Просмотр содержимого документа
«Мифологические праздники»
Тема урока: «Искусство и мифология »
Форма урока: получение новых знаний; тип урока - комбинированный
Цели: а) обучения – ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.
б) развития – создавать условия для активизации учащихся в поиске индивидуальных вариантов композиции «Широкая масленица», днем Ивана Купалы.
в) воспитания – прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.
Оформление доски: репродукция Б. М. Кустодиева «Масленица», рисунки учащихся, новые слова.
Ход урока:
Орг. Момент (1-2 мин.) Отметить отсутствующих на уроке.
На доске – девиз урока: Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Думать — коллективно!
Решать — оперативно!
Отвечать — доказательно!
Всем обязательно!
Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами поговорим о замечательном празднике. А о каком вы узнаете, когда послушаете такие строки: Как на этой на неделе из печи блины летели.
С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи!
Угощайся, угощай! Всем блиночков подавай!
С пылу с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте!
Так какой же это праздник, который широко праздновали на Руси. Правильно Масленица.
-А как у нас в селе проходит этот праздник и когда?
Новая тема (10-15 мин.)
Тема нашего урока: «Масленица». Посмотрите, какими яркими красками изобразил художник М. Б. кустодиев «Масленицу» на своей картине как весело отмечали праздник.
Масленица-древнийславянский праздник, который пришёл из языческой культуры. До 16 века этот праздник называли «Комоедица», что означает многодневный праздник торжественной «встречи Весны», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам после дня весеннего равноденствия (20или 21 марта), когда день начинал становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега. Открываем словари запишем новые слова: В этот день почитали славянского Медвежьего бога, которого называли Ком и приносили ему блины (отсюда и выражение «первый блин комам т. е. медведям. А в 16 веке Масленица была принята Церковью взамен древней славянской Комоедицы и православный праздник стал называться сырной или мясопустной неделей. (Показ презентации «традиции масленичной недели).
А эту неделю называли по особому, и сейчас я вам предлагаю отгадать как. Посмотрите, на партах у вас есть чайнворд, который нужно разгадывать слова, записывая их только по горизонтали. А также у вас есть подсказки.
7
в
о
С
к
р
е
с
е
н
ь
е
4
ч
Е
т
в
е
р
г
3
с
р
е
Д
а
1
п
о
н
е
д
е
л
Ь
н
и
к
8
М
а
с
л
е
н
и
ц
а
2
в
т
о
р
н
И
к
5
п
я
т
н
и
Ц
а
6
с
у
б
б
о
т
А
Понедельник – встреча - делали куклу Масленицу наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник –заигрыш – дети и взрослые ходили от дома к дому поздравляли с праздником и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.
Среда –лакомка – в этот день тёщи приглашали зятьёв на блины. С этого дня катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга целыми семьями.
Четверг –широкий, разгуляй – четверток – в этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, строили снежные городки, катались с гор на санях, лыжах, ряженые веселили народ, угощались блинами.
Пятница – тёщины вечера – тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели песни и плясали.
Суббота – проводы масленицы – куклу Масленицы провозили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых все пели. Шутили, плясали.
Воскресенье – прощённый день – это были проводы масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. Многие думают, что сжигают чучело масленицы, но это не так, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают! А пепел развевали над полями – «богатый урожай». Просили прощения и прощали друг другу все обиды. В прощённое воскресенье, просили прощения даже если никого не обидели и у незнакомых тоже. Так заканчивалась масленичная неделя. Открываем словари, запишем новые слова: Масленица, Комоедица, седьмица.
А чтобы она на следующий год пришла, пели песню:
Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!
Масленица, воротись! В новый год покажись!
Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новую жизнь с лёгким сердцем.
Люди издавна воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Древние считали блин символом солнца, он как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блинами они съедают частичку его тепла и могущества для того чтобы было больше сил для работы на полях.
3. Работа в группах
Мы сели по группам, выберите себе капитана, он будет координировать работу группы. На столах у вас задания: в течение урока вы должны записать все обряды этого праздника.
Операционно – познавательный этап:
1. Просмотр клипа «На Ивана Купалу»
Задание группам: назвать обряды, которые вы уведете и услышите в клипе.
3. Самостоятельное чтение текста «Добывание купальского огня»
Задание группам: прочитать, составить и задать вопрос по тексту другой группе.
• Продолжение слово учителя (обряд очищения)
4. Обряд Гадание
задание: Прочитать текст, вставить пропущенные слова, подходящие по смыслу.
5 Учитель: обряд омовения и сбор лекарственных трав.
6. Прочитать текст «Чудный жар с- цвет»
Задание: Постараться выразить главную мысль текста одной фразой
7. Чтение текста из учебника стр 61.
Задание: Из текста выбрать информацию, которая является неожиданной, т. к.противоречит ожиданиям и представлениям.
Контрольно – оценочный этап
1. Придумать рифмованное четверостишие к предложенным рифмам
Купала, искала, гадала, собирала.
2. Аукцион знаний:
• На торги выставляется “пятерка”. “Купить” ее может каждый желающий.
Условные единицы – ваши знания по сегодняшней теме.
За 2-3 минуты нужно написать как можно больше слов по теме урока (существительные)
3. Проверить, какие обряды праздника записали команды.
4. Вернуться к предметам: каким обрядам соответствуют данные предметы?
Как у нас на кринице отмечают этот праздник?
Что вы знаете об образовании криницы?
8. Практическая работа. (20 -25 мин.)
Итак, сейчас ребята вы должны составить композицию о праздновании этого праздника, где можете показать любой сюжет, который вам больше всего понравился во всём праздновании Масленичной неделе. В помощь вам на партах лежат изображения различных сюжетов, вы можете их использовать в своих эскизах. Сегодня вы сделаете карандашный рисунок, а цветом закончим на следующий урок. Напоминаю у вас должно быть два плана передний, где главные герои вашей композиции и задний - дальний, не забудьте на переднем плане предметы больше по размеру, а в дали меньше. Приступаем к работе.
Выставка готовых эскизов. Рефлексия.(1-2 мин.)
А сейчас проверим какие вы были внимательные на уроке:
С какими новыми словами вы познакомились? (масленица, Комоедица, седьмица,купала.)
Как называли понедельник- встреча
Вторник – заигрыш
Среда – лакомства
Четверг – широкий разгуляй
Пятница – тёщины вечера
Суббота – проводы Масленицы
Воскресенье – прощёное воскресенье.
Вы сегодня прекрасно поработали, а сейчас если вам сегодня очень понравилось на уроке наклейте розовый цвет на лучи изображенного Солнца;
Если понравилось – жёлтый цвет;
А если понравилось не всё – зелёный цвет.
Теперь покажите мне и поверните друг к другу. Какое яркое Солнце у вас получилось, готовое встречать весну.
Итог урока ( 1 – 2 мин.)
Оценки за урок. На следующий урок не забыть краски для работы цветом. Всем спасибо. Урок окончен.