6) "132333"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416326960"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Сюжетно-тематическая картина "
    ["seo_title"] => string(35) "siuzhietno-tiematichieskaia-kartina"
    ["file_id"] => string(6) "195982"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427988482"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Устный журнал: Независимый Казахстан: 20 лет  мира, согласия и созидания "
    ["seo_title"] => string(75) "ustnyi-zhurnal-niezavisimyi-kazakhstan-20-liet-mira-soghlasiia-i-sozidaniia"
    ["file_id"] => string(6) "182640"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425566039"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства