kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические разработки уроков по изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по изо, по теме матрешка, разработана для обучающихся 5 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки уроков по изобразительному искусству»

Уроки изобразительного искусства в 5 классе по теме «Красавица матрешка»

 

Цель: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мас­теру, создающему красоту на радость людям. Углубить знания о русской на­родной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

Задачи: Обучить умению выделять характерные средства художественной вырази­тельности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матре­шек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана. Научить расписы­вать бумажные силуэты матрешек в традициях семеновских мастеров. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполнен­ных работ, уважать мнение товарища.

Оборудование: Для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт матрешки, кисть, гуашь.

Для учителя: матрешки, презентации "О чем говорят матрешки?", "Угадай-ка", "Технологическая последовательность изготовления матрешки"

 

План урока

1. Организационный момент

2. Вводная беседа. Игра «Ярмарка».

3.Изучение теоретического материала по плану:

4. Закрепление изученного материала в  игре «Угадай-ка»

5. Физкультминутка «Мы матрешки»

6. Самостоятельная работа. 20 мин.

7. Подведение итогов.

 

1. Организационный момент

 

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь. 
С усердием трудитесь!

 

2. Звучит песня “ Коробейники”

 

Учитель достает расписной сундучок, приговаривая:

 

Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ.

 

Учитель: Вы, конечно, догадались, почему наш урок начался с этой старинной русской песни. (Обращаю внимание на короб) Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем короб? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

 

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока. 
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке. 
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).

 

3.Изучение теоретического материала

 

У матрешки дед – японец. Первая русская матрешка

 

В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку – большеголового деревянного японца.  Раскроешь его, а  в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму,  что означает веселый складной старичок.  Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде.

 

Матрешка – символ материнства

 

Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весь­ма условен.

Образ женщины — матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл популярной игрушки.

 

Матрешка – обобщенный образ русской красавицы

 

Условны форма игрушки, изображе­ние ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, малень­кий рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

 

Технология изготовления и росписи матрешки

 

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. 
По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи.  А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек лаки­руют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски при­обретают особую яркость.

 

Матрешка – символ русского народного искусства.

 

Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из символоврусского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец.

 

Традиционные матрешки и их отличительные особенности

 

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посадекак забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами. 

1. Сергиевская (загорская) матрешка Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы (г. Загорск, Московская область). Она также наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.

Взял я в руки кисть и краски,

 Стал волшебником из сказки.

На матрешке яркий сарафан

Расписал под Полховский Майдан.

(Народное творчество)

 

2. Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с желтым. Все объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский - Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют “кудри” - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” - чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.

Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

3. Семеновская матрешка из города Семёнова, Горьковской области (Семёновский район). Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по – своему. Сочетание красителей (анилиновых), жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.

Их изображение соче­тается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обо­значает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, ук­рашенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». В этом году знаменитой семеновской матрешке исполнилось 85 лет.

Эти матрешки отличаются и по форме. Загорская – широкая, семеновская – несколько вытянутая, матрешка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотненной головкой. Есть и авторские матрешки.

 

Современные авторские матрешки

 

В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрешки С.В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрешки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрешек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, лукошками, различными ковшами и кувшинами. Художественное решение у современных художников более декоративное, чем иллюстративное. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.

 

По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрешек.

1. Первыми среди них могут быть названы матрешки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры. Такая кукла-матрешка представляет собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места. Популярным является изображение Троице-Сергиевой лавры, памятников древнерусской архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов.

2. Существуют матрешки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова. Наряду с пейзажами мастера не пренебрегают и сюжетными изображениями. Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России. Уже в пейзажных композициях чувствуется стремление передать особенности эмоционального склада российского народа. Особенно ярко это проявляется в росписях матрешек с сюжетными композициями современных художников, например Константина Васильева, с его загадочными образами, символизирующими великую Русь.

3. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина.

4. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Отдельные мастера из Семенова используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Жостово», матрешки «под Палех».

5. Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрешек, изображающих современных политиков, носит несколько шаржированный характер. К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных артистов, спортсменов.

 Русская расписная матрешка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает столь пристальное внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране, так и за рубежом.

 

4. Закрепление изученного материала в  игре «Угадай-ка»

 

И хотя родилась матрёшка не в России, мы считаем её родной.

 

Вопросы на закрепление изученного материала:

Чем вам нравится матрёшки?

Из каких материалов делали эти игрушки?

Как раскрашивали сергиевопосадские игрушки?

Что означает мат­решка?

Какие черты русской красавицы отражены в матрешке?

Как украше­ны полхов-майданские матрешки?

Где расположен букет у семеновской мат­решки? Какие цвета использовали для росписи семеновской матрешки?

 

А сейчас поиграем в игру “ Угадай матрешку” (по презентации с матрешками)

 

Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:

 

“Я с таинственной игрушкой

заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

то их восемь, то одна”.

 

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

 

5. Физкультминутка «Веселые художники»

 

Класс делится на 3 группы. С завязанными глазами под мелодию “Песенка о смешном человечке” А. Пахмутовой нарисовать матрешку всей группой. Непременное условие – с завязанными глазами. Один начинает рисунок, другой продолжает и т. д.

 

 

6. Самостоятельная работа

 

И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. Но сначала сконструируем нужную форму. (Вырезаем форму из бумаги, сложенной вдвое)

 

Последовательность выполнения работы:

 

1. Обведи по контуру матрешку.

2. Нарисовать лицо вам поможет круг.

3. Нарисуй платок.

4. Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.

5. Осторожно нанеси карандашом на лице 2горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком).

6. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки.

7. Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.

8. Раскрась матрешку. Декоративные цветы, украшающие матрешку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрешки.

 

Учитель: А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.

 

Учитель: Какую матрешку ты задумал?

- Кому ее можно подарить? (другу, подруге, гостям)

 

По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективном панно. Дети вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет?

 

7. Подведение итогов

 

…Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методические разработки уроков по изобразительному искусству

Автор: Королёва Светлана Александровна

Дата: 28.02.2018

Номер свидетельства: 460199

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Городецкая роспись" "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-po-tiemie-gorodietskaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "189056"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426791095"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: "Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства". "
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskaia-razrabotka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-na-tiemu-soviershienstvovaniie-mietodik-priepodavaniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "239925"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444906431"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Методическая разработка по изобразительному искусству план-конспект "Текст в изображении""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_plan_konspekt_tekst_v_izo"
    ["file_id"] => string(6) "611178"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1658229364"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка уроков Изобразительное искусство (область Искусство)  Тема III четверти: «Декор – человек, общество, время»  Класс: 5 "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-razrabotka-urokov-izobrazitiel-noie-iskusstvo-oblast-iskusstvo-tiema-iii-chietvierti-diekor-chieloviek-obshchiestvo-vriemia-klass-5"
    ["file_id"] => string(6) "145423"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418915119"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Развитие коллективного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства в гимназии» "
    ["seo_title"] => string(105) "razvitiie-kolliektivnogho-tvorchiestva-uchashchikhsia-na-urokakh-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-ghimnazii"
    ["file_id"] => string(6) "123519"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414511761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства